Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка урока по химии "Состав кислот"

Цель урока состоит в создании условий для усвоения состава кислот, формирования представления о индикаторах. В число задач входит совершенствование умений и навыков экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, практически определять кислоты с помощью индикаторов. Урок содействует воспитанию уважительного, терпимого отношения друг к другу, положительного отношения к знаниям, повышению мотивации к учению, здоровьесбережению.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Технологическая карта урока

Тема урока

Состав кислот

Цель урока

Создание условий для усвоения состава кислот, формирования представления о индикаторах.

Задачи

Сформировать у учащихся понятие о кислотах, как о классе неорганических соединений; изучить состав, номенклатуру и классификацию  кислот.

Совершенствовать умения и навыки экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, практически определять кислоты с помощью индикаторов.

Содействовать воспитанию уважительного, терпимого отношения друг к другу, положительного отношения к знаниям, повышения мотивации к учению, к здоровьесбережению.

Планируемые результаты обучения

Знать: понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы; правила ТБ при работе с кислотами.

Уметь: выбирать формулы кислот среди предложенных формул веществ, классифицировать кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, определять кислоту с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности.

Тип урока

Урок "открытия" нового знания

Методы, используемые на уроке

Объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, наглядный, метод самостоятельной работы, практический, контроля, самоконтроля, взаимоконтроля.

Формы работы обучающихся

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Мультимедийная установка, презентация, оценочные листы,

посуда ( пробирки, штатив для пробирок), реактивы (фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый, соляная кислота, уксусная кислота, лимонная кислота).

№ п/п

Этап урока, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент

Настрой учащихся на получение новых знаний,

создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Проверяет готовность обучающихся к уроку, приветствует, создает эмоциональный настрой.

Здравствуйте! К уроку готовы?

Русский поэт, пианист, композитор и дипломат Александр Сергеевич Грибоедов говорил, что «Чем человек просвещённее, тем он полезнее своему Отечеству». Хочется надеяться на нашу плодотворную работу на уроке, чтобы мы могли принести пользу себе и нашей стране.

Готовят  к уроку рабочее место, приветствуют учителя. Размышляют о цитате

Личностные и регулятивные: смыслообразование, организация учащимися своей деятельности

2.

Целеполагание, постановка проблемы, планирование деятельности

Подведение к осознанию цели и задач урока. Выбор средств и способов для достижения поставленной цели.

О чем же сегодняшний урок? Посмотрите на эти изображения. (слайды 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8)

Что их объединяет?

Тема нашего урока: «Состав кислот».

Предположите, как мы можем узнать состав кислот?

Все они имеют кислый вкус, содержат кислоты.

Высказывают свои предположения. Планируют способы достижения намеченной цели

Мы можем провести эксперимент и рассмотреть химические формулы кислот.

Личностные: смыслообразование, познавательный интерес.

Регулятивные: умение ставить цели и задачи на уроке; планировать процесс реализации поставленных задач.

Познавательные:  установление причинно-следственных связей, обобщение.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

3.

"Открытие" нового знания 

Открытие нового через учебное действие.

Давайте посмотрим на химические формулы кислот. (Слайд 9). Вы заметили что-то общее? (Слайд 10)

На первом месте находится водород, один или несколько атомов. А все остальное называется кислотным остатком. Валентность кислотного остатка Br - один, SO3 – два, PO4 – три, NO2 – один. Кто догадался, от чего это зависит? Правильно, от числа атомов водорода в этой формуле.

Какое можно дать определение кислотам? Что такое кислота?

Кислоты окружают нас повсюду. В кефире и квашеной капусте содержится молочная кислота, в лимонаде – угольная, в яблоках яблочная, в крапиве и муравьях – муравьиная, в желудке человека – соляная, во всех фруктах присутствует аскорбиновая кислота. В настоящее время известны сотни кислот. Но если их так много, нельзя ли их классифицировать, разделить на группы? Существует три способа классификации (слайд 11). Чем различаются кислоты в первом ряду?

А здесь какие различия?

И наша третья классификация: все кислоты можно разделить на растворимые и нерастворимые. Предлагает открыть таблицу растворимости. По таблице растворимости назовите нерастворимую кислоту.

Попробуем дать характеристику кислоте на основе классификации? Показывает формулы кислот

Предлагает выполнить лабораторный опыт, доказывающий наличие водорода.

А теперь экспериментально докажем наличие кислот. При работе с кислотами необходимо соблюдать правила по ТБ.(Слайд 12). Это едкие вещества, могут вызвать ожог. При попадании на кожу необходимо промыть струей воды и обработать 2%-ным раствором соды. Найдите в оценочном листе «Лабораторный опыт», прочитайте инструкцию.

Обсудим результаты.

(Слайд13) Проверьте записи в таблице с цветом на слайде. Отметьте в оценочном листе число правильных ответов

Сравнивают химические формулы кислот, анализируют. Все они имеют кислый вкус, содержат кислоты.

Валентность кислотного остатка зависит от количества атомов водорода.

Формулируют определение кислот.

Кислота – это сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка.

Числом атомов водорода.

Одни кислоты содержат кислород, другие нет.

Кремниевая.

Характеризуют. HCl – одноосновная, бескислородная, растворимая. H3PO4 – трехосновная, кислородсодержащая, растворимая.

Работают в группах по инструктивным картам и заполняют таблицу.

