Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Сценарий урока " Три типа сказок волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказки. "Мужик и медведь"

Формирование представления о жанре сказки, установление разницы между волшебной, бытовой и сказки о животных, учить детей рассуждать, делать обобщения, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Урок литературного чтения

во 2 – а классе

« Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка « Мужик и медведь».

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Тимофеева Татьяна Анатольевна

МБОУ « Фокинская СОШ№ 2»

2020-2021 уч. год

Рецензия

На урок литературного чтения во 2 – а классе

Тема: Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка « Мужик и медведь».

Автор: Тимофеева Т.А. учитель начальных классов первой кв. категории

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи урока:

- формирование представления о жанре сказки, установление разницы между волшебной, бытовой и сказке о животных;

- работа над выразительным и беглым чтением учащихся, развитием речи:

- развитие актёрских и творческих способностей младших школьников;

- воспитание любви и интереса к сказкам;

- совершенствование читательских умений;

- закрепление умений учащихся по ранее изученным темам;

- учить детей рассуждать, делать обобщения, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.

Комбинированный урок – один из самых продуктивных типов урока, способствующих формированию универсальных учебных действий.

В данном случае учителю удалось успешно соединить несколько направлений:

практическим применением знаний у учащихся формировалась мотивационная основа учебной деятельности. Для осуществления целей и задач урока учителем были подобраны задания, содержание которых тесно связано с развитием творческого воображения, умением понимать и анализировать прочитанное, успешно решать любые учебные задачи.

На первом этапе урока, образовательной целью которого являлась актуализация опорных знаний, учитель акцентировал внимание на лучших человеческих качествах – добре, находчивости, ответственности. Весь ход урока сопровождался слайдами, соответствующих содержанию урока.

Учащиеся с особым вдохновением работали на каждом этапе урока. Использование инсценировок благотворно повлияло на эмоциональную сферу учащихся. Слушание сказки в грамзаписи дало возможность детям увидеть образец литературной речи, понять содержание произведения. Работа в парах показала уровень самостоятельности учащихся, умение находить общий язык,

адекватно оценивать свою работу.

Весь урок прошёл в дружеской рабочей атмосфере. Дети с удовольствием принимали участие в открытии новых знаний, умело делая сравнительный анализ сказок.

Заявленная тема урока реализована полностью, но учителю удалось много больше: учащиеся получили хороший урок добра и мудрости, положительных эмоций, новых знаний.

Использованные в ходе урока мультимедийные дополнения – презентация, аудиозапись и мини – театр, были вписаны очень органично.

Урок, разработанный Тимофеевой Т.А., хорошо продуман, направлен на успешную реализацию и стал достойным вкладом в методическую копилку школы.

Зам. директора по УВР: Родина Е.В.

Конспект урока

Тема урока: Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка « Мужик и медведь».

Тип урока: комбинированный

Технология: проблемно – развивающее обучение

Цели:формировать представление о жанровой специфике сказки, выявить разницу волшебной, бытовой, сказки о животных при помощи сравнительного анализа сказок.

Задачи:

образовательные: работа над выразительным чтением, развитием речи учащихся, пополнять и обогащать словарный запас, решать творческие и учебные задачи.

развивающие: развивать актёрские и творческие способности учащихся, умение понимать прочитанное, расширять кругозор, развивать творческое воображение.

воспитательные: воспитывать интерес и любовь к сказкам, учить добру, мудрости, смекалке, умению работать парами, адекватно оценивать результат своей работы.

здоровьесберегающие: создание комфортной и доверительной атмосферы в классе, сохранение здоровья детей путём чередования различных видов деятельности.

Планируемые результаты урока:

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

работе в паре, участвовать в диалоге на уроке,

Личностные:

Ресурсы:

Презентация с иллюстрациями к произведению, театр, аудио – запись сказки « Мужик и медведь», декорации к сказке « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и « Теремок», листы самооценки, выставка сказок, рисунки, учебник.

