Урок литературного чтения
во 2 – а классе
« Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка « Мужик и медведь».
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Тимофеева Татьяна Анатольевна
МБОУ « Фокинская СОШ№ 2»
2020-2021 уч. год
Рецензия
На урок литературного чтения во 2 – а классе
Тема: Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка « Мужик и медведь».
Автор: Тимофеева Т.А. учитель начальных классов первой кв. категории
Тип урока: комбинированный
Цели и задачи урока:
- формирование представления о жанре сказки, установление разницы между волшебной, бытовой и сказке о животных;
- работа над выразительным и беглым чтением учащихся, развитием речи:
- развитие актёрских и творческих способностей младших школьников;
- воспитание любви и интереса к сказкам;
- совершенствование читательских умений;
- закрепление умений учащихся по ранее изученным темам;
- учить детей рассуждать, делать обобщения, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.
Комбинированный урок – один из самых продуктивных типов урока, способствующих формированию универсальных учебных действий.
В данном случае учителю удалось успешно соединить несколько направлений:
практическим применением знаний у учащихся формировалась мотивационная основа учебной деятельности. Для осуществления целей и задач урока учителем были подобраны задания, содержание которых тесно связано с развитием творческого воображения, умением понимать и анализировать прочитанное, успешно решать любые учебные задачи.
На первом этапе урока, образовательной целью которого являлась актуализация опорных знаний, учитель акцентировал внимание на лучших человеческих качествах – добре, находчивости, ответственности. Весь ход урока сопровождался слайдами, соответствующих содержанию урока.
Учащиеся с особым вдохновением работали на каждом этапе урока. Использование инсценировок благотворно повлияло на эмоциональную сферу учащихся. Слушание сказки в грамзаписи дало возможность детям увидеть образец литературной речи, понять содержание произведения. Работа в парах показала уровень самостоятельности учащихся, умение находить общий язык,
адекватно оценивать свою работу.
Весь урок прошёл в дружеской рабочей атмосфере. Дети с удовольствием принимали участие в открытии новых знаний, умело делая сравнительный анализ сказок.
Заявленная тема урока реализована полностью, но учителю удалось много больше: учащиеся получили хороший урок добра и мудрости, положительных эмоций, новых знаний.
Использованные в ходе урока мультимедийные дополнения – презентация, аудиозапись и мини – театр, были вписаны очень органично.
Урок, разработанный Тимофеевой Т.А., хорошо продуман, направлен на успешную реализацию и стал достойным вкладом в методическую копилку школы.
Зам. директора по УВР: Родина Е.В.
Конспект урока
Тема урока: Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка « Мужик и медведь».
Тип урока: комбинированный
Технология: проблемно – развивающее обучение
Цели:формировать представление о жанровой специфике сказки, выявить разницу волшебной, бытовой, сказки о животных при помощи сравнительного анализа сказок.
Задачи:
образовательные: работа над выразительным чтением, развитием речи учащихся, пополнять и обогащать словарный запас, решать творческие и учебные задачи.
развивающие: развивать актёрские и творческие способности учащихся, умение понимать прочитанное, расширять кругозор, развивать творческое воображение.
воспитательные: воспитывать интерес и любовь к сказкам, учить добру, мудрости, смекалке, умению работать парами, адекватно оценивать результат своей работы.
здоровьесберегающие: создание комфортной и доверительной атмосферы в классе, сохранение здоровья детей путём чередования различных видов деятельности.
Планируемые результаты урока:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
работе в паре, участвовать в диалоге на уроке,
Личностные:
Ресурсы:
Презентация с иллюстрациями к произведению, театр, аудио – запись сказки « Мужик и медведь», декорации к сказке « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и « Теремок», листы самооценки, выставка сказок, рисунки, учебник.
План урока.
1.Организационный момент (1мин.)
2. Эмоциональный настрой (2мин.)
3. Самоопределение к деятельности (2мин.)
