Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект внеурочного занятия по теме "Слова-антиподы"

Программа «Удивительный мир слов» Направление Общеинтеллектуальное Цель создание условий для углубления знаний обучающихся о понятии «антонимы» и их значении в речи. Задачи Образовательная систематизировать знания учащихся о понятии «антонимы» учить подбирать антонимы к словам, понимать значение антонимов и употреблять их в речи. Развивающая способствовать формированию образности речи, развивать устную речь учащихся, воспитывать интерес к родному языку, истории и культуре русского народа. Воспитательная воспитывать сдержанность, умение выслушивать товарищей воспитывать доброжелательность, умение работать в группах, активность, самостоятельность.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект внеурочной деятельности

Дата: 29.11.2022

Тема внеурочного занятия:«Слова-антиподы»

Класс:4 Б

Учитель:Солодилова Ираида Леонидовна

Студент:Канавина Анастасия Юрьевна

Программа:«Удивительный мир слов»

Направление:Общеинтеллектуальное

Цель: создание условий для углубления знаний обучающихся о понятии «антонимы» и их значении в речи.

Задачи:

Образовательная: систематизировать знания учащихся о понятии «антонимы»; учить подбирать антонимы к словам, понимать значение антонимов и употреблять их в речи.

Развивающая: способствовать формированию образности речи, развивать устную речь учащихся, воспитывать интерес к родному языку, истории и культуре русского народа.

Воспитательная: воспитывать сдержанность, умение выслушивать товарищей; воспитывать доброжелательность, умение работать в группах, активность, самостоятельность.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: освоение представлений об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; сформированность умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных заданий, участвовать в их обсуждении.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные результаты: слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.

Регулятивные результаты: принимать и сохранять учебную задачу; выделять необходимую (существенную) информацию из текста; оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Личностные результаты: осознавать роль языка в речи и жизни людей; формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии и единстве; развитие навыком сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; формировать устойчивую мотивацию к коллективной и исследовательской деятельности; осознавать богатство русского языка, испытывать гордость за русский язык; стремиться е к речевому самосовершенствованию.

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1. Вводный этап.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на внеурочном занятии. Садитесь.

- Прочитайте высказывание на слайде и объясните его смысл:

«Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть».

М. Горький

- Надеюсь, сегодня на нашем занятии вы узнаете много полезного и нужного для себя.

Приветствуют учителя.

Анализируют. Объясняют значение высказывания:

- Необходимо знать правила языка, уметь им пользоваться для того, чтобы правильно выражать свои мысли и общаться с людьми.

2. Основной этап.

- Прочитайте на слайде стихотворение Генриха Сапгира и ответь те на вопрос: «Почему возник спор о яблоке?»

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко.

А Мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А Улитка – далеко.

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыплёнок - тем,

Что очень велико и тяжело.

А Котёнку всё равно:

-Кислое? Зачем оно?

-Что вы? – шепчет Червячок,

-Сладкий у него бочок.

- Назовите слова, при помощи которых герои характеризуют яблоко.

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Как называют слова в русском языке, которые имеют противоположное значение?

- Верно.

- Предположите тему занятия.

- Тема нашего занятия: «Слова-антиподы».

- Какую цель мы перед собой поставим?

Цель: ознакомление с понятием «слова-антиподы».

- Какие задачи мы поставим перед собой?

Задачи:

- Приступим к решению первой задачи. Как она звучит?

- Прочитайте на слайде значение слова «антипод».

«Антипод – объект, противоположный, противостоящий данному».

- Почему антонимы называют антиподами.

- Для чего в нашей речи нужны слова-антонимы?

- Где можно узнать значение антонимов?

- Поиграем в игру. Вам необходимо быстро ответить на вопросы, подобрав антонимы.

1.Какое молоко даёт чёрная корова?

2.Если сухой лист бросить в воду, то какой он будет?

3.Если помыть грязные сапоги, то они будут…

4.Когда выздоравливает больной, то он становится …

5.Когда покупаешь свежий хлеб, то какой он будет через сутки?

- Молодцы!

- Поработаем в парах. Вспомните правила работы в парах.

Задание: «Закончите пословицы, подобрав антонимы».

1) Ученье свет, ________.                                          

2)Знай больше, ___________.

3)Корень ученья горек, _____________.

4)Не бойся врага умного, _________________.  

5)Умей взять, _____________________.

Слова для справок: говори меньше, да плод сладок, умей и отдать, а не ученье тьма, бойся друга глупого.