План урока.

1.Организационный момент (1мин.)

2. Эмоциональный настрой (2мин.)

3. Самоопределение к деятельности (2мин.)

4. Актуализация опорных знаний (8мин.)

5. Подготовка к восприятию новой темы. Постановка проблемы. (2мин.)

6. Открытие новых знаний (8мин.)

7. Сравнительный анализ сказок (5мин.)

8. Физминутка (2мин.)

9. Работа над содержанием сказки (5мин.)

10. Работа в парах (2мин.)

11. Итог урока. Работа над синквейном. (1мин.)

12. Рефлексия (1мин.)

13. Домашнее задание (1мин.)

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель:

Нам урок пора начать,

Предлагаю поиграть.

2.Эмоциональный настрой.

Учитель:

Игра называется «Микрофон настроения».

Выразите в микрофон своё настроение, с которым вы пришли на урок.

( учитель подходит с микрофоном к каждому ученику)

Ученики отвечают.

Учитель:

Что хотите получить от урока?

Ученики:

Получить новые знания, хорошую оценку, порадовать учителя хорошим чтением и т.д.

Учитель:

Надеюсь, наш урок будет успешным.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с хорошим настроением начнём работу.

3.Самоопределение к деятельности

Слайд №1

Обращение к эпиграфу урока. « Что за прелесть эти сказки!..».

Учитель:

- О чём говорит эпиграф? Прошу прочитать его вслух.

- С каким жанром мы сегодня будем работать?

( ответы детей)

4. Актуализация опорных знаний

Учитель:

Ребята, давайте вспомним и повторим.

Что такое сказка?

Ученики:

Сказка – это литературное произведение.

Сказка – это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передается из уст в уста.

Сказка – это вымышленная история, неправда, выдумка, но в ней всегда побеждает добро.

Учитель:

- Рассмотрите выставку книг и скажите:

- Кто помнит, на какие 2 группы делятся сказки?

( народные и авторские)

- Какие из них появились раньше?

Слайд №2

Учитель:

- Посмотрите на ленту времени. Где на ленте времени находимся мы?

- Куда бы вы поместили русские народные сказки?

-----1000лет-----------300лет---------------200лет---------------100лет-------Мы-----------назад--------------назад------------------назад-----------------назад -----------------

- На какие две группы можно разделить русские народные сказки?

( волшебные и о животных)

- Как вы думаете, как называют людей, которые умеют хорошо рассказывать сказки?

( сказители, рассказчики)

- Смотрим и слушаем инсценировку отрывка из сказки « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

( слова автора)

(Выходят Алёнушка с Иванушкой, она идёт и поёт)

Трудно детушкам жить без батюшки,

Кто накормит их, кто заступится?

Не к кому им, бедным, без матушки,

Приласкаться, да приголубиться.

А без батюшки да без матушки,

Без заботы их, без участия

Пропадут и вовсе ребятушки,

И не будет в жизни им счастья!

Иванушка:

Ой, Алёнушка, сестрица, пить хочу!

Алёнушка:

Стой! Ты куда?

Кто пьёт воду из копытца,

С тем случается беда!

Превратишься ты в телёнка,

Будешь говорить: « МУ – му».

Иванушка:

Очень пить хочу, Алёнка!

Алёнушка:

Потерпи!

Иванушка:

Но, почему?

Алёнушка:

Вот дойдём мы до колодца…

Иванушка:

А колодец далеко?

Алёнушка:

Там он, где заходит солнце!

Иванушка:

Но ведь солнце высоко.

Учитель:

- Кто сказитель здесь? Как он справился со своей ролью? (автор)

- К какому типу относится сказка?

( волшебная народная сказка).

Давайте посмотрите ещё один отрывок, но из другой сказки.

( показ отрывка из сказки «Теремок»).

Медведь с узелком идёт к теремку.

- Чей домок – теремок? Кто в теремочке живёт?

- Я, мышка – норушка.

- Я, лягушка – квакушка.

- Я, заюнок – кривонок, по горке скок.

- Я, лиса – при беседе краса.

- Я, волк – волчище из- за куста хватище. А ты кто?

- Я, медведь,- пустите меня в теремок жить.

Учитель:

- Как называется сказка? Кто герои сказки?

- К какому типу относится сказка? ( о животных)

- Чем закончилась сказка Теремок»?

( медведь раздавил теремок, а все звери разбежались).

- Почему?

- Что вы знаете о медведе?

(ответы детей)

- Назовите русские народные сказки, в которых одним из персонажей является медведь?

( Три медведя. Маша и медведь. Лисичка со скалочкой. Кот и лиса. Теремок.).

5. Подготовка к восприятию новой темы.

Постановка проблемы.

Учитель:

- Мы с вами сегодня должны выяснить, а есть ли ещё другой вид сказок?

Для этого мы познакомимся с русской народной сказкой « Мужик и медведь» и выясним, к какому виду сказок она относится.

- Откройте учебник на странице 127.

- Прочитайте вступительное слово автора.

( чтение вслух учеником)

- Что узнали?

( это сказка с другим настроением, с лукавством, с насмешкой, сказывается словно прибаутка).

- Как вы понимаете эти слова? Кто попробует объяснить?

( ответы детей)

Лексическая работа.

Слайд №3

Лукавство – лукавый, игривый, добродушный, хитрый.

Усмешка – улыбка, выражающая насмешку, недоверие.

Насмешка – обидная шутка, издёвка.

Прибаутка – забавная, остроумная, обычно рифмованная поговорка, вставляемая в речь.

6. Открытие новых знаний.

Слайд №4, 5, 6.

Давайте познакомимся со сказкой.

( звучит аудиозапись)

Учитель:

- Что вы можете сказать о сказке?

- Кто герои сказки?

- Что вас рассмешило?

- Всё ли понятно было?

( идёт обсуждение)

Словарная работа.

( на доске)

Дуброва - дубрава - лиственный лес, дубовая роща.

Жать – срезать под корень.

Вершки - верхняя часть растения.

Заломать – причинить вред, согнуть.

Вражда – ссора.

Учитель:

Ребята! Внимание на экран. О какой сказке идет речь?

А)« Сказка сказывается, словно прибаутка, с лукавством, да с усмешкой».

Б)« Сказывается, словно печальная песня поётся».

( ответы детей)

- Давайте исследуем эти сказки и проведём сравнительный анализ.

7.Включение в систему знаний.

( сравнительный анализ сказок)

Учитель:

- Сказки « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и « Мужик и медведь» разные, но приметы сказочного жанра есть в обеих.

- Какие?

- Какую сказку из двух можно назвать волшебной?

- Как вы думаете, почему сказку «Мужик и медведь» нельзя отнести к волшебной?

( отсутствуют волшебные превращения, троекратные повторы, волшебные вещи).

- А можно сказку « Мужик и медведь» отнести к сказке о животных? Ведь один из героев медведь.

( Нет, главная проблема не борьба добра и зла, а как договориться с медведем о дележе урожая, как обхитрить его и остаться целым).

Хотя медведь и является главным персонажем, это другая сказка.

Слайд №7

Сказка « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Сказка « Мужик и медведь»

Троекратные повторы.

Волшебное число.

Превращение человека в животное и обратно.

Принятие ведьмой облика Алёнушки.

Оживление с помощью воды.

Говорящий медведь.

Отношения мужика и медведя.

Повтор ситуации.

Учитель:

- Откройте страницу 129 учебника.

- Прочитайте, среди вопросов в конце сказки, спрятанное название этого вида сказок. Слово со звёздочкой.

- Где будем его искать? Откройте словарь на странице 155.

- Прочитайте значение слова в словаре.

- Какое объяснение даётся в словаре?

