Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся. Но каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. Рассмотрим особенности формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе.

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка в его тесной взаимосвязи с учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальном литературном образованием.

Материал курса «Русский язык» представлен в основной программе, принятой министерством образования и науки Российской Федерации, следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация.

Рассмотрим языковой материал курса с точки зрения формирования универсальных учебных действий. В разделе программы «Фонетика и графика» учащиеся знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, развивая тем самым знаково-символические действия. Формированию универсальных логических действий способствует развитие умения характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие); делить слова на слоги; выделять случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Умение произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов обеспечивает развитие познавательного действия моделирования и преобразования модели. Знание последовательности букв в русском алфавите, умение пользоваться алфавитом необходимо учащимся для упорядочивания слов и поиска нужной информации при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений: видеть орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; графически обозначать орфограмму и условия выбора; находить и исправлять орфографические ошибки. Эти знания способствуют формированию универсальных логических действий.

Следующей содержательной линией материала курса «Русского языка» является «Морфемика». При изучении этого раздела учащиеся знакомятся с понятием «однокоренные (родственные) слова»; учатся различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; различать изменяемые и неизменяемые слова; находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; учатся образовывать однокоренные слова с помощью приставок и суффиксов; разбирать слова по составу. Все эти знания и умения способствуют формированию универсальных логических действий. Кроме того, в данном разделе изучаются такие понятия как проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слова; правописание безударных гласных в корне слова; правописание парных согласных в корне слова; правописание слов с непроизносимыми согласными; правописание удвоенных согласных; правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря способствуют формированию таких познавательных учебных действий, как анализ, синтез, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания.

В разделе «Морфология» учащиеся изучают, начиная с 1 класса, на разных уровнях три части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, в III классе знакомятся с местоимениями и наречиями.

Изучая имя существительное, учащиеся знакомятся со значением и употреблением его в речи, учатся опознавать имена собственные, различать имена существительные, отвечающие на вопрос «кто?» и «что?», мужского, среднего и женского рода. Данные умения необходимы для развития логических действий анализа, синтеза, классификации. Знакомство учащихся со способами изменения имен существительных (по числам, по падежам), умение различать падеж, в котором употреблено имя существительное способствуют развитию общеучебного действия – умения структурировать знания.

При изучении имени прилагательного, его значения и употребления в речи, способов изменения прилагательных (по родам, числам и падежам) у учащихся формируются логические и общеучебные действия.

При изучении глагола, его значения и употребления в речи, неопределенной формы глагола, вопросов «что сделать?» и «что делать?» у учащихся развиваются такие логические действия, как анализ, синтез, классификация. При знакомстве с изменением глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение), со способами определения 1 и 2 спряжения глаголов, с изменением глаголов прошедшего времени по родам и числам у учащихся совершенствуются такие познавательные учебные действия, как умение структурировать знания, анализ, синтез, классификация.

Кроме самостоятельных частей речи, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трех группах слов в русском языке – самостоятельных, служебных, междометиях и об их функциях в речи.

Из раздела «Синтаксис и пунктуация» учащиеся знакомятся с понятиями предложение, словосочетание, текст, со знаками препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Учатся различать понятия предложение, словосочетание, текст, находить их сходства и различия. Кроме этого, учатся различать предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске.

Дети учатся находить главные члены предложения (подлежащее, сказуемое), видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении, самостоятельно составлять предложения с однородными членами с союзами и без союзов, различать простые и сложные предложения.

Все полученные знания и умения способствуют формированию общеучебных универсальных действий (моделирование, умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме); логических универсальных действий (анализ, синтез, сериация, классификация).

Помимо описанных выше разделов в курс русского языка входит раздел «Развитие речи». Он не выделен в качестве специального раздела, но является ведущим направлением работы по русскому языку в курсе начальной школы. В работе по развитию речи одним из основных направлений является количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов, а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов. Развитие данных умений способствуют формированию таких общеучебных универсальных действий, как поиск и выделение необходимой информации.

Следующим направлением в данном разделе является развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью; самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов. Данные умения необходимы учащимся для формирования познавательных общеучебных действий: умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме; для формирования универсальных логических действий: анализ, синтез, сериация, классификация.

Не менее важным направлением в данном разделе является развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста. Данные умения и навыки способствуют формированию коммуникативных универсальных действий: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; общеучебного универсального действия - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; логических универсальных действий: анализ, построение логической цепи рассуждений.

Рассмотрим структуру урока русского языка с точки зрения формирования универсальных учебных действий. Она, как известно, зависит от типа урока. В начальной школе проводятся уроки объяснения нового материала, уроки развития умений и навыков, уроки повторения, обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, уроки развития речи. Остановимся на структуре урока первого типа.

Первым этапом является организационный момент, мотивирующий деятельность учащихся на уроке. Этот этап способствует формированию регулятивного универсального действия волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии.

Вторым этапом проводится тренировка в чистописании (при необходимости). На этом этапе идет закрепление навыка начертания букв, способов соединений, идет работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера.

Третьим этапом урока проводится взаимодиктант или самодиктант на изученные орфограммы. На данном этапе идет развитие регулятивных (контроль, коррекция, оценка) и коммуникативных универсальных действий (планирование учебного сотрудничества со сверстниками).

На четвертом этапе идет введение в тему, запись темы. Рекомендовано, чтобы тема была сформулирована учащимися, так как это способствует развитию у них регулятивного универсального действия прогнозирования.

На пятом этапе идет зрительное восприятие материала для наблюдения, на основе которого создается проблемная ситуация. Развивается регулятивное действие - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.

Шестым этапом проводится эвристическая беседа по вопросам. В ходе беседы происходит «открытие» нового знания.

На седьмом этапе учащиеся самостоятельно формулируют вывод, правило или определение и сравнивают собственную формулировку с формулировкой учебника, воспроизводят правило в разных формах, приводят примеры. На данном этапе идет развитие регулятивных действий прогнозирования, контроля, коррекции, оценки.

На восьмом этапе урока идет применение «новых» знаний. Учащиеся выполняют упражнения по образцу под руководством учителя и самостоятельно.

На девятом этапе проводится рефлексия урока, подведение итого: что нового узнали, «открыли», чему учились, что было самым трудным (легким, интересным); идет запись ключевых слов урока. Развивается познавательное действие – рефлексия, контроль и оценка результатов деятельности.

Десятым этапом проводится задавание домашнего задания.

Таким образом, развитие универсальных учебных действий происходит на всех этапах урока русского языка.

Анализ программы по русскому языку для начальной школы и структуры урока русского языка показал, что и содержание программы, и структура урока создают условия для формирования, поэтапной отработки и совершенствования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области