Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект урока на тему "Сравнительная характеристика Ленского и Онегина"

Цель раскрыть особенность взглядов, истоки вос­питания, образования Евгения Онегина сопоставить двух героев романа Онегина и Ленского.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема. Образ Евгения Онегина. Онегин и Ленский.

Цель; раскрыть особенность взглядов, истоки вос­питания, образования Евгения Онегина; сопоставить двух героев романа: Онегина и Ленского.

Ход урока

1, Вопросы на знание текста

1. Каким предстает Онегин в 1-й главе романа? (Скептиком, человеком, разочаровавшимся во всем.)

2. Анализ образа Онегина (по 1-й — 4-й главам ро­мана).(см. материал предыдущего урока

2)Что представляет собой Онегин к моменту появления на страницах романа, к восемнадцати годам?
(К восемнадцати годам Онегин — человек, уже много перечувствовавший, развращенный светом, бездея­тельностью.)

3)Как характеризует Онегина самое начало 1-й главы — внутренний монолог героя? (Как человека равнодушного к судьбе своего дяди.)

Как вы думаете, почему Онегин стал скептиком? (Не видит смысла жизни.)

Как проводит Онегин время в деревне? («Ску­чал».)

Изменила ли Онегина первая встреча с Татьяной, ее письмо? (Нет, Онегин по-прежнему не верит в любовь.)

3. Онегин и Ленский: сопоставительная характеристика.

Расскажите о том, как складывался жизненный путь героя до знакомства с Онегиным.

Ленский  «сердцем милый был невежда». Он получил образование в «Германии туманной». Увлеченный идеями немецкой предромантической литературы и идеалистической философии, оторванный от российской реальности, Ленский пленяется блеском и шумом жизни, предается розовым мечтам, верит в высокие идеалы. На фоне онегинского разочарования ярко проявляется энтузиазм Ленского, который «верит мира совершенство».

Каково отношение Онегина и Ленского к дружбе и любви?

Для Ленского дружба — одна из потребностей его натуры. Вера в дружескую преданность, культ дружеской верности для него незыблемы. Онегин, хотя по-своему и привязан к юному соседу, вначале общается с ним «от делать нечего», ведь ему еще в Петербурге «друзья и дружба надоели».

Полярно противоположны герои и во взглядах на любовь. Для Онегина это чувство не страсть, а лишь развлечение, флирт. Свет убил веру в возможность высокой любви. Резко противопоставлены угаснувшим страстям Онегина восторженные чувства Ленского — любовь, освещенная поэтическим воображением, возвышенными мечтами, пламенным восторгом.

Сравнительный анализ Ленского и Онегина. 

- На какие темы беседуют Онегин и Ленский?

Беседы друзей касаются философских, политических, экономических, нравственных проблем, волновавших передовых людей эпохи, конечно, при этом каждый пытается решать эти вопросы «судьбы и жизни» сквозь призму своего мировоззрения.

Ленский – романтик, Онегин – реалист, трезво оценивающий жизнь.


И Онегин, и Ленский на голову выше окружающих, резко выделяются как в светском обществе, так и среди поместного дворянства. Недаром соседи-помещики называли Онегина «фармазоном», осуждали вызывающие, с их точки зрения, его манеры и поведение, и Ленский «столь же строгому разбору в соседстве повод подавал». Высокий интеллект, широкий кругозор выделяют героев из обычной помещичьей среды.

3. Проанализируем один день из жизни Онегина (дом - бал - театр - ресторан - бульвар)

Прочитаем Воспитание и обаз жизни Онегина (1глава)

Воспитание, образование Ленского (2глава)

4. Составление таблицы

Общее

Различное

Оба подавали повод для «строгого разбора» соседей

Онегин «учился понемногу», а Ленский окончил Геттингенский

университет

Обоих соседи воспринимали как возможных женихов для своих дочек.

Онегину «наскучил света шум», а Ленский «от хладного

разврата света /ещё увянуть» не успел

Они находили общие темы для

обсуждения и разговоров:

«все подвергалось их суду…»

Для Онегина «красавицы недолго были /Предмет

его привычных дум», а Ленский верил,

«что душа родная/ Соединиться с ним должна…»

Обоим не нравились сельские

пиры, «благоразумные» разговоры соседей «о сенокосе, о вине...» и глупые разговоры их жён

Онегину «друзья и дружба надоели», а Ленский

«верил, что друзья готовы /За честь его приять оковы»

«Чаще занимали страсти /

Умы пустынников моих…»

У Онегина «ничего не вышло из пера его», а

Ленский был поэт, «с лирой странствовал на свете»

Взаимоуважение. Ленский

тянулся к Онегину как к старшему

другу и интересному собеседнику.

