Министерство образования и науки Калужской области
Управление общего образования Администрации города Обнинска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №2 «Палех»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
«Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога»» .
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Кайгородова Е.А.
Обнинск
2022г.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
«Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога»».
Цель: Формирование умения детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога».
Задачи:
Обучающие: Продолжать знакомить со сказками других народов. Продолжать учить понимать и называть жанровые особенности сказки; учить детей, используя мнемотаблицу, придумывать новую концовку сказки.
Развивающие: Продолжать развивать умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию. Способствовать формированию умения детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним. Развивать связную речь, мышление.
Воспитательные: Воспитывать в детях положительное отношение к понятиям скромность, трудолюбие, справедливость. Воспитывать заботливое отношение к близким. Воспитывать интерес к художественной литературе.
Материалы и оборудование: магнитофон, флэшка с записью сказки, магнитная доска, иллюстрации к сказке, мнемотаблица, колокольчик, карточки с изображением слонёнка, лошадки, змеи, бегемота для артикуляционной гимнастики, красочная коробочка, зеркало, фотография с изображением нанайцев в национальных костюмах, мяч.
Предварительная работа: чтение художественной литературы разных жанров, дидактическая игра «Расскажи сказку», изготовление вместе с детьми мнемотаблиц для пересказов сказок, рассказов, стихов.
Ход: Организационный момент
Колокольчик зазвонил – в круг собраться пригласил.
Мы построим ровный круг.Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!
Я прошу вас мне сказать готовы вы сейчас играть?
Воспитатель: Но сначала, пожалуйста, скажите мне, а вы любите сказки? Чем сказка отличается от рассказа? Какие бывают сказки? (народные, авторские) Какие народные сказки вы знаете? Какие авторские сказки вы знаете?
Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Угадай сказку»
Возле леса, на опушке, Трое их живёт в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Что это за сказка? (Три медведя) | Из танцзала короля Девочка домой бежала, Туфельку из хрусталя На ступеньках потеряла. Тыквой стала вновь карета… Что за сказка это? (Золушка) |
Жадными быть, разумеется, плохо. Кого обманула лисица-пройдоха? Припомните двух неразумных зверей И сказку про них назовите скорей. (Два жадных медвежонка) | Из леса птицы прилетают, Детишек малых забирают, К Яге в избушку их несут И в детской сказочке живут. (Гуси-лебеди) |
-Молодцы ребята все загадки отгадали. А теперь я приглашаю вас присесть на стульчики. Давайте проверим осанку.
За осанкой ты следи, спину выпрямив держи.
Прежде чем мы продолжим, я предлагаю вам сделать артикуляционную гимнастику: 1. Бегемотик 2. Слонёнок 3.Змея 4.Лошадка
-Молодцы. Сегодня утром я обнаружила на столе коробку, в ней что-то лежит. Попробуйте отгадать:
Часто я в него смотрюсь. Перед ним кружусь, верчусь.
Свои косы заплетаю. И костюмчик поправляю (зеркало).
Воспитатель: Ребята, а вы любите смотреть на себя в зеркало? Для чего нам нужно зеркало? (приводить себя в порядок, причёсываться, умываться, завязывать бант и т.д.)
Скажите, а хорошо ли это – много времени проводить у зеркала, любоваться собой? (Плохо, потому, что можно не успеть сделать нужные и важные дела, помочь маме, папе, бабушке и т.д.)
Воспитатель: Да, дети, зеркало – это нужный предмет. И с ним нужно обращаться осторожно. Если очень долго любоваться собой в зеркале, то может произойти беда. А вот, что именно может случиться, вы узнаете, когда послушаете нанайскую сказку «Айога».
Нанайцы – народ Дальнего востока. Живут они на берегах реки Амур. Живут нанайцы в чумах. Они не высокого роста с широким лицом. У них чёрные прямые волосы. Это добрый и отзывчивый народ. Мужчины умело ловят рыбу и охотятся, а женщины заниматься домом, семьей, собирают ягоды, обрабатывают шкуры рыб и животных, шьют из них одежду, обувь для семейства. Для езды используют собачьи упряжки.
