Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Семинар-практикум «Развитие креативности как профессионально значимого качества педагога»

Цель Развитие креативности как путь реализации творческого потенциала педагога. Задачи 1. Раскрыть понятия терминов «творчество», «педагогическое творчество», «креативность», «креативность педагога». 2. Дать понятие «креативность как профессионально значимое качество личности современного педагога». 3. Научить педагогов практическим приемам реализации творческого потенциала.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Семинар-практикум

«Развитие креативности как профессионально значимого качества педагога»

Цель: развитие креативности как путь реализации творческого потенциала педагога.

Задачи:

1. Раскрыть понятия терминов «творчество», «педагогическое творчество», «креативность», «креативность педагога».

2. Дать понятие «креативность как профессионально значимое качество личности современного педагога».

3. Научить педагогов практическим приёмам реализации творческого потенциала.

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: педагогический коллектив.

Оборудование: столы, стулья по количеству участников, листы бумаги, ручки, фломастеры, музыкальный центр, записи песен с клипами, запись видеоролика «Как сохранить креативность», мультимедийное оборудование, ватман, «лестница креативности»; шаблоны человечков, памятки «Как развить креативность»

Подготовительная работа: изучение литературы по данной теме.

Об обширности ума следует судить лишь по изобретательности и количеству мыслей, которые два человека извлекают из одной и той же вещи.

Клод Адриан Гельвеций

Ход семинара-практикума:

Каким должен быть педагог? Прошу представить свои мысли. Ну вот, Вы сами открыли для себя, каким должен быть настоящий педагог!

Главными понятиями нашей сегодняшней встречи являются творчество, креативность.

Что же такое творчество?

Ответ нам дают учёные.

Способность к творчеству – креативность (от англ. creativity) – умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Сегодня на семинаре-практикуме мы будем играть, мыслить неординарно, дурачиться, позволять высказываться, отстаивать свою точку зрения, какое-то своё отношение к происходящему и быть самим собой, «креативить», т.е. стараться активно проявлять креативные качества: гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение. Иными словами, обучаясь креативности, мы будем искать необычные способы применения обычных вещей.

2. Сообщение темы и цели семинара.

Сегодняшний семинар-практикум будет полностью посвящен этой теме. Надеюсь, Вы, ещё раз убедитесь в том, что все мы – люди позитивные, спонтанные, креативные, умеющие решать нестандартные задачи и творчески подходить к любым ситуациям.

Создание эмоционального настроения, через составление коллективного панно «Весенний букет». Сегодня наш семинар-практикум проходит в весенний апрельский день, чтобы создать праздничное настроение, давайте составим весенний букет ( педагоги выбирают цветы и прикрепляют на ватман).

Наш букет получился оригинальным и креативным, что соответствует теме семинара: «Креативность как профессионально значимое качество педагога».

Цель семинара: реализация творческого потенциала педагога через развитие креативности.

Одним из приоритетных направлений нашей профессиональной деятельности является работа по формированию доброжелательных отношений в группе объединения и в коллективе в целом.

На мой взгляд, совершенно очевидно, что формирование навыков конструктивного взаимодействия между учащимися невозможно без участия педагогов. Ведь это именно они являются непосредственными свидетелями построения группового взаимодействия.

Однако, для того, чтобы достичь полного взаимопонимания между детьми, педагогу необходимо, прежде всего, самому владеть навыками групповой работы, обладать умением нестандартно решать возникающие между обучающимися ситуации.

3. Рефлексия.

– Перед вами находится «лестница креативности», на которой расположились изображенные люди. На самой первой ступени находятся люди, которые ничего не знают о педагогическом творчестве и креативности. На верхней ступени – люди, которые очень много знают о педагогическом творчестве и креативности. Отметьте, пожалуйста, где стоите Вы (можно зафиксировать время начала семинара)

Педагоги оформляют силуэты человечков, выбирают свое место на «лестнице креативности», проводя внутренний самоанализ уровня собственной креативности.

4. Лекция по теме семинара-практикума.

Креативность (от англ. create – создавать, творить)

В наше время существует множество понятий и определений креативности, мы постараемся рассмотреть некоторые из них.

Согласно большому энциклопедическому словарю: креативность - это творческая, новаторская и созидательная деятельность личности.

В философском словаре дается следующее определение: Креативность (от лат. create - творить) - порождающая способность, характерная черта творческой личности, проявляющаяся в изменении универсума культуры, опыта индивида, сферы культурных значений и смыслов.

Психологическая энциклопедия понятие креативность рассматривает как: творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.