Первая группа: мы работали с соляной кислотой – лакмус покраснел, метилоранж - розовый, фенолфталеин не изменил окраску.

Вторая группа: у нас была уксусная кислота. Проговаривают результаты эксперимента

Третья группа – мы проводили опыты с лимонной кислотой. Сообщают об изменении окраски индикаторов

Отмечают число баллов

Регулятивные: прогнозирование

Познавательные: умение структурировать знания.

Общеучебные: моделирование

Коммуникативные: умение сотрудничать, работать в группе

4.

Физкультпауза

Предлагаю физкультминутку. Если я называю формулу кислоты – встаем, если это не кислота – поднимаем руки вверх.

CaO, HCl, Al2O3, HNO3, H2O.

Выполняют движения

Регулятивные: осуществление самоконтроля

Личностные: стремление к самосовершенствованию, проявление дисциплины, умение управлять своими эмоциями

5.

Первичное закрепление

Актуализация знаний через пробное учебное действие.

Итак, с каким новым классом веществ мы познакомились? Какие понятия запишем в словарь? Словарная работа: индикатор, кислота. Стр. 149. Выучите определения. Повторите про себя несколько раз. Кто хочет рассказать вслух?

А теперь попробуем применить новые знания. Объявляется игра «Третий лишний». В каждой строке подчеркните лишнее вещество:

HI, Al2O3, HNO3. H3PO4, H3BO3, H2SO4. HCl, H2S, HF. H2SiO3, H2CO3, H2SO3.

Обсудите результат с соседом по парте. Проверка (слайд 14). Подсчитайте, сколько у вас правильных ответов, поставьте баллы.

Выявляют главные понятия урока, записывают определения в словарь, выучивают их.

Кислота – это сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка.

Индикаторы – это вещества, изменяющие окраску в растворах кислот и щелочей.

Выполняют условия игры. Обсуждают результаты в парах.

Высказывают свое мнение, аргументируют.

Фиксируют число баллов в оценочных листах.

Познавательные: обобщение, классификация, сравнение, построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные: умение слушать, грамотно строить речь, аргументировать свою позицию в решение учебной проблемы, проявлять толерантность в процессе беседы и диалога.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Закрепление пробного учебного действия по новой теме.

Организует выполнение теста. Какие утверждения верны? 1. Все кислоты содержат в своем составе атомы водорода. 2. В состав кислот могут входить атомы металлов. 3. Все кислоты содержат в своем составе атомы кислорода. 4. В состав кислот может входить несколько кислотных остатков. 5. Серная кислота является двухосновной, кислородсодержащей и растворимой. 6. Вещество, изменяющее цвет в растворах кислот, называется катализатором. 7. Цвет лакмуса в кислотах красный. 8. Кислоты – это сложные вещества, состоящие из металлов и кислотных остатков. 9.Кремниевая кислота является нерастворимой, одноосновной и кислородсодержащей. 10. Метиловый оранжевый в кислой среде имеет желтый цвет.

Проверяем! (слайд 15). За это задание можно набрать 10 баллов. Подсчитайте, сколько у вас и отметьте.

Выполняют тест индивидуально

Осуществляют самопроверку по эталону, отмечают количество правильных ответов, фиксируют результат.

Познавательные: обработка и использование информации, извлечение нужной информации, выполняют учебно-познавательные действия, оценка процесса и результатов деятельности.

7.

Итог урока

Подведение итогов работы

Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке.

Подведем итоги урока. Мы узнали состав кислот? Мы сможем их найти среди других веществ? Как? С помощью индикаторов. Оцените свою работу на уроке. Подсчитайте общее количество баллов. Какой отметке соответствует ваша работа на уроке? (Слайд 16)

Соотносят поставленные цели урока с результатом.

Мы можем найти формулы кислот на основе определения. Экспериментально кислоты можно обнаружить с помощью индикаторов.

Подсчитывают итоговое количество баллов, проводят самооценку своей работы на уроке

Регулятивные: самоконтроль и самооценка достигнутого результата, коррекция.

8.

Домашнее задание Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Предлагает информацию по домашнему заданию, дает комментарий по его выполнению. (Слайд 17). Обязательно: § 44, тестовые задания. По желанию: кроссворд, стихотворение, сказка, эссе – небольшое прозаическое сочинение, которое выражает индивидуальные впечатления по теме «Состав кислот»

Выбирают домашнее задание согласно уровню собственных способностей и желания, записывают в дневник, выставляют полученные отметки.

Познавательные: умение структурировать знания; оценивание процессов и результатов деятельности Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

9.

Рефлексия

Выявление уровня удовлетворенности обучающихся

А теперь осталось проанализировать наше психоэмоциональное состояние. Подчеркните слова, отражающие ваше настроение:

На уроке я работал
активно / пассивно
Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
Урок для меня показался
коротким / длинным
За урок я
не устал / устал
Мое настроение
стало лучше / стало хуже
Материал урока
полезен / бесполезен,
интересен / скучен
Д/з кажется
легким/трудным,
интересным / не интересным.

Кто-нибудь хочет озвучить?

Сдаем оценочные листы, всего хорошего!

Подчеркивают слова, отражающие свое состояние

Зачитывают по желанию

Личностные:
формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные:

адекватная самооценка.

Познавательные:
построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
анализ,
синтез,
установление причинно-следственных связей.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области