Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект урока по литературному чтению. В. Бианки. Музыкант.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Кожевникова Марина Ивановна

учитель начальных классов

категория: высшая

УРОК

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

УМК « Школа России»

Учебник для 2 класса, автор Климанова Л.Ф.

РАЗДЕЛ: «О братьях наших меньших».

Урок №51 В. Бианки «Музыкант».

ТИП УРОКА: урок открытия нового знания

Цель: познакомить учащихся с новым произведением, как частью детской литературы.

Задачи: формировать у учащихся навык чтения, способы и приёмы работы с текстом и книгой, формировать представление о литературных жанрах, реализация творческих способностей, развитие устной речи. Формировать потребность в самостоятельном чтении художественных произведений, развивать интерес к творчеству писателя, воспитывать любовь к природе, животным.

Планируемые результаты.

Предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий.

Регулятивные универсальные учебные действия: умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого.

Познавательные универсальные учебные действия: выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные универсальные учебные действия: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Личностные: Освоение личностного смысла учения; ориентация в нравственном содержании.

Деятельность учащихся: прогнозировать содержание, воспринимать на слух прочитанное, сравнивать сказки и рассказы о животных; определять последовательность событий; оценивать свой ответ; проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, выбирать книги по темам и по авторам.

ХОД УРОКА. (45 мин.)

1. ОМУ. (0,5 мин)

- Ребята, сегодня вам предстоит встреча с новым произведением, знакомство с его героями.

2.Работа с текстом до чтения (предугадывание текста). (5мин)

- Сейчас вы послушаете фрагмента музыкального произведения.

(Звучит музыка Э.Грига «Утро в горах»)

- Ребята, как вы думаете, почему наш урок мы начали с прослушивания музыки?

у: мы будем читать о музыке; о музыкантах; о музыкальном произведении, о музыкальных инструментах

- Прочитайте название нового произведения и кто его автор.

- Среди вас есть музыканты? ………………

- Кто такой музыкант?

у: тот, кто сочинят музыку, кто исполняет песни, музыку, пианист

- Музыкант - артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся музыкой. (словарь Ожегова)

- Кто может быть музыкантом?

у: человек, мужчина, женщина, ребёнок, птица

- Где может играть или выступать музыкант?

у: на концерте, на улице, в актовом зале

-На чем может играть музыкант?

у: на пианино, на трубе, на скрипке, на барабане ……………

- Можем ли мы встретить музыканта в природе среди животных?

у: да

- Посмотрите на иллюстрацию к этому произведению.

- Как вы думаете, о чем будет говориться в тексте? О чем будем читать?

у: о медведе

- Чтобы проверить, верно ли мы предположили, что нам нужно сделать?

у: прочитать произведение

- Какая цель нашего урока?

у: прочитать новое произведением, проверить наши предположения.

- Познакомиться с новым произведением. Проверить наши предположения.

Понять его, понять то, что хотел сказать нам автор.

3. Знакомство с текстом. Работа с текстом в ходе чтения. (10 мин.)

- Откройте учебник на с. 142. Я начинаю читать, а вы следите. Мы будем читать по очереди.

1 часть. (До слов «Я сейчас медведя видел в лесу.»)

- Какие слова были непонятны? ……………

- Что такое завалинка? Кто знает, что это такое? В учебнике это слово выделено синим цветом.

- Где можем узнать его значение?

у: в словаре учебника

-Прочитайте, что такое «завалинка».

ЗАВАЛИНКА – земляная невысокая насыпь вдоль стен дома для утепления.

лайд

- Кто такой «МЕДВЕЖАТНИК»?

у: кто разводит медведей, кто ухаживает за медведями,

МЕДВЕЖАТНИК - охотник на медведя.

- Кто такой «колхозник» ?

у: житель деревни

- Колхозник - житель деревни, человек, занимающийся сельским хозяйством;

- Как понимаете слова колхозника «Брось свою скрипку, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит»?

у: ты лучше охотишься, чем играешь на скрипке. Ты лучше стреляешь из ружья, чем играешь на скрипке.

- Давайте узнаем, что сделает старик. Читаем 2 часть. (До слов «Звук слышался с опушки»)

- Пошел старик на охоту или нет, (у:Да) Верно ли мы предположили? ………….

- Почему старик пошел на охоту?

у: он был охотником, медвежатником

-Какие незнакомые слова встретились?

у: опушка

- Кто знает, что это такое?

у: полянка

- ОПУШКА– край леса

у: зверь, птица, ветер, лес шумел

- А неживой предмет может издавать такой звук? ………….

Давайте узнаем, что это были за звуки. Читаем 3 часть. (До слов « Замолк звук – медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.»)

- Кто же издавал такие красивые звуки?

у: медведь, «играющий» на щепке дерева

- Верно ли мы предположили? ……………..

-Какие незнакомые слова встретились?

у: щепка

- Кто знает, что это такое?

у: тонкая палочка

- ЩЕПКА - тонкая пластинка, отколотая от дерева.

у: выстрелит; пожалеет, не будет стрелять.

Давайте узнаем, как поступит старик. Читаем последнюю часть.

- Верно ли ответили на вопрос учебника? …………..

- Как же поступил охотник?

у: не стал стрелять, пожалел медведя

- Понравился ли вам рассказ? Почему?

у: понравился, потому что старик пожалел медведя

- Итак, верно ли мы предположили, о чём текст? ………….

- Какое из наших предположений оказалось верным?

-Так о чём прочитали в тексте?

у: о том, как охотник пожалел, не убил медведя

4.  Работа с текстом после чтения. (25мин)

-Какой текст мы читали: стихотворение, сказку или рассказ? Почему?

у: Рассказ, потому что действие могло произойти на самом деле.

- Что делал старик, когда его увидел колхозник?

у: играл на скрипке

- Хорошо ли у него получалось?

у: нет

- Какое слово употребил автор? Найдите в тексте.

- Что значит «пиликал»?

у: пищал, плохо играл

- Старик плохо играл, только учился.

- Как вы думаете, как охотник относился к музыке? Из каких слов текста это видно?

у: Он очень любил музыку и старался сам научиться играть.

- Что сказал ему колхозник? Прочитайте.

у: «Брось-ка свою скрипку, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.»

- Что почувствовал охотник, когда услышал в лесу необычный звук?

у: удивление

- Можем ли мы представить, какой звук издавала щепа? Как автор дает нам это понять?

у: автор описывает звук так: «Дзенн»

- Верно. Такой приём в литературе называется «звукоподражание»

- Кого старик увидел в лесу?

у: медведя

- Что делал медведь?

у:играл на щепке дерева

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Как вы думаете, точно ли художник изобразил то, что описывал автор?

у: Да, точно

Давайте сделаем паузу в уроке и немного отдохнём.

-Почему охотник не убил медведя?

у: пожалел

- Как он сам это объяснил? Прочитайте.

у: Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?

- Как вы понимаете название рассказа?

у: музыкантом в рассказе можно назвать и человека, и медведя

- Как вы относитесь к поступку охотника? Правильно ли он поступил? Почему?

у: правильно, надо беречь природу. Нельзя напрасно убивать животных.

- Какая главная мысль рассказа? ………….

у: беречь природу, не уничтожать животных понапрасну. Сделать так, чтобы природа не страдала от рук человека.

- Как вы думаете, в какой книге мы можем найти этот рассказ?

у: в книге рассказов о животных.

Выставка книг

Посмотрите, я принесла вам показать несколько книг, думаю среди них есть книги, знакомые вам.

- Что общего у этих книг?

у: говорится о животных, автор В.Бианки.

- Что бы вы могли сказать об авторе этих книг? Какой это был человек?

у: добрый, любил и знал природу, наблюдательный, трудолюбивый.

- Кто хочет узнать об авторе этих книг В.Бианки?

Виталий Валентинович Бианки родился он в Петербурге 12 февраля 1894 года в семье биолога. Писатель закончил Петербургский университет, где с большим интересом изучал жизнь растений и животных. Виталий Валентинович жил в разных районах нашей страны и много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю, свои впечатления от путешествий он воплощал в своих произведениях.
Писать для детей он начал в 28 лет. За 30 лет написал для детей более 120 книг, в которые вошло более 200 рассказов, сказок, повестей. Их герои –звери, птицы, растения В своих произведениях Виталий Бианки не устаёт удивляться окружающему миру, его красоте и многообразию, с большой любовью пишет о животных, птицах. Эту любовь мы видим уже в самих названиях произведений.

- Где можно найти произведения В. Бианки?

у: В домашней библиотеке. У друзей, знакомых. Найти в интернете.

- А теперь вам предстоит работа в парах. Сейчас вы получите задание, подумайте над ним вместе с соседом.

1колонка. Выбрать пословицу, которая подходит к рассказу. (На парту выдаётся 5 пословиц, каждая написана отдельно).

Умей охотиться, умей и о дичи заботиться.

Сам погибай, а товарища выручай.

Волков бояться – в лес не ходить.

В гостях хорошо, а дома лучше.

2 колонка. Разгадать кроссворд по тексту рассказа.

А) Герой рассказа (медведь)

Б) «инструмент» охотника (ружьё)

В) звук, который издавала щепка (дзенн)

Г) музыкальный инструмент, на котором играл охотник (скрипка)

Д) место, где «играл» медведь (опушка)

3 колонка. Найти к картинке слова из текста (картинки выдаются в произвольном порядке, по1 на парту).

Проверка выполнения заданий

1 колонка. Какую пословицу выбрали? Выходите с ней к доске. (1 ученик из пары). Класс проверяет, подходит ли пословица? ( ДА)

2 колонка. Какие слова были загаданы?

Какое слово получилось в выделенных клеточках (музыка)

3 колонка. 1 ученик из пары прикрепляет картинку к доске, а второй – читает слова из текста.

Картинки нужно расположить на доске в правильной последовательности.

Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке.

Взял ружьё и пошёл в лес.

Старик подкрался из-за ёлочки и видит.

А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой.

Старик опять сидел на завалинке со скрипкой.

- Как вы считаете, картинки расположены по порядку или нет? …………..

- Вспомните, с чего начинается рассказ? Что было дальше? ……………….

5. Итог. (1 мин.)

-Какой рассказ мы читали на уроке? ( МУЗЫКАНТ) Кто его автор? (В.БИАНКИ)

-Чему учит рассказ? Какая главная мысль, которую хотел нам сообщить автор?

у: Нужно беречь животных, помогать им, потому что они часть природы, в которой всё взаимосвязано.

6. Рефлексия. (2 мин.)

- А теперь, оцените свою работу на уроке.

У вас на партах в конвертах лежат нотки. Если у вас на уроке всё получилось, вы довольны своей работой - берите зелёную нотку, если на уроке были небольшие затруднения, и вы с ними справились – берите жёлтую нотку, если вы недовольны своей работой на уроке - красная нотка. Нотки прикрепите на доску, на нотный стан.

- Молодцы. Все старались и работали отлично.

7. Домашнее задание. (1 мин.)

8. ОМУ (0,5мин)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области