Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование метапредметных компетенций через внеурочную деятельность

Важнейшими задачами курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» являются задачи формирования метапредметных компетенций, которые помогут ребенку продолжить успешное обучение в основной школе и будут способствовать воспитанию умения учиться, а также решать творческие задачи, уметь работать с разными видами информации.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование метапредметных компетенций через внеурочную деятельность

В течение двух последних лет я работала по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь». Важнейшими задачами данного курса являются задачи формирования метапредметных компетенций, которые помогут ребенку продолжить успешное обучение в основной школе и будут способствовать воспитанию умения учиться, а также решать творческие задачи, уметь работать с разными видами информации.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Федеральные государственные общеобразовательные стандарты требуют использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов проектно-исследовательской деятельности как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Занятия проводились 1 раз в неделю в учебном кабинете, в школьной библиотеке, на пришкольной участке. Проектная деятельность включала проведение опытов, наблюдений, экскурсий на природу.

Совместная работа с учащимися включала в себя следующие занятия, которые для детей были сформулированы в виде вопроса-проблемы:

- как выбрать тему исследования;

- какими могут быть темы исследования;

- зачем нужно ставить цели и задачи;

- что такое гипотеза исследования;

- зачем нужен план работы;

- откуда можно получить информацию.

Второй блок проблем составлял раздел «Подготовка и защита исследовательской работы».

Сначала я назову результаты работы детей, а затем поделюсь опытом того, как мы пришли к этим результатам.

Свои первые работы учащиеся защищали на школьном конкурсе исследовательских работ «Первые шаги в науке». Александра К. со своей работой «Хакасские имена» заняла I место, Ангелина К. с исследованием «Чем полезен талған?» - также I место, Сергей А. получил II место за работу «Вредные напитки - что мы о них знаем?». Ангелина К. также является призёром конкурса исследовательских работ муниципального интеллектуального марафона младших школьников и призёром регионального этапа Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов для младших школьников «Я - исследователь!» .

В этом учебном году у нас в школе также проходила научно-практическая конференция, на которой были представлены очень интересные работы. Это исследовательские проекты Астины Ч. «Плесень: полезна или вредна?», Артура М. «Семь чудес Хакасии», Ольги Ч. «Кто построил пирамиды?». Астина Ч. заняла II место, Артур М. – III место.

В своей работе «Методика исследовательского обучения младших школьников» Савенков А.И. рекомендует выбирать темы исследования, исходя из интересов школьников. Как вы знаете, как правило, это организуется в форме анкетирования.

Далеко не каждый ребенок может ответить на эти вопросы, поэтому мы обращаемся за помощью к учителям, родителям. Говоря об учителях, я имею в виду, что в группу, с которой я занималась, входили дети моего класса и нынешнего 4 класса.

Темы исследования выбрать сложно и мы по рекомендации методиста распределили возможные темы на 3 группы:

Учащиеся называли такие фантастические темы, как «Машины будущего», «Существуют ли инопланетяне», экспериментальные – «Из чего делают мыло?», «Плесень: полезна или вредна?», теоретические – «Лошади моего детства», «Кто построил пирамиды?», «Как появилась планета?», «Семь чудес Хакасии», «Все о числе 13», «Моё любимое число — пятёрка!», «Часы и время».

Хотя некоторые исследовательские работы не были реализованы, но они нам нужны были для полета творчества, фантазии.

Поиск темы осуществлялся в форме урока «Полёт фантазий». В качестве подсказки мы использовали картинки-вопросы из дидактического материала.

Занятия, посвященные целям и задачам исследования очень трудные для детей, поэтому важен самый главный вопрос: «Зачем я это делаю?». В качестве подсказки вновь использовался материал рабочей тетради школьников:

А это наши цели и задачи:

Старт нашей исследовательской работе дан.

Если определение цели вызвало затруднение у детей, то работа над гипотезой исследования была очень интересной. Дети помогали друг другу выдвигать гипотезы. Были разные предположения, я приведу примеры:

- возможно, плесень – это грязь;

- предположим, плесень – это растение;

- допустим, что пирамиды были привезены инопланетянами;

- что, если число 5 магическое;

- возможно, 13 число приносит несчастье.

Второй раздел исследовательской деятельности был посвящен поискам источников информации.

Для того чтобы ответить на мой вопрос, детям нужно было подумать самостоятельно, посмотреть книги о том, что ребенок исследует, спросить у других людей, познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать, провести эксперимент.

Сбор информации начинается с просмотра книг, поэтому мною был проведен урок-экскурсия в школьной библиотеке. Она у нас очень хорошо оснащена энциклопедиями и справочной литературой.

Фильмы настоящий клад для исследования, они могут помощь в сборе информации по теме исследования, поэтому во время подготовки исследовательской работы мы посмотрели документальный фильм «Плесень». Затем дети начали знакомиться с другими фильмами и мультфильмами по своей теме исследования.

Обращение к компьютеру – это есть выход в интернет и непосредственная работа с компьютером. Через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам. Также с помощью компьютера можно посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников.

На этом этапе работы мы ходили в компьютерный класс и выходили в сеть Интернет, учились находить нужную информацию.

Моя работа была успешной в этом направлении. В 5 классе уже в этом году прошёл открытый урок по истории районного уровня, на котором мои учащиеся продемонстрировали сформированность навыка быстрого поиска нужной информации в Интернете, чем очень понравились гостям.

Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и реальные действия с изучаемым предметом - эксперименты. Самый интересный, на мой взгляд, для учащихся этап. Приведу примеры наших экспериментов, по теме «Плесень: вредна или полезна», мы с ребенком выяснили, как же появляется плесень, что этому способствует, для этого выращивали плесень на кусочках хлеба. В ходе написания работы «Вредные напитки – что мы о них знаем?» ученик провел несколько опытов с Кока-Колой.

После того как все сведения были собраны, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты, мы приступили к подготовке к защите исследовательских работ. Для ребенка это очень сложная задача, поэтому при работе мы снова обратились к советам, которые дает Савенкова А.И.:

В заключение, своего выступления я хочу сказать, что внеурочная деятельность «Я - исследователь» способствовала формированию таких метапредметных компетенций, как:

- определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

- работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

- понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации;

- предполагать, какая информация нужна,

- отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом),

- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

Литература:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.07.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области