Ванина Людмила Петровна
Учитель-логопед
МКДОУ д/с № 50 «Семицветик»
г. Новосибирск
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
Последние несколько лет происходит глобальное внедрение информационно-компьютерных технологий в повседневную жизнь, в систему общего и дошкольного образования. Современные дети воспринимают компьютер как обыденность, им уже не очень интересны обычные занятия. А ведь каждый педагог знает, как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. А как добиться такого эффекта? Новизна обстановки, разнообразные материалы, интересные для детей новые и оригинальные технологии, возможность выбора - вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку. Это подтверждается содержанием ФГОС ДО, где предлагается использовать разнообразные методы, средства и формы образования и развития детей.
Проблема использования новых информационных технологий в логопедии имеет огромное теоретическое и практическое значение. Коррекционно-педагогическое обучение ребёнка с нарушением речи длительный процесс и со временем у него пропадает интерес к занятиям логопеда, проявляется речевой негативизм, теряется мотивация говорить «правильно и красиво». Часто оказывается, что владение методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. В этом случае одним из средств помощи в логопедической работе со старшими дошкольниками служат информационные компьютерные технологии, которые включаются в структуру традиционных логопедических занятий как дополнительные инновационные элементы.
По мнению сотрудников кафедры логопедии института детства НГПУ подбор компьютерных программ с учётом гигиенических требований, а также возрастных, физиологических и индивидуальных особенностей детей не заменяют традиционных занятий, а дополняют их, обогащая коррекционно-педагогический процесс новыми возможностями.
Однако, незнание педагогом основных принципов работы с той или иной программой может привести к исключению живого речевого общения, нанести вред зрению и нервной системе ребенка. При соблюдении всех методических приемов безопасной работы с компьютером информационные программы представляют собой единые программно-методические комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах и обеспечивающие наиболее оптимальный путь включения старших дошкольников в систему коррекционного обучения.
В связи с этим особую актуальность приобретает создание авторских интерактивных игровых комплексов, внедрение специализированных компьютерных программ, учитывающих общие закономерности и особенности развития детей с нарушениями речи, а также рекомендации ФГОС ДО.
На базе детского сада организован логоцентр «Играем и учимся», в котором имеется современное цифровое оборудование: интерактивная доска Smart Board; интерактивный стол Smart Table; мультимедийный проектор и экран; ноутбук, принтер, фотоаппарат, видеокамера, доступ к сети «Интернет».
В рамках функционирования центра разработаны материалы для детей и родителей по различным направлениям коррекции:
- сконструирован авторский интерактивный игровой комплекс по развитию речи «Говорим и сочиняем», по обучению грамоте «Весёлая азбука» - для работы на интерактивной доске Smart Board;
- разработан пакет компьютерных игр по автоматизации звуков «Трудный звук, ты наш друг!», по развитию памяти, внимания, логического мышления «Посмотри, запомни, повтори» - для работы на интерактивном столе Smart Table, ноутбуке;
- систематизированы мультимедийные презентации по всем разделам обучения;
- приобретена готовая продукция специальных компьютерных программ и интерактивных игр;
- выпущены индивидуальные логопедические тетради «Говорим правильно» для автоматизации звуков; «Занимательная грамматика» для развития лексико-грамматических категорий; «От звука к букве» для обучения грамоте; «Пишем правой, пишем левой» для подготовки руки к письму.
Работа логоцентра «Играем и учимся» позволяет включить современные формы сотрудничества с семьями воспитанников:
- прослушивание записей вебинаров по запросам родителей;
- использование персонального сайта учителя-логопеда для закрепления изученного материала в домашних условиях; консультирование через сайт детского сада;
- обмен методическим и игровым материалом через группу вконтакте «Семицветик - д/сад»; э/почту и другие электронные носители;
- оформление виртуальной стенгазеты на сайте Wikiwall;
- осуществление совместной работы на сайтах LearningApps, rebus.com;
- выпуск красочного иллюстрированного журнала «Речецветик»;
- участие родителей в создании слайд-программ, фотопрезентаций и видеофильмов.
Специализированные компьютерные инструменты обучения, а также
авторские интерактивные комплексы способствуют успешному развитию дошкольника с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО.
Использование ИКТ в системе работы учителя-логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Использованная литература
1. Ковригина Л.В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей- логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста// Фундаментальные исследования. – 2008. – № 3 – С. 57-59
2. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. – 2006. № 6.
3. Калинина. Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М., Сфера, 2008.