Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья "Особенности изучения глагола в 6 классе ООШ по УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др."

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

УДК 94(47).084.3/6.(035)

Поспелова Людмила Андреевна

Особенности изучения глагола в 6 классе ООШ по УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.

Статья знакомит с опытом работы автора на производственной практике в 6 классе по программе Т.А. Ладыженской. Особое внимание уделяется формам, методам и приемам организации работы на уроках русского языка по разделу «Глагол» в 6 классе.

Ключевые слова: технологическая карта, практика, результаты проверки, результат обучения.

Pospelova L.A.

Shadrinsk, Russia

Features of the study of the verb in the 6th grade of the OOSH on the UMK M. T. Baranov, T. A. Ladyzhenskaya, etc.

The article introduces the author's experience in industrial practice in the 6th grade according to the program of T. A. Ladyzhenskaya. Special attention is paid to the forms, methods and techniques of organizing work in the Russian language lessons in the section "Verb" in the 6th grade.

Keywords: technological map, practice, test results, training result.

Наша производственная практика по русскому языку проходила в городе Далматово в МКОУ «Далматовская СОШ №2» в 6 классе. Одной из целей практики являлось достижение высоких результатов обучающихся на уроках русского языка в 6 классе по теме «Глагол».

При изучении раздела «Морфология. Орфография. Культура речи» по программе Т.А. Ладыженской учащиеся 6 класса приступили к изучению темы «Глагол». Нами были даны уроки по таким темам, как: «Разноспрягаемые глаголы», «Глаголы переходные и непереходные», «Наклонение глагола», «Безличные глаголы».

Планируя уроки, составляя технологические карты уроков по разделу «Глагол», мы старалась использовать различные методы и приемы обучения для того, чтобы детям было интересно на уроках, чтобы материал был доступен и хорошо усваивался детьми, чтобы учащиеся получили все необходимые знания и умения, предусмотренные программой. Для достижения поставленной цели использовались следующие технологии: проблемное обучение, развивающее обучение, развитие критического мышления, создание ситуации успеха на уроке, информационные технологии.

На каждом уроке русского языка создавались проблемные ситуации, а учащиеся находили способы решения поставленных проблем. Например, при изучении темы «Глаголы переходные и непереходные» была применена проблемная технология:

- Прочитайте стихотворение на карточках. Найдите глаголы и выпишите их, вставляя пропущенные гласные в окончаниях. Определите грамматические признаки глаголов.

Тропинка продолжа..т..ся ,

Опять в траве теря..т..ся,

Опять в овраг спуска..т..ся,

И в поле вдруг конча..т..ся.

-Какие грамматические признаки отметили в этих глаголах?

-Проверим на слайде.

Морфологические признаки глагола: Вид (совершенный и несовершенный); Переходность (переходный или непереходный); Возвратность (возвратный или невозвратный); Спряжение (I или II); Число (единственное или множественное); Время (прошедшее, настоящее, будущее);Лицо (1, 2, 3); Род (в прошедшем времени).

- Все ли признаки назвали? (нет)

- Какое затруднение возникло? (переходность)

- Почему возникло затруднение? (данная тема не изучена)

- О чем сегодня пойдет речь? Предположите тему урока. (Глаголы переходные и непереходные)

- Определите цели урока (узнать, что такое переходность; научиться отличать переходные и непереходные глаголы).

При изучении темы «Морфологический разбор глагола» использовали прием критического мышления. Дети составляли кластер на тему «Глагол», работали в парах и обсуждали созданные кластеры, находили противоречия и совпадения. Также на данном уроке использовали прием «Корзина», куда учащиеся собирали все, что знают по данной теме. Дети называли сведения о глаголе, а заранее напечатанные листы с правильными ответами прикреплялись к корзине.

На уроках русского языка активно использовался прием «Письмо с дырками», например по теме «Разноспрягаемые глаголы»:

Задание: вставьте пропущенные буквы, в скобках укажите спряжение глагола.

