Формирование метапредметных компетенций через внеурочную деятельность
В течение двух последних лет я работала по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь». Важнейшими задачами данного курса являются задачи формирования метапредметных компетенций, которые помогут ребенку продолжить успешное обучение в основной школе и будут способствовать воспитанию умения учиться, а также решать творческие задачи, уметь работать с разными видами информации.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Федеральные государственные общеобразовательные стандарты требуют использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов проектно-исследовательской деятельности как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Занятия проводились 1 раз в неделю в учебном кабинете, в школьной библиотеке, на пришкольной участке. Проектная деятельность включала проведение опытов, наблюдений, экскурсий на природу.
Совместная работа с учащимися включала в себя следующие занятия, которые для детей были сформулированы в виде вопроса-проблемы:
- как выбрать тему исследования;
- какими могут быть темы исследования;
- зачем нужно ставить цели и задачи;
- что такое гипотеза исследования;
- зачем нужен план работы;
- откуда можно получить информацию.
Второй блок проблем составлял раздел «Подготовка и защита исследовательской работы».
Сначала я назову результаты работы детей, а затем поделюсь опытом того, как мы пришли к этим результатам.
Свои первые работы учащиеся защищали на школьном конкурсе исследовательских работ «Первые шаги в науке». Александра К. со своей работой «Хакасские имена» заняла I место, Ангелина К. с исследованием «Чем полезен талған?» - также I место, Сергей А. получил II место за работу «Вредные напитки - что мы о них знаем?». Ангелина К. также является призёром конкурса исследовательских работ муниципального интеллектуального марафона младших школьников и призёром регионального этапа Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов для младших школьников «Я - исследователь!» .
В этом учебном году у нас в школе также проходила научно-практическая конференция, на которой были представлены очень интересные работы. Это исследовательские проекты Астины Ч. «Плесень: полезна или вредна?», Артура М. «Семь чудес Хакасии», Ольги Ч. «Кто построил пирамиды?». Астина Ч. заняла II место, Артур М. – III место.
В своей работе «Методика исследовательского обучения младших школьников» Савенков А.И. рекомендует выбирать темы исследования, исходя из интересов школьников. Как вы знаете, как правило, это организуется в форме анкетирования.
Далеко не каждый ребенок может ответить на эти вопросы, поэтому мы обращаемся за помощью к учителям, родителям. Говоря об учителях, я имею в виду, что в группу, с которой я занималась, входили дети моего класса и нынешнего 4 класса.
Темы исследования выбрать сложно и мы по рекомендации методиста распределили возможные темы на 3 группы:
Учащиеся называли такие фантастические темы, как «Машины будущего», «Существуют ли инопланетяне», экспериментальные – «Из чего делают мыло?», «Плесень: полезна или вредна?», теоретические – «Лошади моего детства», «Кто построил пирамиды?», «Как появилась планета?», «Семь чудес Хакасии», «Все о числе 13», «Моё любимое число — пятёрка!», «Часы и время».
Хотя некоторые исследовательские работы не были реализованы, но они нам нужны были для полета творчества, фантазии.
Поиск темы осуществлялся в форме урока «Полёт фантазий». В качестве подсказки мы использовали картинки-вопросы из дидактического материала.
Занятия, посвященные целям и задачам исследования очень трудные для детей, поэтому важен самый главный вопрос: «Зачем я это делаю?». В качестве подсказки вновь использовался материал рабочей тетради школьников:
А это наши цели и задачи:
Старт нашей исследовательской работе дан.
Если определение цели вызвало затруднение у детей, то работа над гипотезой исследования была очень интересной. Дети помогали друг другу выдвигать гипотезы. Были разные предположения, я приведу примеры:
- возможно, плесень – это грязь;
- предположим, плесень – это растение;
- допустим, что пирамиды были привезены инопланетянами;
- что, если число 5 магическое;
- возможно, 13 число приносит несчастье.
Второй раздел исследовательской деятельности был посвящен поискам источников информации.
Для того чтобы ответить на мой вопрос, детям нужно было подумать самостоятельно, посмотреть книги о том, что ребенок исследует, спросить у других людей, познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать, провести эксперимент.
Сбор информации начинается с просмотра книг, поэтому мною был проведен урок-экскурсия в школьной библиотеке. Она у нас очень хорошо оснащена энциклопедиями и справочной литературой.
Фильмы настоящий клад для исследования, они могут помощь в сборе информации по теме исследования, поэтому во время подготовки исследовательской работы мы посмотрели документальный фильм «Плесень». Затем дети начали знакомиться с другими фильмами и мультфильмами по своей теме исследования.
Обращение к компьютеру – это есть выход в интернет и непосредственная работа с компьютером. Через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам. Также с помощью компьютера можно посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников.
На этом этапе работы мы ходили в компьютерный класс и выходили в сеть Интернет, учились находить нужную информацию.
Моя работа была успешной в этом направлении. В 5 классе уже в этом году прошёл открытый урок по истории районного уровня, на котором мои учащиеся продемонстрировали сформированность навыка быстрого поиска нужной информации в Интернете, чем очень понравились гостям.
Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и реальные действия с изучаемым предметом - эксперименты. Самый интересный, на мой взгляд, для учащихся этап. Приведу примеры наших экспериментов, по теме «Плесень: вредна или полезна», мы с ребенком выяснили, как же появляется плесень, что этому способствует, для этого выращивали плесень на кусочках хлеба. В ходе написания работы «Вредные напитки – что мы о них знаем?» ученик провел несколько опытов с Кока-Колой.
После того как все сведения были собраны, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты, мы приступили к подготовке к защите исследовательских работ. Для ребенка это очень сложная задача, поэтому при работе мы снова обратились к советам, которые дает Савенкова А.И.:
В заключение, своего выступления я хочу сказать, что внеурочная деятельность «Я - исследователь» способствовала формированию таких метапредметных компетенций, как:
- определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,
- работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,
- понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации;
- предполагать, какая информация нужна,
- отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом),
- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.
Литература: