Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Сказка как эффективное средство коррекции и развития эмоциональной сферы детей"

Цель консультации В увлекательной форме познакомить родителей с новейшей системой творческого развития и коррекции эмоциональной сферы ребенка. Задачи  - развитие способности родителей к пониманию эмоционального мира своего ребенка  ознакомление с методикой и возможностями сказкотерапии обучение родителей использованию сказкотерапии.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Сказка как эффективное средство коррекции и

развития эмоциональной сферы детей».

Цель консультации:

В увлекательной форме познакомить родителей с новейшей системой творческого развития и коррекции эмоциональной сферы ребёнка.

Задачи:

Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашем далеком детстве мамы и бабушки рассказывали нам сказки и, не подозревая, возможно, что тем самым использовали один из самых эффективных методов психологической коррекции – сказкотерапию. Сказкотерапия представляет собой метод коррекции психологических проблем личности ребенка с помощью сказок, волшебных историй, басен и былин. При этом каждая сказка нацелена на решение конкретной проблемы: низкая самооценка, неуверенность, чувство неполноценности. В качестве проблемы могут выступать и обычные на первый взгляд детские «фобии» – боязнь темноты или страх оставаться одному.

Сказкотерапия вполне может использоваться родителями самостоятельно, без участия психолога. Так, в продаже и в свободном доступе в Интернете есть несколько выпусков аудиосказок специализированной серии «Сказкотерапия» и «Антикапризин». Эти аудиосказкиможно бесплатно скачать и достаточно эффективно использовать для корректировки поведения ребенка дома, в знакомой и привычной обстановке.

Наиболее распространен метод сказкотерапии при необходимости оказать коррекцию ребёнку. Сказкотерапия может применяться для детей самого малого возраста, практически от рождения.

Возможности сказкотерапии

1. Сказка, как инструмент передачи опыта, умений навыков, глубинного смысла жизни, понимания добра и зла. Многие сказки, которые мы знаем с детства, пронизаны насквозь аллегориями, линией поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Сейчас появляются всё новые исследования психологов и практикующих психотерапевтов, которые подробно изучают и описывают воздействие фольклорных сказок на сознание и подсознание.

2. Сказкотерапия как метод коррекции определённых состояний, страхов, фобий. Например, с помощью метода "жил был ребёнок похожий на тебя..." можно моделировать ребёнку сказки, которые прямо повторяют жизненные ситуации, которые пугают, угнетают ребёнка (страхи, стрессы, боязнь темноты, первые визиты в детский сад и др.).

3. Сказкотерапия может выступать инструментом для выяснения глубинных деформаций в душе человека, помогая установить причины внешних состояний, которые беспокоят клиента. В этом плане сказкотерапия особенно хороша для детей в возрасте 3-7 лет. Наиболее распространённая практика - "Продолжи сказку...". В том, как работает наша фантазия, завершая предложенную сюжетную линию, проявляются наши подсознательные установки, эмоции.

4. Рессурсность сказкотерапии проявляется, как правило, на тренинговых практиках. Одна из методик - "Совместная сказка", когда сюжет формируется по кусочку, по очереди каждым участником тренинговой группы. Феномен этой методики состоит в том, что сказку сочиняют чужие друг другу люди, но на выходе мы получаем чёткую картину - ответ на запрос клиента. поясняется работой коллективного бессознательного.

Методика сказкотерапии

Одна из самых популярных методик "Жил-был ребёнок похожий на тебя". Например, ребёнок ведёт себя агрессивно с другими детьми. Мама выбирает момент и предлагает рассказать ребёнку новую сказку.

Пример сказки для коррекции проявлений агрессии у ребёнка.

Жил-был мальчик очень похожий на тебя. И его даже звали, как и тебя. Вот однажды мальчик по имени Никита гулял на улице и увидел, что на площадке весело играют детки. Два мальчика увлечённо играли машинками, а ещё один мальчик и девочка катались с горки. Никита долго смотрела на них, а потом спросил у мамы:

- Что делают эти детки?

Мама ответила:

- Они играют, Никита.

- А почему? - спросил мальчик.

- Они друзья, Никита. 

- Я тоже хочу, чтобы у меня были друзья. - Сказал Никита.

Мама улыбнулась ему и сказала:

- Ты можешь пойти познакомиться с детками, и подружится с ними. А я подожду тебя здесь.

Никита пошёл на площадку. На верёвочке он вёз машину-грузовик. Он подошёл к мальчикам, которые играли машинками. Он без труда познакомился с ними. Мальчики стали показывать свои машинки. Никита был рад, что подружился с этими детками. Но тут один из мальчиков попросил Никиту поиграть его машиной-грузовиком. Никита нахмурился, а когда мальчик коснулся его грузовика, Никита сильно толкнул мальчика.

- Уходи! Не буду с тобой играть! - сказал мальчик, которого толкнул Никита. Он отвернулся от Никиты. Второй мальчик также недоумённо посмотрел на Никиту и последовал за своим другом.

Никита остался один. Он был расстроен и пошёл к маме. Он сказал маме:

- Не хочу я ни с кем дружить!

Эта часть сказки является идентификацией ситуации, когда ребёнок проявляет агрессию, и последствий, к чему такие всплески приводят. Родители могут модифицировать сценарий сказки, чтобы приблизить содержание к реальным событиям. После того, как эта часть сказки рассказана, у ребёнка следует поинтересоваться, понравилось ли ему поведение главного героя. Также следует спросить, почему главный герой действовал именно так. Следующий вопрос: как ты думаешь, Никита был бы рад по-настоящему подружиться с мальчиками и играть с ними? Согласие ребёнка - это показатель его готовности к продолжению сказкотерапии.