4. Актуализация опорных знаний (8мин.)
5. Подготовка к восприятию новой темы. Постановка проблемы. (2мин.)
6. Открытие новых знаний (8мин.)
7. Сравнительный анализ сказок (5мин.)
8. Физминутка (2мин.)
9. Работа над содержанием сказки (5мин.)
10. Работа в парах (2мин.)
11. Итог урока. Работа над синквейном. (1мин.)
12. Рефлексия (1мин.)
13. Домашнее задание (1мин.)
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель:
Нам урок пора начать,
Предлагаю поиграть.
2.Эмоциональный настрой.
Учитель:
Игра называется «Микрофон настроения».
Выразите в микрофон своё настроение, с которым вы пришли на урок.
( учитель подходит с микрофоном к каждому ученику)
Ученики отвечают.
Учитель:
Что хотите получить от урока?
Ученики:
Получить новые знания, хорошую оценку, порадовать учителя хорошим чтением и т.д.
Учитель:
Надеюсь, наш урок будет успешным.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с хорошим настроением начнём работу.
3.Самоопределение к деятельности
Слайд №1
Обращение к эпиграфу урока. « Что за прелесть эти сказки!..».
Учитель:
- О чём говорит эпиграф? Прошу прочитать его вслух.
- С каким жанром мы сегодня будем работать?
( ответы детей)
4. Актуализация опорных знаний
Учитель:
Ребята, давайте вспомним и повторим.
Что такое сказка?
Ученики:
Сказка – это литературное произведение.
Сказка – это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передается из уст в уста.
Сказка – это вымышленная история, неправда, выдумка, но в ней всегда побеждает добро.
Учитель:
- Рассмотрите выставку книг и скажите:
- Кто помнит, на какие 2 группы делятся сказки?
( народные и авторские)
- Какие из них появились раньше?
Слайд №2
Учитель:
- Посмотрите на ленту времени. Где на ленте времени находимся мы?
- Куда бы вы поместили русские народные сказки?
-----1000лет-----------300лет---------------200лет---------------100лет-------Мы-----------назад--------------назад------------------назад-----------------назад -----------------
- На какие две группы можно разделить русские народные сказки?
( волшебные и о животных)
- Как вы думаете, как называют людей, которые умеют хорошо рассказывать сказки?
( сказители, рассказчики)
- Смотрим и слушаем инсценировку отрывка из сказки « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
( слова автора)
(Выходят Алёнушка с Иванушкой, она идёт и поёт)
Трудно детушкам жить без батюшки,
Кто накормит их, кто заступится?
Не к кому им, бедным, без матушки,
Приласкаться, да приголубиться.
А без батюшки да без матушки,
Без заботы их, без участия
Пропадут и вовсе ребятушки,
И не будет в жизни им счастья!
Иванушка:
Ой, Алёнушка, сестрица, пить хочу!
Алёнушка:
Стой! Ты куда?
Кто пьёт воду из копытца,
С тем случается беда!
Превратишься ты в телёнка,
Будешь говорить: « МУ – му».
Иванушка:
Очень пить хочу, Алёнка!
Алёнушка:
Потерпи!
Иванушка:
Но, почему?
Алёнушка:
Вот дойдём мы до колодца…
Иванушка:
А колодец далеко?
Алёнушка:
Там он, где заходит солнце!
Иванушка:
Но ведь солнце высоко.
Учитель:
- Кто сказитель здесь? Как он справился со своей ролью? (автор)
- К какому типу относится сказка?
( волшебная народная сказка).
Давайте посмотрите ещё один отрывок, но из другой сказки.
( показ отрывка из сказки «Теремок»).
Медведь с узелком идёт к теремку.
- Чей домок – теремок? Кто в теремочке живёт?
- Я, мышка – норушка.
- Я, лягушка – квакушка.
- Я, заюнок – кривонок, по горке скок.
