Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект "Народные игры"

Цель Приобщение детей к истокам национальной культуры через народные игры, формируя духовно-нравственные качества. Задачи • Создать условия для вовлечения детей в игровую деятельность. • Расширять представления детей о традициях и обычаях народов, хороводе и народных играх, через знакомство с фольклором. • Обогащать словарный запас детей. • Развивать двигательную активность детей ловкость, силу, быстроту, выносливость. • Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному, интеллектуальному и познавательному развитию дошкольников. • Привлекать родителей к сотрудничеству в работе над проектом. • Воспитывать уважение к традициям и культуре своего народа.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Паспорт проекта

Наименование проекта

« Народные игры»

Основные разработчики

проекта

Кузнецова М.М. , Пронькина А.А.. – воспитатели муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №37 «Лесная сказка»

г. Юрги.

Цель:

Приобщение детей к истокам национальной культуры через народные игры, формируя духовно-нравственные качества.

Задачи:

Сроки и этапы

реализации

Проект рассчитан на 5 месяцев

1 этап – Подготовительный ( сентябрь)

2 этап - Основной - проектная деятельность по решению проблемы ( октябрь - декабрь)

3этап - заключительный – ( январь.)

Перечень основных

мероприятий

Пополнение развивающей среды пособиями, народными и хороводными играми. «Полочка красоты» с предметами декоративно – прикладного творчества и народными игрушками.

Исполнители проекта и

основных мероприятий

Воспитатели Кузнецова М.М., Пронькина А.А., дети подготовительной группы, родители.

Ожидаемые конечные

результаты

Предполагаемый результат работы:

В результате проекта будет достигнуто:

Целевая группа проекта

Дети подготовительной группы, родители.

Духовная жизнь ребенка

полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире

игры, сказки, музыки, фантазии,

творчества. Без этого он –

засушенный цветок

В. Сухомлинский

Описание проекта

Современное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях, обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно, нравственное воспитание становится актуальным вопросом. Согласно ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других. Современный человек, а тем более ребенок, подвержен влиянию множества негативных факторов. Следовательно, очень важно уделять внимание духовно-нравственному воспитанию ребенка уже в дошкольном возрасте, во всех аспектах жизни, в том числе и  воспитание детей через народное творчество. К. Д. Ушинский хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, пришел к выводу, что «мудрость предков - зеркало для потомков», и поэтому ратовал за народное воспитание. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры являются национальным богатством, А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства и мы должны сделать их достоянием наших детей.

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Наблюдения показывают, что у современного ребёнка, который живёт в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу.

Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную деятельность ребёнка, способствует расширению представлений о культурном наследии русского народа, развитию психических процессов. Поэтому проблема приобщения дошкольников к народным играм актуальна и соответствует потребностям времени и детского сада. Только через народную педагогику возможно приобщение к культурным ценностям, наследию всех народов.

Народные игры имеют многовековую историю. Они дошли до наших дней из старины. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек? Когда они возникли? Кто их придумал? На эти вопросы есть только один ответ: они, как  сказки и песни тоже созданы народом. В народных играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, взаимовыручка, благородство и многие другие. Они сопровождаются считалками и зазывалками. Современные дети играют в эти игры все меньше и меньше. Игры, созданные народом, оказались забытыми. С самого раннего детства детей теперь  увлекают компьютерные игры, телевизор. Они мало двигаются, реже общаются со сверстниками. Незаслуженно забытые старые русские народные хороводные игры, в которые играли наши дедушки и бабушки, могут быть не менее увлекательными, чем современные компьютерные игры. И это побудило нас к разработке проекта. Как поддержать интерес детей к народным играм? Задача педагога помочь им в этом, научить играть самостоятельно и с удовольствием. Ведь если с самого раннего детства начинать знакомить детей с родной культурой,  национальными традициями, народными праздниками, играми, то это будет способствовать духовно- нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников. Игра, как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, может стать «мостиком» для возрождения народных традиций, способствующих духовно-нравственному воспитанию.

В народных  играх – залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия детей и поведение, их взаимоотношения, содействуют формированию воли.

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о мужестве, желание обладать ловкостью, проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Игра требует внимания, умения ориентироваться в пространстве, проявлении чувства коллективизма, слаженности действий. Народные, подвижные, хороводные игры помогают осуществить интегративный подход при организации образовательного процесса и решать задачи в разных образовательных областях. Все народные игры разнообразны и увлекательны. Поэтому увлечь детей будет не трудно. Самое главное поддержать интерес к ним и заново познакомить с правилами народных   игр. Поэтому проект актуален и создан для того, чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь поближе узнать свое прошлое, свои истоки.

Таким  образом,  народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. Яркая культура русского народа складывается из обычаев, традиций и праздников. Народные традиции и праздники – это нить, связывающая нас с прошлым. Приобщение к миру родной культуры поможет ребёнку почувствовать гармонию жизни предков, понять их обычаи и традиции. 

Гипотеза проекта:

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, с русскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за её пределами.

3 

Принципы в работе:

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям общества - является одним из главных принципов дошкольного образования прописанных в ФГОС:

Новизна проекта:

Возрождение интереса к обрядовым русским играм и хороводам, используя ИКТ (мультимедийные презентации, компьютерные игры, виртуальные экскурсии).

Этапы реализации проекта

этапы

сроки

мероприятия

Подготовительный

сентябрь

Основной

Октябрь-

ноябрь

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Экскурсия в музей по теме: «Здоровый образ жизни».

4 неделя

Заключи -тельный

Январь

2 неделя

3-4 неделя

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:

Словесный: Беседа, вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, объяснение, указание, педагогическая оценка (поощрение, похвала).

Игровой: Народные, хороводные, подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Наглядный: Наблюдение, демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца, рассматривание иллюстраций, народных костюмов.

Практический: Игровые действия, создание игровой ситуации, конструирование, просмотр видеофильмов, игры-драматизации, творческая продуктивная деятельность).

Формы организации проекта:

1. Образовательная деятельность:

ознакомление детей с русскими народными традициями, играми используя элементы народного фольклора, развитие речи, рисование , лепка, аппликация, конструирование, музыка, ознакомление с правилами народных и хороводных игр, физическая культура.

2. Совместная деятельность:

Народные, хороводные, подвижные и дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, разучивание мирилок, потешек, считалок, физкультминутки, пальчиковые игры.

3. Самостоятельная деятельность:

Трудовая деятельность, творческая деятельность, художественная деятельность, игровая деятельность.

Ожидаемые результаты:

В процессе приобщения детей к русскому народному творчеству  появляется возможность познакомить детей с многообразием народных, хороводных  игр.

Участие в проекте поможет детям:

Участие в проекте поможет родителям:

Участие в проекте поможет педагогам:

Результат проекта:

Итоговое мероприятие:

Совместный праздник « Мы играть не устаём».

Продукт проекта:

Оценка результативности реализации проекта:

Детство – это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку, чутко реагирует на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить такие качества, как доброту, чувство товарищества и патриотизма к родным истокам.

Проект адресован детям подготовительной группы, списочный состав – 20 детей. Из них дети русской, татарской, таджикской национальности. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, обряды и этикет, нормы и стандарты поведения. Дети в группе общительные, имеют представления об окружающем мире, с интересом играют в подвижные игры

Анкета – опрос детей

1. Ты любишь играть?

2. В какие игры ты любишь играть?

3. Ты знаешь, что такое народные игры?

4. Какие народные подвижные игры ты знаешь?

5. В какие из них ты любишь играть?

6. С кем ты любишь играть в подвижные игры?

Анализ результатов опроса показал, что дети любят играть, называют игры, но не знают, что они народные. Современным детям, привыкшим к телефону, компьютеру, электронным игрушкам, очень трудно дается осознание того, что в прежние времена, люди могли обходиться без компьютерных технологий, играли в народные игры.

Анкетирование родителей показало, что они не дооценивают значение народных подвижных игр в развитии и воспитании детей, следовательно, не могут обучать их этим играм.

Диагностика по развитию духовно-нравственных качеств у детей

«Социально-коммуникативное развитие»

(Автор методики Н.В. Верещагина)

Начальная диагностика

В результате диагностики на начало года выявлено: дети умеют слушать взрослого, общаются со сверстниками, но не всегда дают правильную оценку поступкам и затрудняются действовать по правилам в играх.

Конечная диагностика

Диагностика по окончанию работы над проектом показала положительную динамику. Дети с удовольствием играют в народные игры, действуют по правилам в игре, договариваются между собой, принимают роль, оценивают поступки. У детей сформированы представления о традициях, обычаях, культуре русского народа, используют в активной речи считалки, потешки, загадки.

Родители являются активными участниками воспитательно-образовательного процесса: помогают  организовать  выставки,  совместные  праздники и развлечения, вместе с детьми  изготовили костюмы, атрибуты, декорации, поделки. 

Таким образом, народные игры как средство приобщения к русской народной культуре играют в жизни ребенка важное место. Дети приобретают нравственные качества, необходимые им в будущей жизни.

Список литературы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области