МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СТЕПАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
УТВЕРЖДАЮ
/С.К. Мирзоев/
«06» «июня» 2022 г.
СПРАВКА по итогам анализа воспитательной работы МБОУ Степановская СОШ за 2021-2022 учебный год
п. Степановка 2022 г.
Цель анализа: определение качества воспитательной работы и степени реализации плана воспитательной работы за 2021-2022 учебный год.
Воспитательная работа в школе организовывалась в соответствии с рабочей программой воспитания, а также планом воспитательной работы на 2021-2022 учебный год.
Воспитательная работа школы велась в рамках методической темы школы: «Совершенствование педагогического мастерства учителя, качества образовательного процесса; создание условий для успешности обучающихся через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении»
Цель воспитательной работы школы в 2021-2022 учебном году: создание условий для личностного развития школьников, проявляющееся: в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть в усвоении ими социально-значимых знаний);
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Для достижения цели школа ставила перед собой следующие задачи:
В основе воспитательной системы школы лежит совместная творческая деятельность детей и взрослых по направлениям:
Данные направления воспитательной работы реализуются через: традиционные общешкольные мероприятия; классные дела; интерактивную деятельность обучающихся на уроках; внеурочную деятельность и дополнительное образование; работу органов ученического самоуправления на уровне классов и школы; профориентационную работу; работу с родителями.
Должность | ФИО | Квал. категория | Образование |
Соц. педагог | Ивкина Р.В. | высшая | высшее |
Классные руководители | |||
1, 3 классы | Ерофеева Л.А. | первая | высшее |
2, 4 классы | Гейзер Н.А. | первая | высшее |
5 класс | Пусева Ю.А. | первая | высшее |
6 класс | Табакаева Н.В. | высшая | высшее |
7 класс | Кашкарева А.А. | без категории | высшее |
8 класс | Плахова А.В. | без категории | высшее |
9 класс | Кашкарева О.С. | первая | высшее |
10 класс | Антонова С.Н. | первая | высшее |
Вожатая | Смагина Т.А. | без категории |
В школе работает методическое объединение классных руководителей.
Тема работы на 2021-22 уч. год которого является «Освоение и использование классными руководителями современных образовательных технологий и методик для совершенствования и повышения эффективности воспитательной работы в школе в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты».
Задачи:
За год поведено 5 заседаний МО.
Сроки | Тема |
Сентябрь | «Использование современных педагогических технологий в процессе воспитательной работы». |
Ноябрь | «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика». 1. Создание методической копилки классного руководителя, обмен опытом. 3. Формирование благоприятного социального психологического климата в классном коллективе учащихся и родителей. |
Январь | «Воспитательные технологии. Проектная деятельность в работе классного руководителя». |
Март | Семинар «Обеспечение противодействия идеологии насилия, профилактика буллинга, деструктивного, суицидального поведения подростков " |
Май | Итоговое заседание 1.Анализ ВР. Анализ деятельности классных руководителей. 2.Реализация планов воспитательной работы. |
Июнь | Сдача отчетов по воспитательной работе. |
За этот год только 1 классный руководитель прошел курс повышение квалификации по теме «Работа классного руководителя по организации взаимодействия семьи и школы» (24.11.2021, ООО «Инфоурок»)
Выводы:
Кадровый состав не сформирован полностью (за отсутствием ставок); нет должности заместителя директора по воспитательной работе, психолога. Работа по воспитанию учащихся полностью ложится на классных руководителей, а это очень большая нагрузка. Тем не менее, план работы МО классных руководителе выполнен полностью. Необходимо повышение квалификации классных руководителей. К сожалению, педагоги школы не могут в полном объеме пользоваться методическими ресурсами через Интернет из-за отсутствия стабильной сотовой и спутниковой связи.
Рекомендации:
Инвариантные:
Согласно плану работы по профилактике правонарушений, безнадзорности, наркомании, вредных привычек несовершеннолетних на 2021-2022 учебный год в рамках реализации задачи по формированию нравственных качеств у учащихся в целях предупреждения и профилактики правонарушений и употребления ПАВ среди детей и подростков в школе осуществлялась следующая деятельность:
progr_po_profilaktike.pdf(ucoz.ru)
http://stepanovka.ucoz.ru/2021-22/vospitanie/plan_raboty_po_profilaktike_pravonarushenij_21-22.pdf
Проведены мероприятия:
Мероприятия | Сроки | Участники |
Проведение акции «Помоги пойти учиться» | Август-сентябрь | Кл.руководители, педагоги |
Школьныйсеминар«Предупреждениераспространенияв подростковойсреденациональной,расовойирелигиозной вражды». | Кл.руководители, педагоги | |
Акция «Дети против терроризма» | Сентябрь | 1-10 кл. |
Разработка и выпуск памяток для родителей по профилактике терроризма и экстремизма. Рекомендациипо профилактике суицида. | Кл.руководители | |
Месячник по профилактике правонарушений, безнадзорности, наркомании, вредных привычек и пропаганды здорового образа жизни. Профилактические беседы с учащимися о суицидальном поведении. | Октябрь | 1-10 |
Проведение социально-педагогического тестирования | Октябрь | 8-10 |
Общешкольное родительское собрание на тему «Неравнодушные родители»(профилактикапротивоправныхдействий, безопасность детей) | Октябрь | Администрация Кл .руководители, педагоги |
Правовые Уроки. Проведение школьного дня профилактики. | Ноябрь | Кл.руководители |
Декада профилактических знаний, посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом | Декабрь | 5-10 |
Общешкольное родительское собрание на тему «Роль семьи в формировании личности» | Март | Администрация Кл. руководители, педагоги |
Проведениемесячникавоенно-патриотическоговоспитания, посвященного Дню защитника Отечества | Февраль | Педагог-организатор ОБЖ |
Организация каникулярного времени обучающихся, состоящих на ВШУ, ПДН, СОП.http://stepanovka.ucoz.ru/2021- 22/vospitanie/plan_raboty_na_kanikulakh.pdf | Март | Кл. руководители, зам по ВР |
Семинар"Обеспечение противодействия идеологии насилия, профилактикабуллинга,деструктивного,суицидального поведения подростков " | Январь | Кл. руководители, педагоги |
Тематические выставки работ учащихся, направленные на профилактику проявлений экстремизма и терроризма в школьной среде «Мы такие разные, и все-таки мы вместе», «Мир на планете - счастливы дети!» | В течение года | Зам. по ВР, Учителя ИЗО |
Классныеродительскиесобранияповопросамвоспитания культурытолерантности«Формированиетолерантного поведения в семье», «Современные молодежные неформальные объединения» | Октябрь | Зам иректора по ВР, Классные руководители |
Проведениешкольногодняпрофилактики.Беседыпо профилактике суицида в подростковой среде. | Апрель | Кл. руководители, зам по ВР |
Месячник по профилактике правонарушений, вредных привычек, пропаганды ЗОЖ, общечеловеческих ценностей. | Ноябрь, март | Зам. по ВР, Ст.вожатая,педагог- организатор ОБЖ |
Организация летнего отдыха обучающихся «Лето-2022». | Май | Зам иректора по ВР, Классные руководители |
Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы | Апрель, май | Классные руководители |
Состоящих на учете ПДН - нет, на внутришкольном – 5. На учете в СОП, на конец года, состоят 2 семьи (Копыловы, Чуриновы), 1 семья снята с учета, 1 поставлена. В них воспитывается 5 детей. Многодетных семей – 9, в них детей школьного возраста - 17.
Основные причины постановки подростков на профилактический учет: пропуски по неуважительным причинам; систематическое нарушение дисциплины; низкая успеваемость по учебным предметам, постановка семей в СОП.
Дети, требующие особого педагогического внимания.
Социальные категории | Количество учащихся |
Опекаемые | 1 |
Состоящие на учете в СОП | 5 |
Состоящие на в/ш. учете | 5 |
Дети безработных и неработающих родителей (оба родителя не работают) | 8 |
Дети из неполных семей | 10 |
Дети из неблагополучных семей | 9 |
Дети из многодетных семей | 17 |
Дети из малообеспеченных семей | 33 |
Дети, склонные к девиантному поведению | 3 |
Классными руководителями школы используются различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися.
Одним из важных факторов профилактики является занятость учащихся в свободное время, поэтому в школе уделяется достаточное внимание развитию системы дополнительного образования, а также пропаганде здорового образа жизни и вовлечению подростков в кружки и секции. Занятость детей, состоящих на различных видах учета в кружках и секциях – 100 %. Всего детей, вовлеченных в дополнительное образование – 95%. Все семьи, имеющие детей группы риска, и все семьи обучающихся, состоящих на разных видах учета, систематически посещаются комиссией (не менее 1 раза в квартал), в которую входят классный руководитель, соц.педагог, соц.работник из сельсовета, член администрации школы. По результату посещения составляются акты. Количество посещений может быть увеличено по необходимости.
Психолого-педагогическая поддержка вышеуказанных семей осуществлялась через консультационный пункт, обращение по телефону, личное обращение.
Организована работа Совета профилактики в составе:
Проведено 2 заседания Совета профилактики. Рассматривались вопросы девиантного поведения учащихся (Келлер И.), ненадлежащее исполнение родительских обязанностей (Семенова Т.Н, Чуринова Л.Е.), неудовлетворительная успеваемость.
Выводы: работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений, безнадзорности, наркомании, вредных привычек несовершеннолетних проводится в достаточном объеме. Нет учащихся на учете в КДН и ПДН. Снята с учета в СОП одна семья. Совет профилактики провел 2 заседания. Документы по сопровождению учащихся, стоящих на учете в СОП ведутся систематически в полном объеме.
Рекомендации: недостаточно активно происходит взаимодействие органов профилактики. Большая часть профилактической работы ложится на школу. В школе недостаточно прав и механизмов влияния на семью и подростков. Необходимо усилить меры ответственности родителей за своих детей.
Культура безопасности. Согласно плану, проводилась системная работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пожарной безопасности, формированию у учащихся навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, а также при пожаре. В школе разработан и планомерно внедрялся план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, план комплексных мероприятий по обучению учащихся правилам дорожного движения в рамках преподавания ОБЖ, также план работы по пожарной безопасности.
http://stepanovka.ucoz.ru/2021-22/vospitanie/profilakticheskie_besedy_s_uchashhimisja_po_pravil.pdf
Дети были задействованы в мероприятиях по профилактике безопасности дорожного движения:
В этом году 1 учащийся стал призером муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ.
В системе воспитательной работы по культуре безопасности стали мероприятия по предотвращению действий террористического и экстремистского характера. Акции «Дети против террора», классные часы «Что такое экстремизм», месячники безопасности, проведение инструктажей на все случаи жизни прочно вошли в жизнь школы.
Выводы: Работа по культуре безопасности осуществляется, выполняется в достаточном объеме, проводится большая работа. Ведутся журналы по безопасности школьников, в которых отмечаются темы бесед и инструктажей, проводимых с учащимися. Почти вся работа проходит внутри школы. Редко принимает участие в районных соревнованиях и соревнованиях других уровней. Мало проводится практических занятий. В школе нет отряда ЮИДД и др. Малочисленность школы не позволяет это сделать
Рекомендации: Активизировать работу по участию школы в конкурсах разного уровня по БДД, ПБ и др. Увеличить количество мероприятий с практическим уклоном. Предусмотреть меры по вовлечению в отряды юных инспекторов движения школьников 8-11-х классов.
Гражданско-патриотическое воспитание - приоритетное направление воспитательной работы школы, целью которого является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
Это направление в воспитательной работе школы является наиболее системным, хорошо спланированным и подготовленным. Мероприятия проводятся в течение всего года. Но наиболее насыщенной является 2-е полугодие учебного года. Уроки Истории: «Блокадный хлеб»,
«Сталинградская битва», «Битва под Москвой», «Мой Герой», Урок Истории, посвященный Дню Победы. Единые Уроки: «Урок Цифры», «Мы и космос», «Урок Здоровья», «Урок Безопасности». День и Неделя науки, Научно-практическая конференция, День Матери, День Учителя стали традиционными. Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания: Военно-спортивная эстафета, «Веселые старты», Уроки мужества, конкурс инсценированной военно-патриотической песни. Акции: «Георгиевская ленточка», «Окна Победы, «Бессмертный полк», Недели Добра и многие другие полюбились учащимся и родителям, которые вместе с детьми принимают в них участие.
В школе есть комплексный музей, в котором проходят уроки истории, экскурсии дл дошкольников и гостей. В этом году на 9 Мая музей впервые приготовил экспозицию «Их подвиг не забыт» в СДК. Квест «Разведка боем» тоже новое мероприятие на местности, подготовленное на конец года, как заключительное.http://stepanovka.ucoz.ru/2021-22/vospitanie/meropr_po_v-p_vospitaniju.pdf
Вывод: мероприятия данного направления проведены в полном объеме и соответствовали заявленной теме.
Рекомендации: Запланировать на 2022-23 учебный год принять участие в конкурсе инсценированной песни на базе Усть-Ярульской школы.
Активнее участвовать в патриотических конкурсах и акциях на краевом и всероссийском уровнях.
Формирование духовно-нравственного воспитания учащихся - важнейшая задача школы. Духовно-нравственное воспитание в нашей школе имеет конкретно поставленные цели, задачи, и пути их достижения.
Классные руководители регулярно проводит беседы с учащимися на темы: «Беседы о толерантности» с обучающими 1-10 классов, «Школьный этикет», «Вред курения, алкоголя и наркотиков», «Профилактика терроризма и экстремизма в школе», и др. В плане работы, много мероприятий, направленных на профилактику здорового образа жизни, на профилактику предупреждения правонарушений, традиционные мероприятия, посвященные знаменательным датам.
В рамках месячника формирования политической культуры и правовых знаний проводятся классные часы на тему «Права ребенка», проводится анкетирование учащихся на тему: «Твои права» и «Символы моей страны». В рамках месячника профилактики алкоголизма и наркомании организованы и проведены беседы, лектории, показ кинофильмов по антиалкогольному воспитанию. Проведены беседы с родителями учащихся, на тему: «Ответственность родителей за правонарушения их детей». Классные часы, циклы бесед по теме «За здоровый образ жизни»; «Скажем вместе- НЕТ!»; «Мы выбираем ЖИЗНЬ!», спортивная эстафета «Спорт вместо наркотиков», конкурс рисунков «Я выбираю жизнь» (9-11 кл.).