- Верно. С какой задачей нашего внеурочного занятия мы справились?

- Приступим к решению второй задачи. Как она звучит?

- Разделимся на 3 группы. Назовите правила работы в группах.

1 группа:

«Расшифруйте названия известных литературных произведений. Зашифрованы они таким образом: каждое слово из названия заменено на противоположное по смыслу».

2 группа:

«Замените подчёркнутые слова антонимами. Запишите их сверху».

Опоздали

Вечером я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко. Дул встречный холодный ветер, и идти было трудно. Пришли мы к станции, а поезд отходит. Как плохо, что мы опоздали!

3 группа:

«Исправьте ошибки».

- Молодцы! Все группы хорошо справились с заданиями!

- Какую задачу нашего занятия мы решили?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Теперь немного отдохнём.

1) И. п. - основная стойка. Медленно поднять руки вверх, сжимая и разжимая пальцы,

медленно опустить руки вниз, сжимая и разжимая пальцы.

2) И. п. – основная стойка. Круговые движения плечами вперёд и назад.

- Приступим к решению третей задачи. Как она звучит?

- Для решения 3-й задачи возьмите карточки, которые лежат у вас на партах и выполните задание по теме нашего занятия.

ФИ_______________________________

Подбери антонимы к подчеркнутым словам.

лёгкий чемодан -________

лёгкая  задача -_________

лёгкий  мороз-________         

мелкий   почерк-__________

мелкое  озеро-___________

- Ребята, сравните свою работу с эталоном на слайде. Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки.

- Кто допустил 1 ошибку?

- Кто допустил 2 и более ошибок?

- С какой задачей внеурочного занятия мы справились?

Читают определение на слайде, размышляют, рассуждают, отвечают на вопрос.

- Низко, высоко, близко, далеко, мало, велико, кислое, сладкий.

- Слова с противоположным значением.

- Антонимы.

Предполагают тему: «Антонимы».

Предполагают цель.

Предполагают задачи.

Воспроизводят первую задачу: познакомиться с понятием «слова-антиподы».

Знакомятся с лексическим значением слова.

- Антонимы – это слова с противоположным значением, и антиподы – противоположные объекты.

- Антонимы делаю нашу речь выразительной, образной, обогащают наш словарный запас.

- В словаре антонимов.

Принимают участие в игре, отвечают на вопросы, подбирают антонимы к словам:

1.Белое

2.Мокрый

3.Чистые

4.Здоровый

5.Чёрствый

Называют правила работы в парах.

Выполняют работу в парах:

1.а не ученье тьма

2.говори меньше

3.да плод его сладок

4.бойся друга глупого

5.умей и отдать

- Мы решили первую задачу урока, а именно познакомились с понятием «слова-антиподы».

Воспроизводят вторую задачу: научиться объяснять значение антонимов и употреблять их в речи.

Называют правила работы в группе.

Участвуют в групповой работе:

Утром я с товарищем пошел к поезду. До станции было близко. Дул встречный тёплый ветер, и идти было легко. Пришли мы к станции, а поезд приходит. Как хорошо, что мы успели!

Царевна была добрая, а царица злая.

Эта речка не крупная, а мелкая.

Соседка была пожилая, а мама молодая.

Этот мальчик храбрый, а его товарищ трусливый.

Дедушка был мягкий, а бабушка жёсткая.

- Решили вторую задачу: научились объяснять значение антонимов и употреблять их в речи.

Выполняют физкультминутку.

Воспроизводят третью задачу: применить на практике полученные знания.

Выполняют индивидуальную работу на карточках:

лёгкий чемодан – тяжёлый чемодан

лёгкая задача – трудная задача

лёгкий мороз – сильный мороз

мелкий почерк – крупный почерк

мелкое озеро – глубокое озеро

Выполняют самопроверку.

- Мы справились с третьей задачей занятия.

3. Заключительный этап.

- Ребята, о чём мы говорили сегодня на внеурочном занятии?

- Что было сегодня полезного на нашем занятии?

- Узнали ли вы для себя что-то новое?

- Оцените свою работу на внеурочном занятии, продолжив фразы:

1. Я узнал …

2. Я научился …

3. Я испытывал (а) трудности …

- Наше внеурочное занятие подошло к концу. Вы большие молодцы! С вами было очень приятно работать. До свидания!

- О словах-антиподах – антонимах.

Отвечают на вопросы.

Фиксируют свои результаты.

- До свидания!

Учитель: _____________________

Руководитель практики: ___________________

Отметка: ________________________

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области