Открытый урок по классу фортепиано с ученицей 1 класса Дадахановой Латифой
«Работа над штрихами на начальном этапе»
Цель: изучить музыкальные штрихи и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия, динамика),
- формирование практических навыков (игра штрихами legato, non legato, staccato);
- сформировать и углубить знания о роли штрихов в раскрытии художественного образа музыкального произведения.
Развивающие:
- развить умение сравнивать, анализировать, воспитывать слуховой контроль при исполнении произведений;
- координация движений,
- научить использовать в произведении различные штрихи, добиваясь музыкальной выразительности;
- активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к музыке;
- найти активные и интересные формы работы над штрихами;
- воспитывать эстетический вкус.
Методы работы:
- словесный;
-практический;
-показ;
-прослушивание музыкального произведения.
Оборудование: музыкальный инструмент фортепиано, нотная литература.
ХОД УРОКА
Приветствие: Здравствуй, Латифа! Знаешь, я очень рада, что урок для наших гостей я проведу с тобой, потому что ты всегда приходишь ко мне с хорошим настроением. Тебе нравится заниматься музыкой? - Да!
-А сейчас мы поприветствуем наших гостей о поздороваемся с нашими пальчиками.
Упражнения на развитие пальцев.
«Игра в гости». Упражнение - игра, состоит из двух частей. Большой палец-хозяин, все остальные - гости, приглашенные на праздник. В первой части упражнения изображается приход гостей. Гости здороваются с хозяином: все пальцы по очереди плотно соприкасаются с первым подушечками, как бы целуются. Вторая часть упражнения - уход гостей. Гости прощаются с хозяином - кланяются. Каждый палец по отдельности надо согнуть так, чтобы достать кончиком до тыльной стороны ладони. Это упражнение развивает чувствительность подушечек пальцев, а также независимость и самостоятельность пальцев.
- А какие ты знаешь приёмы звукоизвлечения, т.е. штрихи?
-Стаккато, легато, нон легато.
А как с итальянского переводятся эти слова?
- стаккато - отрывисто, похоже на печатание на клавиатуре компьютера или с птицей, клюющей зерна, легато - гладко и связно и нон легато – раздельно, не связно.
-Молодец, ты всё прекрасно помнишь. Ну а теперь, мы приступим к нашим упражнениям.
Упражнения на нон легато
«Радуга-дуга». Дуговое движение над клавиатурой с последующим погружением в нее. Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и мускульное ощущение расстояния. Играть отдельно правой рукой вверх, левой - вниз, 3 пальцем, на белых и черных клавишах. Руки переносятся широким дуговым движением, спокойно и плавно.
Следующее наше упражнение «Листопад». Упражнение на извлечение одного звука разными пальцами. Движения рук плавные, напоминающие полет осенних листьев. Упражнение выполняется медленно, без суеты, сначала одной рукой, потом другой.
- Латифа, а ты помнишь стишок «Наша Таня громко плачет?»
- Да.
- Сейчас мы будет петь и играть одновременно.
Упражнения на легато
«Наша Таня». Исполнять 2-3 пальцами (затем всеми парами пальцев), как бы переступая, мягко погружаясь «до дна» клавиши. Поднимать отыгравший палец также следует мягко, не спеша. Кисть и запястье должны быть гибкими, дающими возможность хорошо ощущать перенос опоры с одного пальца на другой.
«Уронили мишку». Четырехпальцевые последования от левой руки к правой и наоборот, воспитывают слуховое внимание, необходимое при передаче голосоведения от одной руки к другой.
Упражнения на стаккато
«Кузнечик» Упражнение имитирует прыжок кузнечика, способствует выработке кистевого стаккато. Исполнять всеми парами пальцев, начиная с 2-1.
«Кап-кап». В этом пятипальцевом последовании сочетаются кистевое стаккато с легким пальцевым.
«Кто стучится?». В упражнении сочетаются пальцевое стаккато с полетным кистевым движением.
Рефлексия: Латифа, тебе понравилось занятие? А собой ты довольна? Как ты думаешь, важны в музыке штрихи? … Мне кажется, тебе всё удалось!
Домашнее задание: Самостоятельно разобрать пьесы «Лягушка», А. Гедике «Ригодон».