Онегин, язвительный ко всем соседям,

был снисходителен и

великодушен к Ленскому

Волна и камень, /Стихи и проза, лёд и пламень / Не столь

различны меж собой…»

«От делать нечего друзья…»

«Меж ними всё рождало споры…»


11.Обобщение

Ленский наделен романтическим мироощущением со всеми свойственными ему сильными и слабыми сторонами. Он дорог Пушкину как человек особенного душевного склада, обладающий «пылким и довольно странным» умом, поэтическим вдохновением, той возвышенной мечтательностью, которую дано испытать только в юности. Недаром даже Онегин «слушал Ленского с улыбкой» и «охладительное слово в устах старался удержать». При этом автор в равной мере замечает и наивность Ленского, его незнание жизни и людей: поэт рассуждает о высокой любви, а полюбил пустую кокетку, он полон вдохновенья, но пишет «темно и вяло». Но и сам Пушкин в юности пережил увлечение романтизмом, поэтому Ленский вызывает в нем не только ироническую, но и добрую улыбку.

Что ближе Пушкину: скептицизм Онегина или романтизм Ленского?

Автор отстаивает равноправие различных взглядов на жизнь, у каждого из его героев за плечами не только ошибки и слабости, но и бесценный, пусть пока небольшой, жизненный опыт, попытка осмысления мира и себя в нем.

3.Целевая установка

«Евгений Онегин» - роман, основу которого составляют взаимоотношения двух основных героев – Онегина и Татьяны. Татьяна – сердце романа, Онегин – разум. Человек чувствует прежде всего сердцем. А только потом осмысливаем поступки, события, анализируем их. Поэтому Татьяна (чувствует) делает всё ранее других. А разум отстаёт от действительности. Поэтому Онегин всегда опаздывает: и к началу спектакля, и к дуэли, и на именины Татьяны, и любовь его опоздавшая.

Итак, сегодня мы проследим историю любви героев, причины их трагедии.

4. Анализ 3 главы «Татьяна, русскою душою…»

-У кого проводит Ленский все вечера? (Мы узнаём, что Ленский все вечера проводит у Лариных).

-Что говорит об этом Онегин? (I) (Он не понимает, что интересного нашёл друг в обществе простой семьи, где только и разговоров, что «про дождь, про лён, про скотный двор»).

- Что на это отвечает Ленский? (II) («Я модный свет ваш ненавижу, милее мне домашний круг»). 

-Как знакомится Онегин с Татьяной? (Поэт Ленский, влюблённый в Ольгу, приглашает Евгения к Лариным, чтобы познакомить с избранницей своего сердца).

- Как происходит знакомство Онегина с семьёй Лариных? (III) (Когда приехал Онегин к Лариным, те стали готовить угощенья).

-Прав ли Онегин, сказав Ленскому после встречи: « Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт? (Прав. Татьяна поразила его глубиной душевного мира, поэтичность, робостью, замкнутостью. Онегин увидел своё сходство с ней.)

- Что говорит Онегин об Ольге? (V) («В чертах у Ольги жизни нет, кругла, красна лицом она, как эта глупая луна»).

- Какое впечатление произвело на Лариных появление Онегина? (VI) (Было решено, что у Татьяны появился жених, поговаривали даже, что дело уже слажено и вот-вот назначат свадьбу).

- О чём думает Татьяна? Найдите строчки, подтверждающие влюблённость Татьяны в Онегина. (VII и IX) (Пришла пора, она влюбилась. Теперь с каким она вниманьем читает сладостный роман..).

-Почему любовь Татьяны к Онегину вспыхивает мгновенно? (Она вообразила его героем своего романа, Онегин был не похож на тех людей, которые окружали Татьяну в деревне).

-Как автор относится к этому чувству? (Он жалеет Татьяну: «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слёзы лью; ты в руки модного тирана уж отдала судьбу свою. Погибнешь милая..»).

- Какие чувства испытывает Татьяна в этот момент? (XVI) (Чувства тоски и грусти).

-С кем делится Татьяна своей тайной? Почему? (XVII-XVIII )   (Но няня не понимает Татьяну, так как вышла замуж не по любви, чувства её давно угасли).

- Няня замечает, что Татьяна не слушает её. Что на это отвечает Татьяна? (XIX, XX)  («Я не больна: Я… знаешь, няня… влюблена»).

