ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДАТА 05.04.2022
Студент: Канавина Анастасия Юрьевна
Класс и учитель: 3 «А», Травкина Анна Витальевна
Руководитель практики: Каратыгина Елена Юрьевна
Тема урока: «Число имён прилагательных»
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: изучение числа имён прилагательных.
Задачи урока:
Дидактические: сформировать умение определять число имён прилагательных, совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи.
Развивающие: развивать и корректировать навык каллиграфии, речь, память, мышление, внимание, развивать умение определять число имени прилагательного по числу
имени существительного.
Воспитательные: воспитывать ответственность к результатам учебного труда, усидчивость, старание, самостоятельность, интерес к изучению русского языка.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы и приемы работына этапе урока | Планирование контроля, оценки, самооценивания, взаимооценивания | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование на каждом этапе урока | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р- регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные | ||||||
Образовательные задачи этапа урока: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);2) определить содержательные рамки урока («могу»). | ||||||||
-Здравствуйте меня зовут Анастасия Юрьевна. Сегодня проведу у вас урок русского языка. -Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. «И. Тургенев» -Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему вы так думаете? -Сегодня на уроке мы с вами будем узнавать много нового, интересного, а главное нужного. -Вы готовы? | Приветствуют учителя Воспринимают речь учителя Предполагают. Высказывают мнение -Да | Беседа с мотивирующим приемом | Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся | Ф | Компьютер, презентация | Определяет предметные рамки учебной деятельности. | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; | воспринимать речь непосредственно обращенную к учащимся |
2. Актуализация знаний (5 мин.). Образовательные задачи этапа урока: 1) актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания;2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов (указать, в какой форме);3)самостоятельно осуществить пробное учебное действие;4) зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний. | ||||||||
-Откройте тетради, запишите число, классная работа. -Проведем минутку чистописания Орфографическая минутка Т..нцор, оши..ка, к..рмушка, сла..кий, от..езд, варен..е, ноч.., из-за туч.. . (Один учащийся работает у доски, остальные в тетради). - Прочитайте предложение. Запишите его к себе в тетрадь. Лёгкие облака украшают голубое небо. - Запишите характеристику предложения. - Определите падеж имён существительных. - Посмотрите на иллюстрации, представленные на слайде. Составьте и запишите словосочетания «имя прилагательное + имя существительное». - В каком числе стоит слово груша? - А в каком числе стоит слово жёлтая? - В каком числе стоит слово груши? - А в каком числе стоит слово жёлтые? - Какая часть речи слов жёлтая, жёлтые? - Предположите тему урока. - Сформулируйте цель урока. - Сформулируйте задачи урока, продолжив фразы: 1.Узнать … 2.Научиться … 3. Проверить … | Выполняют требование учителя Выполняют чистописание в тетради. Выполняют орфографическую минутку. Записывают предложение в тетрадь, выполняют его характеристику. Лёгкие облака украшают голубое небо. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое). - Облака – им.п., небо – вин.п. Записывают словосочетания: Жёлтая груша – жёлтые груши. - Слово груша стоит в единственном числе. - В единственном числе. - Слово груши стоит во множественном числе. - Во множественном числе. - Это прилагательные. - Тема урока: «Число имён прилагательных». Формулируют цель урока: познакомиться с числом имён прилагательных. Формулируют задачи урока: 1.Узнать, как изменяются имена прилагательные по числам. 2.Научиться определять число имён прилагательных. 3.Проверить свои умения. | Загадки Беседа Подводящий диалог Наглядные- интерактивная презентация | Качественная оценка | Ф | Компьютер, презентация | повторить знания учащихся об имени существительном и имени прилагательном. | Р: целеполагание К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. П: обобщают. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;2) сформировать цель и тему урока, задачи учебной деятельности; 3) организовать подводящий или направляющий диалог, направленный на построение нового учебного содержания;4) зафиксировать его в речи, знаково и изобразить схематически в эталоне. | ||||||||
-Вспомним, что такое имя прилагательное. -Узнаем, что же такое число имён прилагательных. Откройте учебники на с.78, упр.135. - Прочитайте. - Какими вы представили цветы? Объясните различие в значении слов голубой и голубенький, голубой и тёмно-голубой. Что обозначает слово сквозистый? Найдите значение этого слова в словаре. - Определите число имён прилагательных. - Прочитайте правило на с.78. -Итак, как же мы можем определить число имени прилагательного? - Что изменяется у имени прилагательного при его изменении по числам? - Какую задачу урока решили? - Как звучит 2-я задача? - Прежде, чем приступить к решению 2-й задачи, выполним физкультминутку. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 1) И. п. - основная стойка. Медленно поднять руки вверх, сжимая и разжимая пальцы, медленно опустить руки вниз, сжимая и разжимая пальцы. 2) И. п. – основная стойка. Круговые движения плечами вперёд и назад. 3) И. п. - стойка ноги врозь, руки за головой. Повороты туловища вправо, руки в стороны; вернуться в И. п. То же влево. | -Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие, и обозначает признак предмета. Выполняют требование учителя Читают: Отвечают на вопросы, объясняют значение слов. Определяют число имён прилагательных: Читают правило: - Число имени прилагательного мы можем определить по имени существительному, с которым оно связано по смыслу. - При изменении имён прилагательных по числам изменяются их окончания. - Решили 1-ю задачу урока: узнали, как изменяются имена прилагательные по числам. Воспроизводят: Научиться определять число имён прилагательных. Выполняют физкультминутку. | Проблемно-поисковый метод, практический | Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся | Ф | Учебник | повторить знания учащихся об имени прилагательном; Развивать умения определять число имен прилагательных по числу имен существительных, правильно писать окончания прилагательных. | П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; -адекватно воспринимают оценку учителя. Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. | быть толерантным к другому мнению; не бояться собственных ошибок. |
Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание во внешней речи. | ||||||||
-Потренируемся. С.78 упр.136. Прочитайте задание. - Выполните задание в тетради. (1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях). - В чём сходство и различие каждой пары словосочетаний? Какая часть слова указывает на то, что имя прилагательное изменилось по числам? - Укажите число имён прилагательных и имён существительных, выделите окончания имён прилагательных. - Прочитайте правило на с.79. - На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе? - А какие окончания имеют? - Какую задачу урока решили? - Как звучит 3-я задача? - Приступим к её решению. | Читают задание: «Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных». Записывают: Интересный фильм – интересные фильмы. Синий василёк – синие васильки. Дальняя прогулка – дальние прогулки. Лёгкое облако – лёгкие облака. - Сходство: словосочетания состоят из одинаковых слов. Различие – в числе у имен прилагательных и существительных. На изменение по числам имени прилагательного указывает окончание. Указывают число имён прилагательных и имён существительных, выделяют окончания: Читают правило: - На вопрос какие? - ие, ые. - Решили 2-ю задачу урока: научились определять число имён прилагательных. Воспроизводят: Проверить свои умения. | Упражнение | Оценка Взаимооценка, Самооценка | Ф | Учебник | знать: способы определения числа у имен прилагательных; уметь: соотносить окончания прилагательных с вопросом; изменять прилагательные по числам; согласовывать прилагательные с существительными. | Р высказывают своё предположение (версию)на основе жизненного опыта, иллюстрации. К умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других. П: умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. | быть толерантным к другому мнению; не бояться собственных ошибок. уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Образовательная задача этапа урока: проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание в базовых условиях на основе сопоставления своего решения с образцом. | ||||||||
- Проведём самостоятельную работу. Возьмите карточки, которые лежат у вас на партах. Подпишите фамилию и имя. Приступайте к выполнению задания. Определите число имён прилагательных и имён существительных. Теплыми (...) коврами (...), тяжелая (...) сумка (...), маленькую (...) звездочку (...), вкусное (...) мороженое (...), веселых (...) игр (...), глубокие (...) лужи (...). - Проверьте работу по эталону. Сравните результаты с эталоном на слайде. - Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. - Кто допустил 1 ошибку? - Кто допустил 2 ошибки? - Кто допустил более 2 ошибок? - Какую задачу урока решили? | Выполняют задание. Теплыми (мн.ч.) коврами (мн.ч.), тяжелая (ед.ч.) сумка (ед.ч.), маленькую (ед.ч.) звездочку (ед.ч.), вкусное (ед.ч.) мороженое (ед.ч.), веселых (мн.ч.) игр (мн.ч.), глубокие (мн.ч.) лужи (мн.ч.). Выполняют самопроверку. - Решили 3-ю задачу урока: проверили свои умения. | Упражнение | Оценка, Взаимооценка | И | Учебник | знать: способы определения числа у имен прилагательных; уметь: соотносить окончания прилагательных с вопросом; изменять прилагательные по числам ; согласовывать прилагательные с существительными. | П: умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения. целеполагание К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. | уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Образовательные задачи этапа урока:1) определить границы применимости нового знания;2) тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом (указать темы);3) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках (указать темы). | ||||||||
- Выполним упр.137 на с.79. - Прочитайте задание. - Как ответим на первый вопрос? - Выполним упражнение по вариантам. 1-й вариант составляет и записывает словосочетания в единственном и во множественном числе по первой схеме, а 2-й вариант составляет и записывает словосочетания по 2-й схеме. (по 1 человеку от каждого варианта работают у доски, остальные записывают в тетрадях). - Определите род и число имён прилагательных. - Помните, что имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются. Словарная работа - Посмотрите на словарное слово поэт. Что оно означает? - Какую букву нужно запомнить? - На какую гласную падает ударение? - Откройте словарики и запишите новое словарное слово поэт. Это слово нужно запомнить. | Читают задание: - Окончания имён прилагательных с словосочетаниях в единственном и во множественном числе будут разные, т.к. в единственном числе имена прилагательные изменяются по родам, а во множественном числе не изменяются. 1-й вариант: Известный поэт, известные поэты. Известная сказка, известные сказки. Известное растение, известные растения. 2-й вариант: Ближний лес, ближние леса. Ближняя роща, ближние рощи. Ближнее село, ближние сёла. Определяют род и число имён прилагательных. Выполняют словарную работу, записывают слово в словарики. | Упражнение | Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся | Г | Учебник | знать: способы определения числа и рода у имен прилагательных; уметь: соотносить окончания прилагательных с вопросом; изменять прилагательные по родам и числам; согласовывать прилагательные с существительными. | П: построение рассуждения; осуществление синтеза К: умение полно и точно выражать мысли;, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной. | сформировать уважительного отношения к иному мнению; развить мотивы учебной деятельности и сформировать личностный смысл учения. |
Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;2) оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей; 3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности;4) обсудить и записать домашнее задание. | ||||||||
- Наш урок подходит к концу. Назовите задачи, которые мы поставили в начале урока. - Скажите, мы решили все поставленные задачи? - Продолжите фразы: Я узнал … Я научился … Я испытывал трудности … - Запишите домашнее задание: с.80 упр.139, правило с.78-79. - Урок окончен. До свидания. | Называют задачи урока. Выполняют самооценку. Записывают домашнее задание. Прощаются с учителем. | Беседа | Качественная оценка | Ф | Компьютер, презентация | знать: способы определения числа у имен прилагательных; уметь: соотносить окончания прилагательных с вопросом; изменять прилагательные по числам; согласовывать прилагательные с существительными. | П: умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт | уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Учитель:_______________________________
Руководитель практики:___________________________
Оценка:________________________________