( чтение учащимися вслух определения по учебнику)

8. Физминутка

Учитель:

Мы устали чуточку

Отдохнём минуточку.

Давайте представим себя Мишками.

Мишка косолапый по лесу идёт

Шишки собирает и в карман кладёт

Шишка отскочила – прямо Мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою – топ!

( учащиеся делают движения соответствующие стихам)

9. Чтение сказки цепочкой и

работа над содержанием сказки « Мужик и медведь».

Слайд №8

Учитель:

- Давайте дадим характеристику главным героям и сделаемсловесное рисованиеих образов.

- Кто герои сказки?

- Что вы можете сказать про мужика? Какой он?

( Смелый - не испугался медведя. Хитрый – перехитрил медведя. Лукавый – «играл» с медведем, потому что знал, что умнее его.)

Учитель:

-Найдите и зачитайте:

- Что в первый раз посадил мужик? ( Репу.)

- Что отдал медведю, а себе взял? ( корешки себе, а медведю – вершки).

- Что во второй раз посеял мужик? ( рожь).

- Что он взял себе, а отдал медведю?

- Почему мужик так повёл себя?

( Боялся за свою жизнь. Не пошёл на конфликт. Если отдал бы, сам остался голодным).

Учитель:

- А каков медведь? ( Сильный. – « Мужик, я тебя заломаю». Глуповатый – поддался на хитрость мужика. На чужое добро посягает, хочет отобрать.

Ленивый, работать не любил).

Учитель:

- Почему у мужика с медведем дружба не получилась?

( ответы детей)

- Какая сказка по настроению? ( озорная, насмешливая).

Учитель:

- Расследуйте: каков традиционный образ медведя в народных сказках?

Ответы детей.

( Медведь в народных сказках всегда очень мощный, слегка глуповатый, сильный. В нём нет ни злобы, ни хитрости.

В волшебных сказках и сказках о животных все герои относятся к медведю уважительно, называя его медведюшко – батюшка, Михайло Иванович, Михайло Потапыч).

Учитель:

- А знаете, почему?

- Попросим рассказать Глеба. Он много интересного узнал о медведе.

( Медведь на Руси считался священным животным, его нельзя было убивать, и мясо этого зверя не употреблялось в пищу. Такое животное называлось тотемным.)

Слайд №9, 10.

Учитель:

- А знаете ли вы, как в старину называли медведя?

Подсказка: вспомните, как называется его жилище? ( берлога)

( показ на экране)

- Совершенно верно, т.е. логово бера. В древности медведя называли «бер».

- Ребята, какое отношение к медведю в бытовых сказках? ( насмешливое, ироничное, его обманывают).

10.Работа в парах.

( задание на листочках)

Распределить по группам сказки:

Волшебные –

О животных –

Бытовые -

«Царевна – лягушка», « Лиса и журавль», « Сказка о царе Салтане», « Каша из топора»,

« Кот, петух и лиса», « Гуси – лебеди», « Мужик и медведь», « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Проверка.

11. Итог урока

( Слайд – кластер № 11)

Учитель:

-На какие типы делятся сказки?

- Кто сочинил сказку « Мужик и медведь»?

- Что узнали о бытовых сказках?

( В бытовых сказках человек не зависит от зверя, а наоборот, может его обмануть, где главное не волшебный помощник, а собственный ум.

Такие сказки появились намного позже волшебных и сказок о животных).

- Что вам запомнилось и понравилось на уроке?

Синквейн

12. Рефлексия

Учитель:

Ребята, вам предстоит оценить свою работу.

Возьмите листы самооценки « Моё настроение. Моё творчество» и оцените свою работу на уроке.

Учитель:

Вы меня порадовали. Спасибо за активность, за ваше творчество, за знания. Все молодцы!

13. Домашнее задание (по выбору)

Подготовиться к выразительному чтению по ролям сказки « Мужик и медведь»,

Нарисовать иллюстрацию к сказке, понравившегося эпизода.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области