Всё небо заволокло тёмными тучами. Покаж..тся (__) солнце, обдаст (___) блеском седой океан и вновь скро..тся (__) за тучами. Ветер во..т (__), свистит (__) в ушах, сотряса..т (__), гнёт (__) их.

Частыми на наших уроках были такие приемы: «Мозговая атака», «Групповая дискуссия», «Перепутанные логические цепочки», «Ключевые термины». На каждом уроке использовался «Нестандартный вход в урок» - сказка про глагол, эпиграфы, стихи и др.

На нашейц практике еще раз была подтверждена мысль о том, что ситуация успеха должна быть неотъемлемой частью урока, поэтому на уроках применяли групповую форму работу, так как работа в группе благоприятна для включения каждого обучающегося в активную работу. Например, по теме «Употребление наклонений» класс был разбит на три группы – первая группа работала по теме «Изъявительное наклонение», вторая группа работала по теме «Условное наклонение» и третья группа работала по теме «Повелительное наклонение». Задания были даны по силам и интересам, поэтому каждый обучающийся чувствовал свою значимость в группе.

Итогом нашей работы стала проверка знаний и умений учащихся по теме «Глагол» в 6 классе. Для этого мы использовали форму развивающего контроля в виде теста. На первом уроке после изучения раздела «Глагол» дети выполняли контрольный тест, который был спланирован заранее. К тесту был подготовлен эталон проверки.

На этапе мотивации первого урока развивающего контроля были созданы условия для ситуации успеха – прием «Мозговая атака», где дети в течение 2-3 минут вспоминали все, что знают о глаголе. После написания контрольной работы учащиеся сравнивали выполненный тест с эталоном, фиксировали результаты, не исправляя ошибок. В конце урока каждый учащийся сам выставил себе оценку.

На втором уроке развивающего контроля учащиеся уже сами находили свои ошибки, фиксировали затруднения и определяли пути их исправления. Некоторые учащиеся затруднялись найти свои ошибки, поэтому был заранее подготовлен перечень вопросов: Какое задание я выполнял? С какой темой в разделе «Глагол» это было связано? В чем возникло затруднение? Каких знаний и умений мне не хватило для правильного решения?

В предложенном детям контрольном тесте были допущены подобные ошибки на определение переходных и непереходных глаголов; на определение глаголов изъявительного наклонения глаголов; на работу по нахождению безличных глаголов. Класс был разбит на три группы, каждая группа вела работу с эталоном проверки – это глава учебника. Для каждой группы была поставлена общая цель – устранение пробелов в знаниях и их коррекция.

Первая группа выполняла задание на стр.109 учебника (автор Ладыженская Т.А. и др.) - чтение правила и памятки по теме «Переходные и непереходные глаголы». Вторая группа работала с изъявительным наклонение глаголов – чтение правила на стр. 114 учебника. Учащиеся третьей группы вспомнили безличные глаголы на стр.131 учебника. Для каждой группы были даны аналогичные задания тем, в которых ранее учащимися были допущены ошибки. В завершении работы в группах учащиеся делились наработанным материалом – рассказывали правило, разбирали выполненное задание по данному правилу. Для коррекции ошибок по разделу «Глагол» с учащимися была проведена игра «Лови ошибку»: в заданиях необходимо было найти ошибки и пути их исправления.

На этапе рефлексии обучающиеся сравнивали выполненную работу с готовым эталоном, сопоставляли свою оценку с оценкой педагога.

Результаты проверки развивающего контрольного теста показали: из 30 обучающихся 6 класса – оценку «5» получили 11 учащихся, «4» - 10 учащихся, «3» - 7 учащихся, «2» -2 учащихся (93% выполнения, 70% качества. Средний бал –4).

Анализ выполненной контрольной работы по разделу «Глагол» показал, что поставленная цель достигнута. Результаты работы оказались достаточно высокими.

В заключение отметим, что использование различных методов и приемов обучения способствует лучшему усвоению материала, его закреплению и формированию прочных навыков.

Список использованных источников:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области