Технологическая карта урока
Тема урока | Состав кислот | |||
Цель урока | Создание условий для усвоения состава кислот, формирования представления о индикаторах. | |||
Задачи | Сформировать у учащихся понятие о кислотах, как о классе неорганических соединений; изучить состав, номенклатуру и классификацию кислот. Совершенствовать умения и навыки экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, практически определять кислоты с помощью индикаторов. Содействовать воспитанию уважительного, терпимого отношения друг к другу, положительного отношения к знаниям, повышения мотивации к учению, к здоровьесбережению. | |||
Планируемые результаты обучения | Знать: понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы; правила ТБ при работе с кислотами. Уметь: выбирать формулы кислот среди предложенных формул веществ, классифицировать кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, определять кислоту с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности. | |||
Тип урока | Урок "открытия" нового знания | |||
Методы, используемые на уроке | Объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, наглядный, метод самостоятельной работы, практический, контроля, самоконтроля, взаимоконтроля. | |||
Формы работы обучающихся | Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. | |||
Оборудование | Мультимедийная установка, презентация, оценочные листы, посуда ( пробирки, штатив для пробирок), реактивы (фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый, соляная кислота, уксусная кислота, лимонная кислота). | |||
№ п/п | Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. | Организационный момент Настрой учащихся на получение новых знаний, создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | Проверяет готовность обучающихся к уроку, приветствует, создает эмоциональный настрой. Здравствуйте! К уроку готовы? Русский поэт, пианист, композитор и дипломат Александр Сергеевич Грибоедов говорил, что «Чем человек просвещённее, тем он полезнее своему Отечеству». Хочется надеяться на нашу плодотворную работу на уроке, чтобы мы могли принести пользу себе и нашей стране. | Готовят к уроку рабочее место, приветствуют учителя. Размышляют о цитате | Личностные и регулятивные: смыслообразование, организация учащимися своей деятельности |
2. | Целеполагание, постановка проблемы, планирование деятельности Подведение к осознанию цели и задач урока. Выбор средств и способов для достижения поставленной цели. | О чем же сегодняшний урок? Посмотрите на эти изображения. (слайды 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8) Что их объединяет? Тема нашего урока: «Состав кислот». Предположите, как мы можем узнать состав кислот? | Все они имеют кислый вкус, содержат кислоты. Высказывают свои предположения. Планируют способы достижения намеченной цели Мы можем провести эксперимент и рассмотреть химические формулы кислот. | Личностные: смыслообразование, познавательный интерес. Регулятивные: умение ставить цели и задачи на уроке; планировать процесс реализации поставленных задач. Познавательные: установление причинно-следственных связей, обобщение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
3. | "Открытие" нового знания Открытие нового через учебное действие. | Давайте посмотрим на химические формулы кислот. (Слайд 9). Вы заметили что-то общее? (Слайд 10) На первом месте находится водород, один или несколько атомов. А все остальное называется кислотным остатком. Валентность кислотного остатка Br - один, SO3 – два, PO4 – три, NO2 – один. Кто догадался, от чего это зависит? Правильно, от числа атомов водорода в этой формуле. Какое можно дать определение кислотам? Что такое кислота? Кислоты окружают нас повсюду. В кефире и квашеной капусте содержится молочная кислота, в лимонаде – угольная, в яблоках яблочная, в крапиве и муравьях – муравьиная, в желудке человека – соляная, во всех фруктах присутствует аскорбиновая кислота. В настоящее время известны сотни кислот. Но если их так много, нельзя ли их классифицировать, разделить на группы? Существует три способа классификации (слайд 11). Чем различаются кислоты в первом ряду? А здесь какие различия? И наша третья классификация: все кислоты можно разделить на растворимые и нерастворимые. Предлагает открыть таблицу растворимости. По таблице растворимости назовите нерастворимую кислоту. Попробуем дать характеристику кислоте на основе классификации? Показывает формулы кислот Предлагает выполнить лабораторный опыт, доказывающий наличие водорода. А теперь экспериментально докажем наличие кислот. При работе с кислотами необходимо соблюдать правила по ТБ.(Слайд 12). Это едкие вещества, могут вызвать ожог. При попадании на кожу необходимо промыть струей воды и обработать 2%-ным раствором соды. Найдите в оценочном листе «Лабораторный опыт», прочитайте инструкцию. Обсудим результаты. (Слайд13) Проверьте записи в таблице с цветом на слайде. Отметьте в оценочном листе число правильных ответов | Сравнивают химические формулы кислот, анализируют. Все они имеют кислый вкус, содержат кислоты. Валентность кислотного остатка зависит от количества атомов водорода. Формулируют определение кислот. Кислота – это сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка. Числом атомов водорода. Одни кислоты содержат кислород, другие нет. Кремниевая. Характеризуют. HCl – одноосновная, бескислородная, растворимая. H3PO4 – трехосновная, кислородсодержащая, растворимая. Работают в группах по инструктивным картам и заполняют таблицу. Первая группа: мы работали с соляной кислотой – лакмус покраснел, метилоранж - розовый, фенолфталеин не изменил окраску. Вторая группа: у нас была уксусная кислота. Проговаривают результаты эксперимента Третья группа – мы проводили опыты с лимонной кислотой. Сообщают об изменении окраски индикаторов Отмечают число баллов | Регулятивные: прогнозирование Познавательные: умение структурировать знания. Общеучебные: моделирование Коммуникативные: умение сотрудничать, работать в группе |
