Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ПОДРОСТКОМ СПОРТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Цель исследования - изучить доминирующие факторы, влияющие на выбор подростком спортивных интересов. задачи 1 выявить особенности интересов в подростковом возрасте 2 определить ряд психолого-педагогических условий, влияющих на выбор подростком спортивных интересов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ПОДРОСТКОМ СПОРТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ.

За последнее время наблюдается прогресс в области психологического обеспечения физической подготовки подрастающего поколения. Важнейшими предпосылками психического и личностного здоровья подростка являются полноценное общение подростка со сверстниками, благополучные отношения со взрослыми, формирование собственного чувства достоинства и уверенности в себе, развитие способностей, умения ставить перед собой цели и владеть собой. Определением ведущей деятельности у подростков занимались: Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн, В.В. Давыдов.

Изучая выбор подростком спортивных интересов нельзя не рассмотреть факторы, влияющие на выбор интересов. Одним из важных факторов психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников.

Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками.

Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка со своей семьёй.

Отрочество – период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. И хотя желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечались и раньше, сейчас эта потребность приобретает новое качество – и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка – в его переживаниях, мыслях. Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка. Особенно усиливается стремление к общению со сверстниками и влияние последних на развитие подростка в 12-13-летнем возрасте.

В этот период наиболее значимо групповое общение, общение в компании ровесников, «пик» которого приходится на 13-14 лет. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников. Вот как описывает это автор книги «Школа выживания для подростков» (он называет такую подростковую группу – «стаей»): «Присоединившись к стае, ты – но лишь на время - как бы получаешь «удостоверение личности»: теперь всем остальным понятно, чего от тебя ждать. Чтобы влиться в стаю, ты принимаешь её стиль одежды, манеры, взгляды. «Присоединившись», ты обретаешь и определённую степень безопасности, окружающие теперь точно знают, как тебя воспринимать, потому что на тебя распространяются общегрупповые признаки».

Группа защищает подростка, дает ему поддержку, одновременно она предъявляет к нему чрезвычайно жёсткие требования. Более того, подростки бывают не только равнодушны, но и жестоки к тем, кто им не нравится, они «очень жестоки по отношению к тем, кто отличается, выбивается из их среды. Они ещё не знают, кто они есть на самом деле, и чувствуют опасность со стороны тех, кто не хочет приспосабливаться. И поскольку они ещё не обрели той уверенности, что приходит с осознанием своего «Я», они стремятся сбиться в стадо… Подростки-нонконформисты могут заслужить некое смешанное с недоброжелательством уважение, но они же обычно становятся мишенью для насмешек».

Группа создает особое чувство – «чувство мы». Деление на «мы» - сверстники, члены одной группы, и «они» - взрослые или ровесники, но члены другой группы – имеет для подростка очень большое значение, что часто не учитывается взрослыми.

Желание добиться признания со стороны сверстников, порождая у подростка стремление соответствовать их требованиям, оказывает серьезное влияние на нравственное развитие школьника. Существенное влияние на поведение начинают оказывать нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников. Как известно, в основе этих норм лежит представление о товарищеской солидарности, взаимовыручке (Д.Б. Эльконин и Т.В.Драгунова обозначили его как «принцип товарищества»). В ситуации конфликта требований взрослых и сверстников подростки сознательно предпочитают нормы, принятые среди ровесников.

Подростковый возраст характеризуется как период резкого возрастания познавательной активности и любознательности, сенситивности для возникновения познавательных интересов.

В это время школьные интересы уступают своё место внеучебным: лишь у незначительной части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Вместе с тем эти интересы ещё не достаточно устойчивы, легко меняются.

Любознательность в этом возрасте носит ещё не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить в дальнейшем найти область подлинных, имеющий личностный смысл интересов.

Спецификой интересов в этом возрасте является то, что они во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками: общие интересы дают повод, содержание, средства общения. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться или изображать интерес к той сфере, которая интересна этой компании или является знаком принадлежности к ней. С этим связана и характерная для подростков «мода на интересы», когда какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс, параллель, а иногда даже чуть ли не всю школу и так же внезапно гаснет.

Подобная «мода» может причудливо соединять в различные комбинации самые разные интересы – от достаточно возвышенных до простых и даже вредных.

Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечения, когда интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает для подростка сверхценный характер, становится чрезмерным. Такое встречается и в более младшем, и в более старшем возрасте. «Сверхценными» могут стать и ситуативные, и достаточно устойчивые желания, по сути, любые мотивы и потребности подростка. Подобные интересы обычно достаточно быстро проходят, однако при отсутствии каких-либо сильных конкурирующих мотивов и поддержке группы сверстников они могут приобрести характер длительного сверхценного увлечения. Примером этого служат многочисленные «фаны» спортивных клубов, музыкантов и т.п.

Значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико, по их содержанию, по анализу того, что увлекает подростка и что оставляет его безразличным, во многом можно судить о развитии его личности. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов кроются часто в таких особенностях школьного и семейного воспитания, как отсутствие каких-либо ярких интересов у окружающих подростка взрослых или их чрезмерная активность в развитии интереса школьника. На это влияют также социальные условия: отсутствие необходимых условий, высокая, не доступная семье школьника стоимость средств удовлетворения этих интересов (инструментов, оплаты секций и др.), условий для их возникновения (отсутствие кружков, книг в библиотеках).

Нередко интересы школьника быстро гаснут потому, что в увлекшей его области он испытывает вполне закономерную для деятельности в новой сфере неуверенность в себе и, сталкиваясь с первым неуспехом (или недостаточным успехом), быстро разочаровывается в этой сфере или в самом себе. Поддержка подростка, укрепление его самооценки, обучение его анализу причин неудач являются значимыми факторами развития интересов.

Развитие интересов в подростковом возрасте определяется прежде всего общей атмосферой школы, увлеченностью педагогов собственным предметом и наличием у них более широких интересов, желание передать это ученикам, тем, что в школе ценятся и поддерживаются увлечения школьников.

Одни из основных принципов отечественной психологии является личностный поход к пониманию способностей. Носителем способностей выступает личность со всеми присущими ей свойствами. Естественно поэтому, что способности и свойства личности взаимосвязаны друг с другом, а не остаются ортогональными характеристиками человека.

Велико влияние характерологических черт личности на формирование и уровень развития ее способностей. Для понимания явлений и сущности таланта необходимо сочетание двух психологических теорий – теории способностей и теории характера, т.е. целостного учения о психических свойствах личности.

Всех исследователей мотива объединяет единая методологическая позиция. Отечественные психологи исходят из того, что мотивационную сферу (ее состав, строение, динамику) и ее развитие необходимо изучать через раскрытие связей и отношений личности подростка с другими подростками и обществом.

Источник развития мотивов – это безграничный процесс общественного производства материальных и духовных предметов и ценностей, обладающие определенным значением для жизнедеятельности как общества в целом, так и отдельного индивида.

Другим достижением отечественной психологии является рассмотрение мотивов не как набор независимых и изолированных факторов, а как психическое образование, включенное а системную организацию личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.). Будучи включенными во внутренний мир личности, они объединяются в структуру, названную мотивационной сферой, которая, в свою очередь, определяет масштаб и характер личности. Вместе с тем, образующие мотивационную сферу, с одной стороны, проявляются объективно, то есть в поведении человека, особенно в ситуации альтернативного выбора, побуждая подростка участвовать в социальной жизнедеятельности. С другой – в организации внутреннего мира личности.

Мотивационная сфера личности характеризуется разнообразием форм проявления – процессов и состояний, к которым относятся в первую очередь – установки, интересы, желания, стремления, влечения и т.д.

Занимаясь проблемой изучения выбора спортивных интересов в подростковом возрасте, нельзя не обратить внимания на специфику спортивных интересов. Хорошо известен факт: одним из эффективных средств формирования психического здоровья человека является физическая деятельность. Самопознание через физическую активность обусловлено наличием теснейшей связи между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием. Процесс физического развития оказывает непосредственное воздействие на внутренний мир человека, на его состояние сознание и поведение.

Основными закономерностями возрастного развития являются движущие силы, условия и законы психического и поведенческого развития.

Движущейся силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его сознаний, навыков. Способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой. Такое понимание движущих сил психического развития было сформулировано Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным.

Условия развития определяют собой те внутренние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, тем не менее, влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечны результаты.

Двигательные способности подростков подчиняются циклическому изменению. Возраст 11-14 лет становится периодом стабилизации двигательных функций.

Главная задача физической культуры заключается в том, чтобы формировать не только положительные черты личности, интеллекта, а так же способствовала подавлению эгоизма, лицемерия, нечестности и т.д. При этом необходимо акцентировать внимание подростка на своих индивидуальных особенностях и возможностях. Это способствует активизации процессов самопознания.

Самопознание через физическую активность обусловлено наличием теснейшей связи между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием. Под влиянием физической культуры и спорта изменяется характер деятельности всех органов и систем организма, совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям, воздействию стрессовых ситуаций, укрепляется соматическое и психическое здоровье. В процессе физического развития вырабатывается образ «Я» подростка, формируется чувство собственного достоинств.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области