Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Образовательная робототехника как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников во внеурочной деятельности.

В статье рассматриваются возможности образовательной робототехники как инструмента деятельности по формированию универсальных учебных действий.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Ягфарова Залия Кавировна

учитель начальных классов

МКОУ лицей

пгт. Красная Поляна, Вятскополянский район, Кировская обл.

Образовательная робототехника как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, образовательная робототехника, школьник, начальная школа, инновационные технологии.

Аннотация: В статье рассматриваются возможности образовательной робототехники как инструмента деятельности по формированию универсальных учебных действий.

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка, когда начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Начальная школа совпадает с важным периодом формирования личности ребенка. Младший школьник впервые оказывается в коллективе сверстников, которые не просто являются товарищами по играм, но и конкурентами в новой для учащихся учебной деятельности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования ступень начального общего образования определяется как фундамент всего последующего образования.

ФГОС НОО реализуется образовательным учреждением через учебный процесс, а также внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность- это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива. Специфику внеурочной деятельности определяет направленность на достижение личностных, предметных, метапредментых результатов образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность является одним из основных компонентов социализации младшего школьника.

Одним из направлений организации внеурочной деятельности является конструирование. Самой популярной разновидностью конструирования в нашей стране является роботоконструирование. Образовательная робототехника как разновидность внеурочной деятельности приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время. Ученик должен ориентироваться в окружающем мире как сознательный субъект, который адекватно воспринимает появление нового, умеет ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющимся мире, готов непрерывно учиться. Понимание феномена технологии, знание законов техники позволит младшему школьнику соответствовать запросам времени и найти свое место в современной жизни. Многие учащиеся начальных классов образовательной школы испытывают трудности коммуникативного характера. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все это придает особую актуальность формированию умения сотрудничать и уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

Образовательная робототехника обладает большими возможностями для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Именно на этих занятиях можно организовать деятельность ребенка так, чтобы она была направлена на осуществление сотрудничества, учет позиции собеседника, а также на развитие речевых действий по передаче информации, содержаний и условий деятельности.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено системно-деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка. Робототехника в школе способствует формированию им коммуникативных способностей, развивает их творческий потенциал. Дети лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по роботехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии.

Подробнее хотелось бы остановиться на продукте LEGO WeDo.Главной целью использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойств (жесткости, прочности и устойчивости), развитие навыков взаимодействия в группе( общение,сотрудничество, умение слушать и слышать, умение договариваться и т.д.)

Играя с роботом, ребята с лёгкостью усваивают знания из естественных наук, технологии, математики, не боясь совершать ошибки и исправлять их. Ведь робот не может обидеть ребёнка, сделать ему замечание или выставить оценку, но при этом он постоянно побуждает их мыслить и решать возникающие проблемы.

Конструктор LEGO WeDo предназначен для обучающихся со второго по четвертый класс для индивидуальной, парной, групповой работы. Во время занятий обучающиеся создают, программируют, исследуют модель, описывают возможные жизненные ситуации, в которые могла бы попасть модель, то есть являются программистами, математиками, исследователями, писателями.

Первоначальное использование конструкторов Лего требует наличия готовых шаблонов: при отсутствии у многих детей практического опыта необходим первый этап обучения, где происходит знакомство с различными видами соединения деталей, вырабатывается умение читать чертежи и взаимодействовать в команде.

Затем обучающиеся отклоняются от инструкции, включая собственную фантазию, которая позволяет создавать совершенно невероятные модели. Недостаток знаний для производства собственной модели компенсируется возрастающей активностью любознательности обучающегося, что выводит обучение на новый продуктивный уровень. Традиционными формами проведения занятий являются: беседа, рассказ, проблемное изложение материала. Основная форма деятельности обучающихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность.

Робототехнический потенциал Lego Wedo является эффективным средством формирования коммуникативных УУД современного младшего школьника («экранного поколения»), если будет выработан устойчивый интерес к занятиям с использованием робототехники.

За счет интересных занятий формируется высокий и устойчивый интерес к внеурочной деятельности с использованием робототехники. Интерес, в свою очередь, провоцирует и побуждает к интерактиву (взаимодействию) . Все составляющие эффективного общения завязываются на привлекательной деятельности- техническом творчестве, формируется успешное взаимодействие через робототехнику.

Список литературы:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области