Накоплен большой методический материал к беседам о вреде курения, алкоголя, создание наглядных материалов по данным проблемам. В школе создана медиатека. Все электронные презентации собраны в папки по темам «Наркомания», «СПИД», «Алкоголь», «Курение», «Права человека» и т.д. Классные руководители используют данный материал для проведения классных часов и других мероприятий. Работу по формированию духовно-нравственных ценностей у учащихся, проводится систематически в течение учебного года.
Ежегодно, не менее 2-х раз, в школе проводятся «Встречи поколений». Коллектив школы встречается со старшим поколением, жителями поселка. Встреча с бывшими комсомольцами, детьми войны, ветеранами труда. Встреча с талантливыми людьми: поэтами, музыкантами, исполнителями песен, рукодельницами. Приглашаем их на НПК в качестве членов жюри, на праздники. Эти мероприятия уже стали традиционными.
Выводы: Работа по духовно-нравственному воспитанию ведется в достаточном объеме. Все запланированные мероприятия выполняются. Особое внимание уделяется использованию на мероприятиях символов государства. Исполнении гимна, поднятие флага и др. атрибутика.
Рекомендации:
7. Эстетическое воспитание
Система художественно-эстетического воспитания школьников реализуется в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом как на уроках, так и во внеучебное время. Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. Они имеют своей главной целью всестороннее развитие и нравственно- эстетическое воспитание школьников.
Основными задачами данного направления являются:
Формы деятельности: урок, конкурсы рисунков, поделок, выставки работ декоративно-прикладного искусства, конкурсные программы.
Внеучебная деятельность - это не только внутри школьная жизнь, но и внутриклассная деятельность классных коллективов. Развитие творческих способностей, эстетических взглядов и потребности создавать прекрасное осуществляется классными руководителями через систему разнообразных мероприятий. Особую роль в воспитании личности и эстетическом развитии играет художественная самодеятельность. Она является для детей одним из деятельностных способов отражения и познания мира, предоставляет условия для самовыражения и самоутверждения личности.
В течение года в школе организовывались традиционные школьные праздники: «Очарованные весной», «Осенний бал», День Матери, Новый год в которых принимали участие учащиеся школы. Дети с большим удовольствием не только исполняли стихи и песни, но и участвовали в мини- спектаклях. Особо хочется выделить работу с детьми классных руководителей начальных классов Гейзер Н.А. и Ерофеевой Л.А. Эти педагоги организовывают работу со всеми детьми в классе, стараются привлечь всех ребят к творческой работе.
Каждый год наши учащиеся принимают участие в фестивале «Таланты без границ». В этом году в трех номинациях являемся победителями:
Номинация | Возраст-класс | Кол-во участников | Результат | Уровень |
Исполнительское мастерство (шумовой оркестр) | 9-11 лет – 2-4 класс | 9 | 1 место | Муниципальный |
Фото | 13-14 лет – 7, 8 класс | 2 | 1 место | Муниципальный |
Медиа Школьная газета | 13-16 лет – 7-10 класс | 5 | 1 место 3 место | Муниципальный Краевой |
Организация предметно-эстетической среды
Цел: развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности. Для этого в школе организуются выставки рисунков, фотографий творческих работ, посвященных событиям и памятным датам, стенды по разной тематике.
Гейзер Н.А. ведет курс внеурочной деятельности «Волшебная кисточка». В этом году, как никогда много проведено выставок рисунков на разные темы: «Мой любимый питомец», «Моя мама лучше всех», «Космос», «Весна пришла» и др.
Для раскрытия своих индивидуальных интересов и потребностей, расширения и углубления эстетического и творческого образования в школе используются программа дополнительного образования «Изонить». В течение года, учащиеся участвовали в различных конкурсах ДПИ и выставляли свои работы в районе. Школа наша старая и аварийная. Чтобы не было так грустно, дети, совместно с педагогами, оформляют стены
здания. Классные уголки в кабинетах, озеленение школы, меняем интерьер школьных коридоров. В прошлом году расписали сцену в актовом зале, сейчас оформляем стены в рекреациях на 1 и 2 этажах. Для этого пишем проекты «Наши выпускники» и «Спасибо, учитель».
Выводы: Работа по эстетическому воспитанию ведется в достаточном объеме. Присутствую разные направления деятельности. Каждый год имеем призовые места. Иногда поднимаемся до краевого уровня. Оформление школы хорошее. Ведется проектная деятельность. Есть курсы внеурочной деятельности для данного направления.
Рекомендации:
Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Особенно важным является формирование у школьников отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни. Основными задачами являются:
В рамках этого направления разрабатываются и реализуются программы и проекты, направленные на повышение познавательной активности обучающихся, на формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда, формирование представлений об ответственности за результаты научных открытий. Используются возможности интеллектуальной деятельности и интеллектуального развития личности в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных конференций и т.д.
Мероприятия | Сроки | |
1. | ШкольныйэтапВсероссийскойолимпиады (муниц. этап) | Сентябрь-декабрь |
2. | Дистанционные олимпиады | В течение года |
3. | Уроки Цифры | Ноябрь, март |
4. | Уроки Астрономии | Декабрь |
5. | Уроки Истории | Декабрь, февраль |
6. | Неделя Науки | Февраль |
7. | Предметные недели | В течение года |
8. | Школьная НПК (муниц. этап) | Апрель |
9. | Викторины | В течение года |
10. | Космос и мы | Апрель |
11. | Предметные конференции (учителя предметники) | В течение года |
12. | Работа НОУ «Камелот» | В течение года |
Ведется работа с одаренными детьми. Составлены ИОП для учащихся.http://stepanovka.ucoz.ru/index/odarennye_deti/0-231
Выводы:работа по направлению «Интеллектуальное воспитание» ведется в достаточном объеме. Работает НОУ учащихся. План, приведенный выше выполняется в полном объеме. Ведется работа с одаренными детьми. Каждый год проводится школьная НПК, на которой дети представляют все проекты, созданные за год.
Рекомендации:
Задачи, стоящие перед коллективом школы на 2021-22 учебный год:
Планы классных руководителей предусматривают реализацию целенаправленных мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся, пропаганде здорового образа жизни в разделе «Здоровьесбережение». Каждым классным руководителем разработан и реализуется комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей, включающий в себя организацию и проведение каникулярного отдыха детей, инструктажей по правилам техники безопасности, мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся, детского травматизма на дорогах, наркомании, токсикомании, табакокурения, встреч родителей и детей с представителями правоохранительных органов, медработниками, экскурсий и походов, участие коллектива класса в спортивных, внутришкольных мероприятиях. Были проведены Уроки Здоровья во всех классах. Акция «Спорт как альтернатива пагубным привычкам», Дни Здоровья, спортивные соревнования.
Мероприятия | Сроки проведения | Класс |
Кросс | сентябрь | 6-10 |
Настольный теннис | октябрь | 7-10 |
Волейбол | ноябрь, март | 7-10 |
Лыжные гонки | декабрь, январь | 1-10 |
Мини футбол | январь | 7-10 |
Баскетбол | февраль | 7-10 |
Легкая атлетика | март | 5-8 |
Президентские состязания | апрель | 7-10 |
Военно спортивный квест | май | 5-10 |
Веселые старты | февраль, май | 1-4 |
Учитывая малое количество детей в классах, команды были сборными.
Все мероприятия являлись значимыми и насыщенными информацией о необходимости сохранения здоровья.
Классные руководители 1-11 классов провели часы общения с учащимися по темам: «Мы за здоровый образ жизни!», «Мой распорядок
дня», «Охрана здоровья», «Профилактика заболеваний» и т.д. Классные руководители проводят индивидуальную работу с детьми группы риска; вовлекают в мероприятия, формирующие здоровый образ жизни. Проведены тематические классные часы: «Что значит: быть здоровым?»,
«О тебе и вредных привычках», «Сумей сказать нет», «Безвредных сигарет не бывает», «Вредные привычки – все «ЗА» и «ПРОТИВ». В ноябре 2021 года прошли мероприятия по теме «СТОП-ВИЧ-СПИД». Большая работа велась в направлении профилактики зависимого поведения детей и подростков. Было организовано психолого-педагогическое тестирование подростков. Все учащиеся 8-10 классов его прошли успешно. Вопросы профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения выносились для обсуждения на родительские собрания. 8 % учащихся продолжают курить. Родители не препятствуют такому образу жизни.
Для определения уровня сформированности культуры здоровья обучающихся была использована методика «Гармоничность образа жизни школьников» (Н.С. Гаркуша), которая показала следующие результаты:
Общий уровень сформированности культуры здоровья обучающихся.
Анкеты | по сформированности ценностных ориентаций, связанных с жизнью, здоровьем и безопасностью человека | ||
начальная школа | основная школа | средняя школа | |
Методика «Гармоничность образа жизни школьников» (Н.С. Гаркуша) | средний | высокий | средний |
Общий показатель по направлениям (%) | высокий: 25% средний: 62% низкий: 13% | высокий:56% средний: 28% низкий:16% | высокий: средний: 100% низкий: |
Выводы: в школе пока не наблюдается роста спортивных достижений, обучающихся. Но стали чаще принимать участие в районных соревнованиях. Мало детей, поэтому не во всех командных видах спорта школа может принять участие. Имеют вредные привычки 8 % учащихся: курят, нарушают режим дня, сквернословят. Спортивные секции проводятся не регулярно и только в дневное время. Учитель физкультуры приезжает из другого поселения каждый день. Мероприятия, проводимые в школе, формирующие осознанное отношение школьников к своему физическому и психическому здоровью, недостаточно эффективны. Общий уровень сформированности культуры здоровья обучающихся средний.