- Я, лиса – при беседе краса.
- Я, волк – волчище из- за куста хватище. А ты кто?
- Я, медведь,- пустите меня в теремок жить.
Учитель:
- Как называется сказка? Кто герои сказки?
- К какому типу относится сказка? ( о животных)
- Чем закончилась сказка Теремок»?
( медведь раздавил теремок, а все звери разбежались).
- Почему?
- Что вы знаете о медведе?
(ответы детей)
- Назовите русские народные сказки, в которых одним из персонажей является медведь?
( Три медведя. Маша и медведь. Лисичка со скалочкой. Кот и лиса. Теремок.).
5. Подготовка к восприятию новой темы.
Постановка проблемы.
Учитель:
- Мы с вами сегодня должны выяснить, а есть ли ещё другой вид сказок?
Для этого мы познакомимся с русской народной сказкой « Мужик и медведь» и выясним, к какому виду сказок она относится.
- Откройте учебник на странице 127.
- Прочитайте вступительное слово автора.
( чтение вслух учеником)
- Что узнали?
( это сказка с другим настроением, с лукавством, с насмешкой, сказывается словно прибаутка).
- Как вы понимаете эти слова? Кто попробует объяснить?
( ответы детей)
Лексическая работа.
Слайд №3
Лукавство – лукавый, игривый, добродушный, хитрый.
Усмешка – улыбка, выражающая насмешку, недоверие.
Насмешка – обидная шутка, издёвка.
Прибаутка – забавная, остроумная, обычно рифмованная поговорка, вставляемая в речь.
6. Открытие новых знаний.
Слайд №4, 5, 6.
Давайте познакомимся со сказкой.
( звучит аудиозапись)
Учитель:
- Что вы можете сказать о сказке?
- Кто герои сказки?
- Что вас рассмешило?
- Всё ли понятно было?
( идёт обсуждение)
Словарная работа.
( на доске)
Дуброва - дубрава - лиственный лес, дубовая роща.
Жать – срезать под корень.
Вершки - верхняя часть растения.
Заломать – причинить вред, согнуть.
Вражда – ссора.
Учитель:
Ребята! Внимание на экран. О какой сказке идет речь?
А)« Сказка сказывается, словно прибаутка, с лукавством, да с усмешкой».
Б)« Сказывается, словно печальная песня поётся».
( ответы детей)
- Давайте исследуем эти сказки и проведём сравнительный анализ.
7.Включение в систему знаний.
( сравнительный анализ сказок)
Учитель:
- Сказки « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и « Мужик и медведь» разные, но приметы сказочного жанра есть в обеих.
- Какие?
- Какую сказку из двух можно назвать волшебной?
- Как вы думаете, почему сказку «Мужик и медведь» нельзя отнести к волшебной?
( отсутствуют волшебные превращения, троекратные повторы, волшебные вещи).
- А можно сказку « Мужик и медведь» отнести к сказке о животных? Ведь один из героев медведь.
( Нет, главная проблема не борьба добра и зла, а как договориться с медведем о дележе урожая, как обхитрить его и остаться целым).
Хотя медведь и является главным персонажем, это другая сказка.
Слайд №7
Сказка « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | Сказка « Мужик и медведь» |
Троекратные повторы. Волшебное число. Превращение человека в животное и обратно. Принятие ведьмой облика Алёнушки. Оживление с помощью воды. | Говорящий медведь. Отношения мужика и медведя. Повтор ситуации. |
Учитель:
- Откройте страницу 129 учебника.
- Прочитайте, среди вопросов в конце сказки, спрятанное название этого вида сказок. Слово со звёздочкой.
- Где будем его искать? Откройте словарь на странице 155.
- Прочитайте значение слова в словаре.
- Какое объяснение даётся в словаре?
( чтение учащимися вслух определения по учебнику)
8. Физминутка
Учитель:
Мы устали чуточку
Отдохнём минуточку.
