Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Арт-терапевтическое занятие с детьми младшего школьного возраста «Сад моей души»

Способствовать осознанию детьми многообразия эмоций, богатства внутреннего мира человека, его ценности и уникальности используя методы арт-терапии содействовать пониманию и выражению детьми собственных эмоций.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

План- конспект

арт-терапевтического занятия с детьми младшего школьного возраста.

Тема занятия: «Сад моей души»

Цель занятия: способствовать осознанию детьми многообразия эмоций, богатства внутреннего мира человека, его ценности и уникальности используя методы арт-терапии; содействовать пониманию и выражению детьми собственных эмоций.

Задачи: создать положительный эмоциональный климат в коллективе;

создать условия для расширения знаний детей об эмоциях и понимания различных эмоций у себя и других людей;

способствовать пониманию с помощью рисунка индивидуальности и уникальности эмоционального мира каждого человека.

Участники занятия. Обучающиеся 1-х классов общеобразовательных школ.

Планируемые результаты.

- снижение психического напряжение, уровня тревоги, агрессивности и

конфликтности обучающихся;

- сформированность умения правильно выражать свои чувства, управлять

своими эмоциями, понимать и оценивать отношение к себе других людей,

сверстников, умения и навыки эффективного взаимодействия;

- повышение уровня воображения, творческого мышления, способности к

творческому самовыражению и в целом уровня адаптированности детей в

школьном коллективе

Оборудование:

Бумага формата А3, для рисования, восковые мелки, акварельные краски, цветные карандаши, простой карандаш, ластик, скотч, стаканчики для воды, кисточки No4-10, палитры, клеенка для стола.

План занятий

1 Моё настроение. Экспресс-самодиагностика

Способствовать развитию умения ребёнка анализировать своё эмоциональное состояние в настоящий момент времени и осознавать его.

2 Введение в тему занятия. Сказка «Сад эмоций». Подчеркнуть ценность внутреннего мира людей — мира эмоций. Помочь детям сосредоточить внимание на собственных эмоциях. Продемонстрировать индивидуальные различия в переживании разных эмоций.

3.Упражнение «Рисуем сказку».

Способствовать развитию умения выражать эмоции через творчество.

4. Упражнение «Прощание в круге»

Подведение итогов занятия, завершение занятия в форме ритуала.

Ход занятия.

Упражнение «Моё настроение»

Задача. Способствовать развитию умения ребёнка анализировать своё эмоциональное состояние в настоящий момент времени и осознавать его.

Процедура проведения. Педагог предлагает детям прислушаться к своему состоянию и рассказать о нём необычным способом— используя термометр настроения.

Педагог. Настроение человека можно сравнить с погодой. Солнечная или пасмурная, ветреная или спокойная, тёплая или холодна— погода постоянно меняется. Также переменчиво и наше настроение. Давайте подумаем о своём настроении и узнаем, какая погода у нас в душе. Для этого мы воспользуемся специальным термометром эмоций. Он находится у нас на доске. Подумайте, насколько энергичными и бодрыми вы себя чувствуете сейчас. Если вы устали, чувствуете себя вялыми, вам ничего не хочется делать, то ваш термометр показывает низкие значения — 1, 2, может быть, 3 градуса. Если вы чувствуете себя энергичными, бодрыми и полными сил, термометр показывает высокие значения— 8, 9 или даже 10 градусов. Может быть, уровень вашей энергии средний, тогда термометр покажет 5, 6 или 7градусов. Какую энергию показывает ваш термометр настроения? Приложите карандаш к нужной цифре, чтобы термометр показал, сколько энергии у вас сейчас, чтобы все могли увидеть температуру вашего настроения

Сказка «Сад души».

Задача: помочь детям сосредоточить внимание на эмоциях. Продемонстрировать индивидуальные различия в переживании разных эмоций.

Процедура проведения. Ребята, давайте вспомним какие у человека бывают эмоции? Эмоции бывают разные, добрые и злые. А какие вы помните?

Давайте я назову первую эмоцию, а вы будете продолжать, договорились? Итак, «радость» (далее ребята называют известные им эмоции- злость, интерес, обида и др.)

Сегодня я приглашаю вас в сказку «Сад души». Как вы думаете, о чем это сказка?

Вы будете слушать сказку и рисовать ее друг у друга на спине.

Предложите ребятам встать в круг друг за другом, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки.

А теперь приготовим лист бумаги, разгладим его (ребенок гладят ладошками спину впереди стоящего).

Жила - была девочка Маша. (дети рисуют пальцем человечка). Однажды ей приснился удивительный сон, что она гуляет по прекрасному саду (пальцами изображают идущие ноги). Сад был не простой, а волшебный (рисуют волшебную палочку). В саду повсюду росли деревья с золотыми кронами (рисуют деревья). Над головой порхали и щебетали птички (рисуем птичек). Вокруг стройных деревьев росли необычные цветы (рисуют цветы).