- Что дальше делает Татьяна? (XXI) (Она просит няню оставить её одну и дать ей перо и бумагу. Татьяна пишет письмо Онегину).

-Почему Татьяна решилась написать Онегину?  (Нужно было очень сильно полюбить, чтобы решиться написать Онегину первой. Её поступок достаточно смелый. Татьяна жила в 19 веке).

Выразительное чтение письма Татьяны  ( XXXI ).

- Письмо Татьяны – это перевод с французского языка. Писать по-французски, думать на чужом языке – это показатель высокой образованности.

- Что происходит после того, как Татьяна написала письмо? (Запечатав письмо, Татьяна просит верную няню послать своего внука с письмом к Онегину. Прошёл день, другой, а ответа всё не было).

- Что чувствует Татьяна в этот момент? (XXXVIII) (Татьяна мечется, ждёт скорее не ответа, а его самого. В её порыве всё: и жажда встречи, и любовь, и испуг, и стыд, и радость, и трепет сердца.«Душа в ней ныла, и слёз был полон томный взор»).

- Вдруг она слышит конский топот…Она бежит в сад и видит Евгения.

III. Подведение итогов.

- Сегодня мы с вами проанализировали характеры Татьяны и Ольги, определили, чем они различны. Давайте вернёмся к значениям имён Ольги и Татьяны и ответим на вопрос, сходи ли характеры героинь со значением их имён.

IV . Домашнее задание.

1.Прочитать  IV   главу.

2.Подготовить выразительное чтение письма Татьяны.

3.Выполнить тестовые задания по содержанию 3 главы (Приложение №3)

Приложение №1

Два типа героя в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Черты сходства и отличия героев:

А) Портрет

Онегин …

«Всегда восторженная речь и кудри чёрные до плеч»

Б) Воспитание, образование

Гувернёр Онегина «Слегка за шалости бранил и в летний сад гулять водил»

«Он из Германии туманной привёз учёности плоды»

В) Отношение к дружбе

Онегин …

Ленский …

Г) Отношение к любви

Он знал «науку страсти нежной»

Романтичное отношение к любви Ленского

Д) Отношение к ним поместных дворян

«Сосед наш неуч, сумасбродит, он пьёт одно стаканом красное вино»

Ленский воспринимается как жених

3. Причины их дружбы

А) …

Б) …

В) «от делать нечего друзья»

4. Отношение автора к героям.

Приложение №2

Тест по 2 главе

1.О ком это:

«Ярем он барщины старинной

Оброком лёгким заменил…»?

2.С чего начинается 2 глава?

3. Чья это характеристика:  «Лет сорок с ключницей бранился,   в окно смотрел и мух давил»)?

4. Чья это характеристика:  «И в голос все решили так, что он опаснейший чудак»?

5.  О чём ведут разговоры Онегин и Ленский?

6.  Чья это характеристика:   «Всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро весела…»?

7. Чья это характеристика:  «Красавец, в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт»?

8.О ком говорится в следующих строках:  «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень …»?

9.Кто казался чужим (ой) в своей семье?

10.Кто любил Ричардсона?

11. Чья это характеристика:  «Он пел разлуки и печаль, и нечто, и туману даль»?

12. Чья это характеристика: «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива»?

13. Чья это характеристика:  «Богат, хорош собою, везде был принят как жених»?

14. О ком это:  «Ей рано нравились романы; они ей заменили всё»?

15. О ком это:  «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины …»?

Приложение №3

Тест по 3 главе романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Правда или неправда, что...

1. Владимир Ленский проводил вечера у Лариных.

2. Онегину принадлежат слова:  «Я модный свет ваш ненавижу; милее мне домашний круг».

3. Евгений Онегин просит Ленского познакомить его с семьёй Лариных.

4. Татьяна грустна и молчалива, как Светлана. В Татьяну.

5. Владимир Ленский влюблён в Татьяну.

6. О свадьбе Ленского и Ольги давно уж было решено.

7.Онегин говорит об Ольге:  «В чертах у Ольги жизни нет, кругла, красна лицом она, как эта глупая луна».

8. Татьяна влюбилась в Ленского.

9.Татьяна  вообразила Онегина героем своего романа.

10.Татьяна рассказывает о своих чувствах сестре Ольге.

11. Няня думает, что Татьяна больна.

12.Татьяна пишет Евгению письмо.

13. Письмо передаёт Онегину сын няни.

14. Прошёл день, другой, а ответа всё не было.

15. Встреча Татьяны с Онегиным произошла в доме Лариных.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области