Давайте представим себя Мишками.
Мишка косолапый по лесу идёт
Шишки собирает и в карман кладёт
Шишка отскочила – прямо Мишке в лоб,
Мишка рассердился и ногою – топ!
( учащиеся делают движения соответствующие стихам)
9. Чтение сказки цепочкой и
работа над содержанием сказки « Мужик и медведь».
Слайд №8
Учитель:
- Давайте дадим характеристику главным героям и сделаемсловесное рисованиеих образов.
- Кто герои сказки?
- Что вы можете сказать про мужика? Какой он?
( Смелый - не испугался медведя. Хитрый – перехитрил медведя. Лукавый – «играл» с медведем, потому что знал, что умнее его.)
Учитель:
-Найдите и зачитайте:
- Что в первый раз посадил мужик? ( Репу.)
- Что отдал медведю, а себе взял? ( корешки себе, а медведю – вершки).
- Что во второй раз посеял мужик? ( рожь).
- Что он взял себе, а отдал медведю?
- Почему мужик так повёл себя?
( Боялся за свою жизнь. Не пошёл на конфликт. Если отдал бы, сам остался голодным).
Учитель:
- А каков медведь? ( Сильный. – « Мужик, я тебя заломаю». Глуповатый – поддался на хитрость мужика. На чужое добро посягает, хочет отобрать.
Ленивый, работать не любил).
Учитель:
- Почему у мужика с медведем дружба не получилась?
( ответы детей)
- Какая сказка по настроению? ( озорная, насмешливая).
Учитель:
- Расследуйте: каков традиционный образ медведя в народных сказках?
Ответы детей.
( Медведь в народных сказках всегда очень мощный, слегка глуповатый, сильный. В нём нет ни злобы, ни хитрости.
В волшебных сказках и сказках о животных все герои относятся к медведю уважительно, называя его медведюшко – батюшка, Михайло Иванович, Михайло Потапыч).
Учитель:
- А знаете, почему?
- Попросим рассказать Глеба. Он много интересного узнал о медведе.
( Медведь на Руси считался священным животным, его нельзя было убивать, и мясо этого зверя не употреблялось в пищу. Такое животное называлось тотемным.)
Слайд №9, 10.
Учитель:
- А знаете ли вы, как в старину называли медведя?
Подсказка: вспомните, как называется его жилище? ( берлога)
( показ на экране)
- Совершенно верно, т.е. логово бера. В древности медведя называли «бер».
- Ребята, какое отношение к медведю в бытовых сказках? ( насмешливое, ироничное, его обманывают).
10.Работа в парах.
( задание на листочках)
Распределить по группам сказки:
Волшебные –
О животных –
Бытовые -
«Царевна – лягушка», « Лиса и журавль», « Сказка о царе Салтане», « Каша из топора»,
« Кот, петух и лиса», « Гуси – лебеди», « Мужик и медведь», « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Проверка.
11. Итог урока
( Слайд – кластер № 11)
Учитель:
-На какие типы делятся сказки?
- Кто сочинил сказку « Мужик и медведь»?
- Что узнали о бытовых сказках?
( В бытовых сказках человек не зависит от зверя, а наоборот, может его обмануть, где главное не волшебный помощник, а собственный ум.
Такие сказки появились намного позже волшебных и сказок о животных).
- Что вам запомнилось и понравилось на уроке?
Синквейн
12. Рефлексия
Учитель:
Ребята, вам предстоит оценить свою работу.
Возьмите листы самооценки « Моё настроение. Моё творчество» и оцените свою работу на уроке.
Учитель:
Вы меня порадовали. Спасибо за активность, за ваше творчество, за знания. Все молодцы!
13. Домашнее задание (по выбору)
Подготовиться к выразительному чтению по ролям сказки « Мужик и медведь»,
Нарисовать иллюстрацию к сказке, понравившегося эпизода.