Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Благовещенский центр развития ребенка - детский сад «Журавушка»
Благовещенского района Алтайского края
Проект «ПРОТИВОПОЖАРНАЯ безопасность РЕБЕНКА В БЫТУ»
Краткосрочный
Старшая группа
Разработчик проекта:
Колмыкова Л.А.
2022 год
Тема: «Пожарная безопасность»
Вид, тип проекта: краткосрочный, творческий.
Сроки проведения: 11.10.2022 – 25.010.2022г.
Участники проекта: дети средней группы; родители; воспитатели.
Возраст детей: 5 лет.
Основание для разработки
Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок: дети получают знания о пожарной безопасности.
Реализация проекта по теме «Пожарная безопасность» обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.
Актуальность проекта:
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность – поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. У детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров, но самым важным является человеческий фактор. В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Часто причиной пожара является детская шалость. Поэтому необходимо сформировать у ребёнка сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
Мы пришли к выводу, что необходимо изменить отношение детей и их родителей к этой проблеме. Ведь детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Профилактике пожаров, обучению навыкам поведения в экстремальных ситуациях и знакомству с профессией пожарного посвящен данный проект.
Цель проекта:
Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности; обучить умениям и навыкам, необходимые для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
1.Систематизировать знания детей об электрических приборах, используемых в быту (назначения, правила пользования)
2.Углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров, объяснять, чем опасен огонь, подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей.
3.Познакомить с правилами поведения при пожаре и со средствами пожаротушения.
4.Уточнить знания детей о профессии пожарного.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1. Воспитывать чувство самосохранения; Воспитывать осознанное отношение к пожароопасными предметам;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
1.Развитие творческих способности детей; Развитие самостоятельности, активности, ответственности; Развитие интереса к познанию.
Предполагаемые результаты:
Для детей:
Для педагогов:
расширять свои возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счет применения продуктивных, исследовательских, творческих методик, повышение уровня сплоченности коллектива детского сада.
Для родителей:
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап:
- Определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям;
- Подбор дидактических игр;
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций;
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2. Основной. Подбор и изучение педагогической и справочной литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта и с учётом возрастных особенностей детей, разработка проекта.
3 этап. Практический. Накопление и закрепление полученных знаний о пожарной безопасности. Сформированность нравственно – патриотических чувств в процессе реализации проекта, заинтересованность детей темой о пожарной безопасности, проявления их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду. Возможность участия в Проекте, где дети смогут применять имеющееся знания о пожарной безопасности, представить свои рисунки.
Заключительный этап:
Создание отчётной презентации.
Деятельность педагога
Беседа «Детские шалости согнём».
Беседа «Чтобы не было пожара»
Беседа «Осторожно – электроприборы»
Беседа «Пожар в квартире»
Беседа «Кухня – не место для игр»
Беседа «Пожарный герой, он с огнём вступает в бой»
Беседа «Огонь – друг и враг»
Дидактическая игра:«Горит не горит»
Дидактическая игра«Хорошо - плохо»
Дидактическая игра «Что нужно пожарным»
Дидактическая игра «Если возник пожар»
Дидактическая игра «Диалоги по телефону»
Подвижная игра «Земля, вода, огонь воздух»
Подвижная игра «Смелые пожарные»
Подвижная игра «Тушим пожар »
Подвижная игра «Пожарные на учение»
Загадывание загадок о пожарной безопасности
Чтение Галина Лебедева«Пожарная машина».
Чтение: С.Я. Маршак«Пожар»
Чтение К.Чуковский «Путаница»
Чтение С.Я.Маршак «Кошкин Дом»
Чтение Л.Толстой «Пожарные собаки»
Сюжетно-ролевая игра “Пожарные спешат на помощь”.
Сюжетно-ролевая игра “Мы пожарные”.
Сюжетно-ролевая игра «Собираемся на работу»
ОД Рисование «Кошкин дом»
ОД Аппликация «Пожарная машина»
Пальчиковая гимнастика «Пожарная машина»
Пальчиковая гимнастика «Мы - пожарные»
Пальчиковая гимнастика «Спички»
Пальчиковая гимнастика «Пожар»
Пальчиковая гимнастика «Пожарные»
Пальчиковая гимнастика «Кошкин дом»
Зрительная гимнастика «У компьютора»
Зрительная гимнастика «Во дворе»
Зрительная гимнастика «Далеко - близко»
Зрительная гимнастика «Далеко гляжу»
Зрительная гимнастика «Машины»
Зрительная гимнастика «Пожарные»
Дыхательная гимнастика «Лезем по пожарной лестнице вверх».
Дыхательная гимнастика «Направляем огнетушитель на огонь».
Дыхательная гимнастика «Затушим горящие угольки».
Дыхательная гимнастика «Заглянем в щель».
Дыхательная гимнастика «Вышли из горящего дома – вдохнём глубже».
Дыхательная гимнастика «Глоток воздуха»
Артикулярная гимнастика «Заборчик»
Артикулярная гимнастика «Окошко»
Артикулярная гимнастика «Трубочка»
Артикулярная гимнастика «Заборчик – трубочка»
Артикулярная гимнастика «Ветерок»
Артикулярная гимнастика «Лопатка»
Физ .минутка «Пожарная машина»
Физ .минутка «Пожарный»
Физ .минутка «Кошкин Дом»
Физ .минутка «Зоркие пожарные»
Физ .минутка «Тушение огня»
Физ .минутка «Спички опасны»
Консультация для родителей «Правила пожарной безопасности»
Оформление уголка ППБ.
Продукт проектной деятельности.
Значимость проекта для всех его участников:
Дети: получают и закрепляют на практике правила безопасности.
Педагог: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.
Для детей:
Выставка работ по аппликации «Пожарная машина»
Выставка работ по рисованию «Кошкин Дом»
Оформление уголка ППБ.
Для педагогов:
Альбом стихов, загадок о пожарной безопасности
Для родителей:
Консультация «Правила пожарной безопасности»
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: подготавливают с детьми рисунки, закрепляют полученные детьми знания.
Содержание проекта отвечает интеллектуальным возможностям средних дошкольников. Исходя из психологических особенностей детей, большое внимание уделяется наглядности, с опорой на чувства и ощущения детей. Продуктами этой деятельности являются:
4.этап . Заключительный
Экскурсия в МЧС
Оформление уголка ППБ.
Обеспечение проекта:
Кадровые ресурсы: воспитатели, детей средней группы.
Материально-технические ресурсы:
-технические средства обучения (ноутбук. музыкальный центр и т.д.);
-наглядно-методические пособия;
-методическая литература.
Родительский ресурс: взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы:
-консультации;
-индивидуальные беседы;
- рекомендации по каждому конкретному ребёнку.
Информационный ресурс:
-изучение ИТК;
- изучение методической литературы