Одни были розовые, алые, голубые, желтые, похожие на наше хорошее настроение (волнообразные движения руками по спине, поглаживание). Другие серые, черные колючки, похожие на нас, когда у нас все плохо. (пощипывают руками по спине, рисуют каракули). Встретившийся девочке по дороге гном, рассказал ей, что этот сад называется Сад души (ребята рисуют сердце).

- Я тоже хочу свой Сад души-воскликнула Маша.

- Конечно, ты можешь его вырастить! ответил гном.

- Я дарю тебе эту поляну: начни с нее. (дети рисуют овал).

- Все остальное на поляне ты вырастишь сама. В саду звучно журчал быстрый ручеек (рисуется ручеек). Девочка посмотрели на свое отражение в ручейке и улыбнулись ему (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).

А вы ребята хотите свой Сад Души?

Тогда берите «полянки», которые нам на прощание подарил гном и будем рисовать Сад души.

Примечание. В инструкции сделайте акцент на ощущениях, которые испытывает ребенок, когда ему рисуют на спине. Важно максимально расслабить тело и сосредоточиться на движениях партнера.

Вопросы для обсуждения:

Почему сказка называется Сад души?

Что вы испытывали, когда рисовали у вас на спине, и когда рисовали сами?

Упражнение «Рисуем сказку».

Задача: активизация воображения, формирование сплоченности. Развитие эмоциональной устойчивости младшего школьника через, творческое отражение субъективных ощущений.

Педагог. У всех людей есть свой Сад души. Он важен и ценен для каждого, в нём живут ваши эмоции.

Мы с вами будем рисовать Сад души, где найдётся место для каждой вашей эмоции.

Подумайте, какой будет ваш Сад души?

На какие цветы похожи ваши эмоции, которые вы сейчас испытываете?

И какие краски вы будете использовать?

Педагог говорит о том, что каждый цвет несет свой смысл, свое настроение. Иногда мы воспринимаем цвета сходно с другими людьми, иногда наше ощущение цвета противоположно. Педагог предлагает цвета для обсуждения: например, синий и красный. Как вы ощущаете эти цвета? они теплые или холодные? Спокойные или активные? Какое настроение у этого цвета? С чем этот цвет ассоциируется у вас?

В кругу по очереди каждый из участников называет один цвет и остальные высказывают свои ассоциации с ним.

Процедура проведения. А теперь возьмите альбомный лист, карандаши или краски с кисточками. После того как выберете цвет и инструмент, начинайте рисовать.

Ребята, вы помните, какое произошло чудо с девочкой в истории, которую я вам рассказала? Так и вы сейчас попробуете вырастить свой Сад души со своими цветами.

А когда завершите рисовать мы посмотрим, какой Сад души получаться у каждого из вас!

После того как рисунки готовы из них создают подобие выставки. Каждый участник представляет свою работу. Обсуждение: проходит в круге.

Важные заметки В ходе обсуждения старайтесь быть внимательными к каждой выступающему. Это поможет детям наладить сотрудничество: они знакомы совсем недолго и имеют мало опыта совместной работы. Будьте ненавязчивым участником процесса: при необходимости задавайте детям дополнительные вопросы и помогайте организовать совместную работу.

В завершение задания педагог обращает внимание детей на различия в восприятии эмоций разными людьми.

Педагог. Ребята, наверное, вы заметили, что к одному и тому же цветку вы подбирали разные эмоции, и наоборот, одна и та же эмоция относилась к разным цветам. Каждый из нас переживает эмоции по-своему, поэтому Сад души у каждого человека свой, уникальный, не похожий на другие. Очень важно об этом помнить и бережно относиться к чувствам и эмоциям друг друга, чтобы случайно не повредить чей-то прекрасный сад.

Рефлексия

1) Охарактеризуйте свое восприятие цвета, почему вы выбрали те или иные цвета для каждой эмоции, с чем ассоциируются ваши цвета.

2) Какие чувства и телесные реакции вызывают у вас ваши работы.

3) Что понравилось в занятии?

Заключительная часть

Упражнение «Прощание в круге»

Задача: подведение итогов занятия, завершение занятия в форме ритуала.

Процедура проведения: Участники становятся в круг. По одному каждый

участник выходит в круг и в движении прощается. Все остальные стараются

повторить его движения.

Вывод: когда вы, используете в своей работе техники арт-терапии, вы можете быстро добиться положительных результатов. Рисуя, ребенок формирует объект заново, графически оформляя свое знание, изучая закономерности предметного и социального мира. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. Причем, в арт-терапии не требуется умение рисовать правильно. Занятия предоставляют ему возможность наиболее легко, посредством рисования в образной форме выразить то, что он знает и переживает. Такая деятельность интересна и увлекательна, что помогает участникам наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.

Спасибо за внимание!

Педагог-психолог Л.Л.Коношанова

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области