Пример, продолжения сказки - этап коррекции с помощью сказкотерапии.

Никита был очень расстроен из-за того, что мальчики не захотели с ним дружить. Даже перед сном Никита вспомнил происшествие на площадке. А когда он уснул, то во сне Никите приснился большой серый кот. Кот был в шляпе и очках и сидел на площадке, на том самом месте, где днём играли мальчики. Никита во сне подошёл к коту. А кот заговорил человеческим голосом:

- Знаю я, что тебя беспокоит. У тебя, Никита, нет настоящих друзей. А всё потому, что ты обижаешь других детей, толкаешь их и даже бьёшь. 

Никита растеряно посмотрел на кота и проговорил:

- А что же мне делать?

Кот поправил лапой очки на носу и ответил:

- Ты, когда общаешься с мальчиком или девочкой, представляй себе, что это ты сам. Если тебе захочется поиграть своей игрушкой, ты же себя не обижаешь? Пусть твои друзья играют любыми твоими игрушками. Они тебе всё вернут. Ты же самый сильный.

Никита слушал кота очень внимательно. Он хотел поблагодарить кота, ведь теперь у Никиты будет много друзей, но вдруг Никита проснулся. В окно светило солнышко. С этого дня Никита никогда не злился на других деток, ведь они стали его друзьями и он стал очень заботлив, даже сам предлагал поиграть своими лучшими игрушками. 

Сказкотерапия: алгоритм создания коррекционной сказки

1. Подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. Это может быть не человек, а сказочная сущность или животное.

2. Описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

3. Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.

4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Наша задача — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем. «Увиденное в правильном свете, все является благом» — эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.
5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

Сказкотерапия для детей - примеры исследования детской души 

С помощью сказкотерапии, мы можем узнать потаённые эмоции ребёнка, его мысли, его переживания, чувства - то, чем он не делится по каким-то причинам с родителями. Методика очень проста и называется "Продолжи сказку..."

Сказка первая. Уверенность ребёнка в семье, доверие к родителям.

На большом красивом дереве, в гнезде, сидели три птицы. Птица папа, птица мама и маленький птенчик.  Вдруг подул сильный ветер, и гнездо упало, а с ним на земле оказались три птички. Птица-папа взмахнул крыльями и опустился на одну ветку. Птица-мама вспорхнула и села на другую ветку. А что сделал птенчик?

По ответу ребёнка мы можем установить некоторые параметры его внутреннего состояния. Нормально, если ребёнок ответит, что птенчик полетел и сел рядом с папой, или рядом с мамой. Нормально, если он позвал маму или папу (или обоих) и они помогли ему подняться на дерево. Стоит задуматься, если ребёнок говорит, что птенец начал плакать, т.к. ему никто не помог, или что птенца кто-то съел. 

В рамках сказкотерапии работа со сказкой строится по одной из многочисленных схем, среди которых самыми распространенными считаются:

1) Чтение, прослушивание сказки и ее обсуждение.

При обсуждении сказки важно, чтобы именно ребенок высказал свое мнение о сути происходящего. Мнение, которое ни в коем случае не должно подвергаться осуждению. Можно лишь задавать наводящие вопросы.

2) Рисование наиболее впечатлившего ребенка эпизода сказки.

Этот метод лучше всего использовать при прослушивании аудиосказок, когда ребенок, слушая, может одновременно изображать понравившихся героев или волнующие его события. Важно по итогам прослушивания уточнить, почему именно этот герой выбран малышом, чем он ему понравился, как бы он поступил на его месте;

3) Инсценирование сказки.

Подсознательно, при инсценировке прослушанной сказки, ребенок выберет для себя роль, которая ему ближе. Этот метод можно расценивать и как диагностический, позволяющий выявить в первую очередь проблемы самооценки. Роль сценариста стоит отдать непосредственно малышу, так как интуитивно он обязательно включит в «спектакль» проблемные моменты и ситуации, которые его беспокоят. Когда в ходе инсценировки ребенок столкнется с проблемой принятия какого-либо решения – торопить его не стоит. Можно лишь ненавязчиво предложить один из вариантов, которые могут дать прочувствовать крохе эмоционально-значимые моменты.

Если в ходе домашней сказкотерапии обнаруживаются неожиданные сложности, возникают непривычные или парадоксальные ситуации, вас беспокоит мировосприятие ребенка – это весомый повод для консультации с психологом. Возможно, специалист будет использовать тот же метод сказкотерапии, однако расставит несколько по-иному акценты или будет комбинировать варианты работы.

При этом отсутствие у ребенка психологических проблем и сложностей не отменяет сказку, как метод воспитания доброты и отзывчивости, как возможность развить смелость, настойчивость и уверенность в собственных силах. И что, наверное, важнее всего – как способ подарить маленькому человечку частичку своей души…

Литература по сказкотерапии

Мастодонтом в специализированной литературе является доктор психологии и ректор института сказкотерапии, психотерапевт Татьяна Зинкевич-Евстингеева. Целый цикл книг под её авторством содержит разноплановую информацию и практикум: от основ сказкотерапии до тренинговых программ.

Основы сказкотерапии. Зинкевич-Евстингеева.

Практикум по сказкотерапии. Зинкевич-евстигнеева.

Игры в сказкотерапии. Зинкевич-Естигнеева.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области