Рекомендации:
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Развитию трудовых навыков подчинена работа дополнительного образования, уроки трудового обучения, процесс дежурства по уборке территорий и помещений, работа в трудовом отряде старшеклассников. Трудовая деятельность и трудовое воспитание сочетаются с профориентационной работой. Дети получают навыки рабочих профессий, возможность их применить в реальной жизни.
Традиционно в школе проводится день самоуправления, когда учащимся предоставляется возможность «побыть» в профессии учителя. С целью профессиональной ориентации в области военных профессий оформлен альбом. В рамках просветительской работы оформлен информационный
стенд «Будущее в твоих руках», где представлена информация о различных профессиях. Так же представлена информация о различных учебных заведениях высшего и среднего профессионального обучения. Классными руководителями проводились классные часы по темам: «Человек и профессия», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Дорога, которую мы выбираем», «Мои увлечения» и т.д.
Школа активно принимает участие во Всероссийском мероприятии «ПРОеКТОриЯ». Не имея возможности смотреть фильмы онлайн, мы их скачиваем, раздаем классным руководителям. Они, в свою очередь, просматривают фильмы в классе иногда дают детям просмотреть вместе с родителями, а потом на классных часах обсуждают ту или иную профессию. Со второго полугодия включились в проект начальные классы.
Наша школа самая удаленная от районного центра, не так часто мы выезжаем на предприятия. Но все-таки экскурсии в МО МВД «Ирбейский» и пожарную часть, организованные 1-2 раза в год, дают школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии.http://stepanovka.ucoz.ru/index/proforientacija/0-229
В этом учебном году введен курс по внеурочной деятельности профориентационной тематики «Я в профессии» для 8, 9 классов, на котором учащиеся создают проект «Азбука профессий».
В программах доп.образования запланированы занятия по знакомству с соответствующими профессиями:
Выводы: намеченный план в данном направлении в основном был выполнен. В организации профориентационной деятельности с обучающимися использовались формы внеклассной деятельности, доп .образование, информационное информирование.
Главным недостатком работы является отсутствие постоянных связей школы с другими образовательными учреждениями края и отсутствие экскурсионной работы из-за удаленности.
Рекомендации:
Для реализации потребностей учащихся и их родителей в дополнительных образовательных услугах, в школе создана система дополнительного образования
№ | Направления | Ф.И.О. педагога д/о | Наименованиереализуемой программы | Результат |
1. | Туристско- краеведческое | ОберманВиктор Яковлевич. | «Юный краевед» | Муниципальная НПК «Мой мир – мои открытия» Диплом 3 степени |
2. | Художественное | КашкареваОльга Степановна | «Изонить» | Муниципальныйтворческийфестиваль«Таланты без границ». ДПИ участие |
3. | Социально- гуманитарное | Гейзер Сергей Арнович | «Юниор» | Муниципальная военно-спортивная игра «Юнарми» участие |
4. | Физкультурно- спортивное | СмагинПавел Александрович | «Волейбол» http://stepanovka.ucoz.ru/2021- | Участиеврайонныхспортивныхмероприятиях (баскетбол, президентские состязания) |
5. | Физкультурно- спортивное | СмагинПавел Александрович | «Футбол» http://stepanovka.ucoz.ru/2021- | Участиеврайонныхспортивныхмероприятиях (мини футбол, лыжные гонки) |
6. | Техническое | Ивкина Раиса Васильевна | «Компьютерная анимация» http://stepanovka.ucoz.ru/2021- | Муниципальный конкурс «Как прекрасен этот мир». Компьютерный коллаж 1 место |
В 2021-2022 учебном году работа по дополнительным образовательным программам была организована через региональный информационный ресурс «Навигатор дополнительного образования". Все программы выставлены в Навигаторе. На родительских собраниях были проведены консультации по использованию Навигатора, как ресурса для поиска дополнительных образовательных услуг.
В этом году на Навигаторе было зарегистрировано 95% учащихся. На школу выделяется всего 9 часов доп. образования. Это очень мало. Разнообразие кружков невелико. Не все родители удовлетворены качеством дополнительных образовательных услуг. Только 68 %.
Вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставляет им возможность самореализоваться в ней проходит на занятиях школьныхкурсов внеурочной деятельности.
Направления | Виды деятельности | Класс |
НОО | ||
Познавательная деятельность | Курсвнеурочнойдеятельности «Клуб путешественников» | 2, 3 |
Художественное творчество | Художественныйкружок «Волшебная кисточка» | 3 |
Проблемно-ценностное общение | Курсвнеурочнойдеятельности «Мой мир» | 2 |
Игровая деятельность | Курсвнеурочнойдеятельности «Игры народов мира» | 1-4 |
ООО (5-9) | ||
Познавательная деятельность | Курс внеурочной деятельности «Я в профессии» | 8, 9 |
Познавательная деятельность | Курсвнеурочнойдеятельности «Мир информатики» | 5 |
Познавательная деятельность | Курсвнеурочнойдеятельности «Школьные СМИ» | 7-9(10) |
Трудовая деятельность | Курсвнеурочнойдеятельности «Школьный сундучок» | 9 |
Спортивно-оздоровительная деятельноть | Курсвнеурочнойдеятельности «Патриот» | 7-9(10) |
Вывод: 1. в целом работа по программам дополнительного образования реализуется удовлетворительно. По-прежнему проблемным остается материально-техническое обеспечение дополнительного образования, что объясняется отсутствием средств в школе. Кроме того, к концу года намечается тенденция уменьшения контингента детей, посещающих занятия.
2. Внеурочная деятельность была организована по различным направлениям и в разнообразных формах. Вовлеченность обучающихся по школе в течение года сохранялась. В целом качество организации внеурочной деятельности в течение учебного года можно признать хорошим.
Рекомендации:
В школе образованы и работают несколько детских общественных организаций:
ДОО «Робинзоны»– это добровольное детско-юношеское объединение обучающихся МБОУ Степановская СОШ, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. В нее входят все учащиеся школы с 1 по 11 класс. Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
умение общаться, слушать и слышать других. (Это посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с СДК по проведению культурно - развлекательных мероприятий; уборка памятников воинам Вов, участие школьников в работе на прилегающей к школе территории и т.п.);
-участие членов детского общественного движения в Российском движении школьников
Самоуправление.Школьное самоуправление предусматривает вовлечение учащихся в управление школьными делами, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств, приобщение каждого ученика к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию. Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов.
Принципы построения и развития самоуправления:
Высшим органом самоуправления является Совет школьников. Совет школьников координируют работу ученических Советов. В Совет входят 5 учащихся. Структура Совета: учебный совет, Творческая лаборатория, Спортивный совет, Пресс-центр и совет Дисциплины и Порядка.
Каждый выполняет свои функции. К каждому Совету прикреплен педагог, координирующий его работу. ДОО «Робинзоны» сотрудничают с МБУ ДОД ДДТhttp://stepanovka.ucoz.ru/2021-22/ldogovor.pdf Участвуют в мероприятиях, конкурсах ДДТ.
Дети посещают районные школы:
Добровольческая ОО «За Добро». Эта организация официально создана в этом году. Раньше работу волонтеров выполняли дети и учителя.
№ | Планируемые мероприятия | Сроки |
1. | Акция «Помоги пойти учиться» | Сентябрь |
2. | Благоустройство школьного двора | Сентябрь, апрель, июнь |
3. | Осенняя Неделя Добра | Октябрь, ноябрь |
4. | Мероприятие ко Дню пожилого человека «Почта добра» (совместно с СДК) | Октябрь |
5. | Трудовые десанты, субботники | В течение года |
6. | Весенняя Неделя Добра | Апрель |
7. | Оформление экспозиции к 77-летию Победы «Мы помним и память эту сохраним» | май |
8. | Всероссийская акция «Георгиевская ленточка» | Май |
9. | Международная акция «Бессмертный полк» | Май |
10. | Организация помощи в ремонте школы | Июнь, август |
Выводы: Попробуем разобраться нужно ли в школе столько общественных организаций, ведь школьный коллектив один и совсем небольшой. Дела делаем одни, расписывать будем на троих. В 3 раза больше документации.
Рекомендации:
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
В течение учебного года во всех классах прошло по 4 родительских собрания, а в 9 классе дополнительно еще 2 по организации и проведению ОГЭ. Общешкольных собраний – 2 за год.: «Профилактика правонарушений, безнадзорности, наркомании, вредных привычек несовершеннолетних»,
«Роль семьи в формировании личности». Выбран родительский комитет, правда, не очень активный.
В основном тематика классных родительских собраний в течение года была разнообразной и соответствовала возрасту и психологическим особенностям обучающихся. Посещаемость собраний родителями составила в среднем 94% в 1-4-х классах, 52% - в 5-8 классах и 100 % - в 9-10 классах. Кроме того, проводились индивидуальные очные консультации для родителей; встречи с педагогами, администрацией, информирование через сайт школы оказание консультативной помощи (по вопросам ЕГЭ, ГИА, девиантного поведения), диагностика семей, совместные мероприятия: «День Матери», «День Защитника Отечества», «Профессия моих родителей». Беседы на темы: «Современные молодежные неформальные объединения», «Безопасный Интернет», «Осторожно, терроризм!», «Что такое экстремизм», «ЗОЖ».http://stepanovka.ucoz.ru/index/roditeljam/0-23
Вывод: по сравнению с 2020-21 учебным годом удалось:
Повысить посещаемость родительских собраний в среднем с 71% до 79% по школе. Уровень участия родителей в классных и общешкольных делах, уровень удовлетворенности родителей деятельностью школы, уровень доверия родителей школе остались на прежнем уровне.
Рекомендации:
Самоанализ воспитательной работы (мониторинг, диагностика)
Для анализа результатов работы школы по воспитанию, социализации и саморазвитию школьников был проведен мониторинг воспитания
по сформированности ценностных ориентаций, связанных с жизнью, здоровьем и безопасностью человека | по сформированности ценностных ориентаций в области социального взаимодействия | по сформированности ценностных ориентаций личностного развития; | по оценке воспитательной среды |
Анкета "Удовлетворенность качеством образовательного процесса " | Анкета «Ценностные ориентации» (О.И. Моткова,Т.А. Огнева) | Методика «Гармоничность образажизни школьников»(Н.С. Гаркуша) | Методикадля изучения социализированности личностиучащегося (М. И. Рожков) |
Результат представлен в таблице
Ценности | Образ. ступени | ||
НО | ОО | СО | |
Здоровье | средний | высокий | средний |
Социализация | средний | средний | средний |
Личность | средний | высокий | средний |
Удовлетворенность | средний | средний | средний |
http://stepanovka.ucoz.ru/2021-22/vospitanie/monitoring_vospitanija.pdf
По результатам диагностики видно, что у учащихся 5-8 классов уровень сформированности ценностных ориентаций, связанных с жизнью, здоровьем и безопасностью человека выше, чем у учащихся начальной и средней школы они чаще занимаются спортом, принимают участие в спортивных мероприятиях, предпочитают здоровый образ жизни. По анкетам получается также, что и уровень проявления социально ценных качеств личности: активность нравственной позиции, коллективизм, гражданственность в труде, трудолюбие, волевые качества тоже более высокий, хоть и ненамного. Но часто в реальной жизни наблюдается другие проявления.
Вывод: либо мы плохо знаем наших детей, либо дети хорошо знают, что мы от них ожидаем. Поэтому надо проводить анкетирование систематически, чтобы можно было сравнить результаты.
Рекомендации:
В целях повышения уровнясформированности ценностных ориентаций нужно создать условия для полноценных, доверительных и уважительных отношений в школе. Необходимо продолжить работу по всем модулям воспитательной программы. Привлекать школьников к планированию классных и школьных дел, распределять поручении я с учетом интересов и пожеланий детей. На классных часах обсуждать проявления ответственного поведения на примерах жизненных ситуаций. Проводить ролевые игры с моделированием ситуаций, которые потребуют от ребенка умения принимать решение и нести за него ответственность.
Поскольку классные руководители ведут экраны активности, то по ним легко установить количество учащихся, принимающих участие в школьных мероприятиях. Почти в каждом классе встречаются дети, которые неохотно, а кто-то и совсем, не участвуют в мероприятиях класса и школы. Это ребята, которые стесняются, чего-то не умеют делать, по настроению, а кто-то из принципа. В таблице показана объективная картина по образовательным уровням и по школе в целом. Очевидно, что родители не жалуют школу своим посещением и не очень охотно помогают в воспитательной деятельности.
Образовательные ступени | Доля обучающихся на уровнеобразования, принявших участие в | Доля обучающихся на уровнеобразования, принявших участие во | Доля родителейна уровнеобразования, принявших участие в | Доля родителейна уровнеобразования, принявшихучастие |
общешкольном деле, % | внешкольном деле, % | школьном деле, % | во внешкольном деле, % | |
НО | 75 | 75 | 40 | 0 |
ОО | 78 | 83 | 4 | 13 |
СО | 75 | 75 | 25 | 4 |
Школа | 82 | 79 | 26 | 26 |
Вывод: совместная деятельность родителей и школы находится на низком уровне. Вовлеченность обучающихся в общешкольные мероприятия по итогам анализа составила 82 % процента (высокий уровень вовлеченности). Но результаты анкетирования обучающихся, их родителей и педагогов показали, что в основном дети участвуют в мероприятиях под давлением педагогов, уровень добровольности низкий. Возможно, это связано с тем, что педагоги не вовлекают обучающихся в планирование общешкольных дел, не прислушиваются к их мнению, не проводят совместный анализ проведенных общешкольных мероприятий.
Рекомендации: активизировать работу с родителями. Привлечь их интересными формами работы. Поднять престиж школы в глазах родителей через продвижение детей по лестнице успеха. Найти точки соприкосновения, даже если ребенок конфликтный и слабо учится.