Воспитатель включает запись сказки. Показ иллюстраций на магнитной доске.
Воспитатель: «Дети, понравилась вам сказка?»
Воспитатель: «Как звали девочку в этой сказке?»
Воспитатель: «Расскажите какая Айога была в сказке?» Дети: «Ленивая, злая, грубая, невоспитанная, не внимательная к людям, хитра, самолюбивая».
Воспитатель: «А какая была мама Айоги?» Дети: «Добрая, трудолюбивая, справедливая».
Воспитатель: « А какая была соседская девочка? Расскажите о ней».
Дети: « Доброй, отзывчивой, внимательной, послушной, вежливой, ласковой».
Воспитатель: «Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем бы из них вы хотели подружиться?»
Воспитатель: «Как вы думаете, почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке?»
Дети: «Матери Айоги было не безразлично какая у неё растёт дочь.Она очень переживала, что у нее растет такая дочка. Она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями».
Воспитатель: «Правильно ли поступила мама Айоги? Дети: Да, мама поступила по справедливости».
Физкультминутка
Ребята представьте, что вы взяли в руку и держите перед собой зеркало.
В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.
Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.
Губки ниточкой сложу, всех я краше, погляжу!(повторяется 2 раза)
Воспитатель: «Как вы думаете, кому из героев сказки подходит пословица : «Человек красив не лицом, а поступками»?» Дети: «Соседской девочке».
Воспитатель: «А какие ещё пословицы о труде вы знаете?» Ответы детей
«Без труда не вынешь и рыбку из пруда».
«Сделал дело - гуляй смело».
«Труд кормит, а лень портит».
«Делу время – потехе час».
«Без труда нет плода».
«Землю красит солнце, а человека труд».
«Уменье и труд всё перетрут».
Воспитатель: «Молодцы !Сколько пословиц вы знаете! Надеюсь никто не будет из вас похож на Айогу. Сейчас вы послушали часть сказки про Айогу. Этот часть сказки грустная и печальная. Мне бы хотелось, чтобы эта сказка запомнилась вам по доброму. Я предлагаю вам придумать свою концовку к данной сказке. А поможет нам мнемотаблица.
Давайте её рассмотрим. В первом квадрате нарисована дорога. Значит вначале нужно будет рассказать куда отправилась Айога. Во втором квадрате значок сказочного персонажа. Значит вы должны рассказать с каким сказочным героем встретилась Айога. В третьем квадрате изображён волшебный предмет. Вы должны рассказать какой волшебный предмет мог помочь девочке. И в четвётртом квадрате нарисовано превращение. Вы должны рассказать какое превращение произошло с Айогой, какой она стала. (Доброй, вежливой, ласковой, внимательной)
Выслушивая варианты детского творчества, педагог обращает внимание на правильное построение предложений. Предлагает детям высказать свое мнение, чья концовка сказки им понравилась больше всего и почему?
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам встать в круг поиграть в игру с мячом «Придумай противоположные слова» (воспитатель по очереди кидает мяч каждому ребёнку).
Добрый-злой Тудолюбивый – ленивый Храбрый - трусливый Ласковый - грубый Ясный - пасмурный Весёлый - грустный | Мягкий - твёрдый Горячий - холодный Широкий - узкий Шершавый – гладкий Высокий – низкий |
Воспитатель: Молодцы!
Рефлексия:
Воспитатель: «С какой сказкой познакомились? Чему учит нас эта сказка? Дети: «Эта сказка нас учит тому, что человека делает красивым не его внешность, а его добрые поступки и дела».
Воспитатель: «А вы помогаете своим родителям? Что делаете?»( ответы детей)
Воспитатель: «Сегодня вы все молодцы. Я надеюсь, что каждый из вас усвоил урок этой сказки. Я уверена, что вы не повторите ошибок Айоги».
Все мы дружные ребята,
Мы ребята дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.