4. | Физкультпауза | Предлагаю физкультминутку. Если я называю формулу кислоты – встаем, если это не кислота – поднимаем руки вверх. CaO, HCl, Al2O3, HNO3, H2O. | Выполняют движения | Регулятивные: осуществление самоконтроля Личностные: стремление к самосовершенствованию, проявление дисциплины, умение управлять своими эмоциями |
5. | Первичное закрепление Актуализация знаний через пробное учебное действие. | Итак, с каким новым классом веществ мы познакомились? Какие понятия запишем в словарь? Словарная работа: индикатор, кислота. Стр. 149. Выучите определения. Повторите про себя несколько раз. Кто хочет рассказать вслух? А теперь попробуем применить новые знания. Объявляется игра «Третий лишний». В каждой строке подчеркните лишнее вещество: HI, Al2O3, HNO3. H3PO4, H3BO3, H2SO4. HCl, H2S, HF. H2SiO3, H2CO3, H2SO3. Обсудите результат с соседом по парте. Проверка (слайд 14). Подсчитайте, сколько у вас правильных ответов, поставьте баллы. | Выявляют главные понятия урока, записывают определения в словарь, выучивают их. Кислота – это сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка. Индикаторы – это вещества, изменяющие окраску в растворах кислот и щелочей. Выполняют условия игры. Обсуждают результаты в парах. Высказывают свое мнение, аргументируют. Фиксируют число баллов в оценочных листах. | Познавательные: обобщение, классификация, сравнение, построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные: умение слушать, грамотно строить речь, аргументировать свою позицию в решение учебной проблемы, проявлять толерантность в процессе беседы и диалога. |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Закрепление пробного учебного действия по новой теме. | Организует выполнение теста. Какие утверждения верны? 1. Все кислоты содержат в своем составе атомы водорода. 2. В состав кислот могут входить атомы металлов. 3. Все кислоты содержат в своем составе атомы кислорода. 4. В состав кислот может входить несколько кислотных остатков. 5. Серная кислота является двухосновной, кислородсодержащей и растворимой. 6. Вещество, изменяющее цвет в растворах кислот, называется катализатором. 7. Цвет лакмуса в кислотах красный. 8. Кислоты – это сложные вещества, состоящие из металлов и кислотных остатков. 9.Кремниевая кислота является нерастворимой, одноосновной и кислородсодержащей. 10. Метиловый оранжевый в кислой среде имеет желтый цвет. Проверяем! (слайд 15). За это задание можно набрать 10 баллов. Подсчитайте, сколько у вас и отметьте. | Выполняют тест индивидуально Осуществляют самопроверку по эталону, отмечают количество правильных ответов, фиксируют результат. | Познавательные: обработка и использование информации, извлечение нужной информации, выполняют учебно-познавательные действия, оценка процесса и результатов деятельности. |
7. | Итог урока Подведение итогов работы | Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке. Подведем итоги урока. Мы узнали состав кислот? Мы сможем их найти среди других веществ? Как? С помощью индикаторов. Оцените свою работу на уроке. Подсчитайте общее количество баллов. Какой отметке соответствует ваша работа на уроке? (Слайд 16) | Соотносят поставленные цели урока с результатом. Мы можем найти формулы кислот на основе определения. Экспериментально кислоты можно обнаружить с помощью индикаторов. Подсчитывают итоговое количество баллов, проводят самооценку своей работы на уроке | Регулятивные: самоконтроль и самооценка достигнутого результата, коррекция. |
8. | Домашнее задание Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Предлагает информацию по домашнему заданию, дает комментарий по его выполнению. (Слайд 17). Обязательно: § 44, тестовые задания. По желанию: кроссворд, стихотворение, сказка, эссе – небольшое прозаическое сочинение, которое выражает индивидуальные впечатления по теме «Состав кислот» | Выбирают домашнее задание согласно уровню собственных способностей и желания, записывают в дневник, выставляют полученные отметки. | Познавательные: умение структурировать знания; оценивание процессов и результатов деятельности Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
9. | Рефлексия Выявление уровня удовлетворенности обучающихся | А теперь осталось проанализировать наше психоэмоциональное состояние. Подчеркните слова, отражающие ваше настроение: На уроке я работал Кто-нибудь хочет озвучить? Сдаем оценочные листы, всего хорошего! | Подчеркивают слова, отражающие свое состояние Зачитывают по желанию | Личностные: Регулятивные: Познавательные: |