Таким образом, обобщив все вышесказанное можно предположить, что креативность - это способность человека к новаторской деятельности, проявляющаяся в мышлении, чувствах, общении и отдельных видах деятельности.

Термин «креативность»  близок к  понятию «творчество».  Только если последнее дается от природы, то креативный подход можно развить. Казалось бы, креативность - это специфический талант, и дано такое не всем. Но на самом деле,  данный тип реакции на проблемы вполне можно выработать даже во взрослом возрасте. А о детском уж и говорить нечего. Нужно лишь найти правильный подход и выработать определенную тактику, направленную на формирование креативного мышления у ребенка.

Просмотр видеоролика «Как сохранить креативность?»

Дети всегда мыслят креативно, образно, много мечтают, фантазируют и воображают. В процессе воспитания и обучения развивается способность мыслить логически и руководствоваться логикой в поведении, строго в определенных рамках. Творчество часто подавляется и даже запрещается.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка – способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле – нетривиальное и остроумное решение проблемы. А также смелый, нестандартный, что называется, нештампованный подход к решению проблемы или удовлетворению потребности, находящейся в нематериальной плоскости.

Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления (творческий подход и поиск нескольких решений для одной задачи), личностные опросники, анализ результативности деятельности.

5. Практическая часть семинара

Способность к творчеству или, другими словами, креативность не является уникальным психологическим качеством, в той или иной степени она свойственна каждому человеку. Но для более продуктивного взаимодействия с окружающими её необходимо активизировать и тренировать.

Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, среди которых важное место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция.

Нельзя создавать новое, ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии.

Творческое развитие педагога – это длительный процесс, целью которого является формирование человека, как мастера своего дела, настоящего профессионала.

- Считаю важным отметить, что предложенные мной игровые ситуации, упражнения являются универсальными и могут использоваться не только в работе с педагогами, но также с родителями и с детьми.

Итак, уважаемые коллеги, сейчас у вас появится возможность на собственном опыте испытать эффективность предлагаемого мной метода.

Уверена, что у вас всё получится!

Задание «Перевертыши».

Вам нужно отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.

Василий Иванович остается на работе – «Иван Васильевич меняет профессию».

Грустные взрослые – «Веселые ребята».

Громче стоишь – ближе не будешь – «Тише едешь – дальше будешь».

Крик баранов – «Молчание ягнят».

Мужик на телеге – мерину тяжелее – «Баба с возу – кобыле легче».

С ленью не засунешь и птицу в море – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Не бойся велосипеда – «Берегись автомобиля».

В симфоническом оркестре не только мальчики – «В джазе только девочки».

Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае вы должны научиться их понимать.

Упражнение «Мячик».

Для этой игры необходимо сесть в круг. Сейчас вы будете перекидывать друг другу мячик.

Тот, кто бросает мяч, придумывает название какого-либо места, а тот, кто его поймал, очень быстро, не раздумывая, называет три предмета, которые он возьмёт с собой. После этого мяч перекидывается любому другому участнику, пока не побывает в руках у каждого.

Напоминаю, прежде чем бросить мяч, необходимо придумать название какого-нибудь места. Внимание! Нельзя повторять предметы и подсказывать! Я начну первая: например, «магазин».

Обсуждение.

- Поделитесь, пожалуйста, чувствами, которые вы испытали во время упражнения.

Можете ли вы привести примеры жизненных ситуаций, в которых требуется умение так же быстро реагировать на неожиданные вопросы?

Психологический смысл упражнения.

Во время этого упражнения тренируется беглость мышления, умение быстро реагировать на неожиданные вопросы. Так же упражнение служит неплохой разминкой перед остальными игровыми ситуациями и может повторяться в различных вариантах на нескольких занятиях.

Задание «Друдлы»

Друдлы (головоломки для развития воображения и креативности) - задачи, в которых требуется домыслить что изображено на рисунке. Основой друдла могут быть каракули и кляксы. Друдл - это не законченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Лучший ответ - тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать - и решение кажется очевидным. Особенно ценится оригинальность и юмор. На основе незаконченных картинок (картинок, которые можно по-разному интерпретировать) американец Роджер Пирс придумал игру-головоломку с названием друдлы (droodle).

Часто друдлы загадываются именно детям для расширения их кругозора, и поэтому нередко друдлы-картинки можно встретить в различных детских книжках. Однако использовать друдлы можно не только для детей, но для взрослых для развития их навыков творческого мышления.

Посмотрите на картинку и попробуйте назвать все, что может быть на ней нарисовано. Для развития воображения в рамках повышения своей креативности попытайтесь найти такое значение картинки, которое не сразу приходит на ум.

Упражнение «Четыре буквы»

Описание упражнения.

Водящий называет четыре буквы из числа распространенных в русском алфавите, а каждый из других участников по кругу быстро придумывает и говорит предложение из четырех слов, каждое из которых начинается с названной водящим буквы.

Психологический смысл упражнения. Интеллектуальная разминка.

Обсуждение. Какие варианты предложений запомнились, показались наиболее интересными, чем именно?

Упражнение «Рифмуем имена»

Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…»

Пример:

Упражнение «Что нарисовано?»

Цель: осознать влияние предыдущего опыта на восприятие, логичный переход к мини - лекции о ментальных моделях.

Участники группы сидят полукругом. У тренера в руках лист с изображением куба. «Посмотрите, пожалуйста, на этот лист и скажите, что вы видите на нем». Участники высказывают свои версии: – рисунок, куб, геометрическая фигура, несколько квадратов, коробка, комната…

Обсуждаемые вопросы:

- У нас возникли разные мнения по поводу того, что изображено на этом листе. В то же время очевидно, что на нем нет ничего, кроме двенадцати отрезков прямых. Таким образом, вы сумели проявить свои творческие способности , увидев необычное в обычном.

Упражнение «Применение предметов»

Цель: развитие творческого интеллекта.

Материалы: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.

Время: 10–15 минут

Процедура: За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.

Вопросы для обсуждения:

Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?

Как можно применять ваш предмет?

О чем заставило задуматься это упражнение.

6. Выводы. Рефлексия.

- А теперь мне хотелось бы услышать ваше мнение: насколько полученный здесь и сейчас опыт был для вас новым, интересным? Возникло ли у кого-нибудь желание использовать его в своей практической деятельности?

Считаю, что данное мероприятие способствует развитию творческого потенциала педагога, неординарности мышления и как следствие формированию креативности, ведь любой педагог, он в первую очередь должен быть личностью творческой, что бы эффективно взаимодействовать с детьми и способствовать их гармоничному развитию.

10. Повторная рефлексия

- Вернитесь к «лестнице креативности», оформите своих человечков, отметьте, где сейчас Ваше место (отметьте время)

Спасибо за внимание!

Памятка: «Как развить креативность»

Меняйте привычное мышление на нестандартное

Часто мы живём и думаем в автоматическом режиме. Так ведь удобнее? Мы не решаемся покинуть зону комфорта и посмотреть на окружающие вещи с творческой точки зрения.

В конце концов, стул нужен, чтобы сидеть. Но кто сказал, что только для этого? В развитии творчества важную роль играет нестандартное мышление. Старайтесь разрушать стереотипы. Импровизируйте!

Любопытство не порок

Нет творчества без любопытства. Это качество помогает рождению новых впечатлений, идей и исследований.

Записывайте идеи

Пусть у вас под рукой всегда будет блокнотик, для записи, любой возникшей мысли. Многое не остаётся в памяти. Но вы всегда сможете вернуться к написанному и использовать задумку в нужное время. Никогда не бросайте, рождённые идеи с мыслью: «Это глупо!». Любая мысль имеет право на существование.

Найдите свой источник вдохновения

Это может быть картина, песня, книга, стихотворение, фильм. Мир предлагает идеи, которые можно использовать, как основу создания своих замыслов. Только не путайте источник вдохновения с плагиатом.

Препятствия – ваша мотивация

Не стоит путать «сложно» и «невозможно». Если хотите научиться креативности, то исключите слово «невозможно». Да, бывает сложно и трудно. Сталкиваясь с препятствием, сосредоточьтесь на решение проблемы. Преодоление возникшего дискомфорта и негативных чувств становятся хорошим источником вдохновения.

Подавляющее большинство изобретений, созданных для улучшения комфорта созданы теми, кто хотел преодолеть неудобство.

Создавайте грандиозные идеи самостоятельно

Так просто ввести в поисковике нужную фразу и с уверенностью ожидать, как возникнет список ответов на вопрос. Да, такое вдохновение со стороны других ценно. Но если вы хотите развить креативное мышление, то пробуйте придумывать идеи самостоятельно.

Если муза не приходит…

Если долгое время в голову не лезут дельные мысли – сделайте перерыв. Примите душ, выпейте кофе или прогуляйтесь. Порою самые креативные идеи приходят в голову в неожиданный момент.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области