Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Влияние КТД на развитие коммуникативных качеств младших школьников

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное образовательное

учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Статья

«Влияние КТД на развитие коммуникативных качеств младших школьников»

педагог – организатор подросткового клуба «Ровесник»

Биленко Ольга Ивановна

г. Биробиджан

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы коллективно-творческой деятельности при формировании коммуникативных умений младших школьников.

1.1.Психологические особенности младшего школьника.

1.2. Требования ФГОС по формированию коммуникативных компетенций у младших школьников.

2 Специфика развития коммуникативных умений у младших школьников средствами КТД.

2.1. Коллективная творческая деятельность: подходы и технологии.

2.2 Варианты использования КТД в педагогическом процессе для развития коммуникативных умений у младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Согласно концепции Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования необходимо формировать у школьников обязательные коммуникативные универсальные учебные действия,  которые обеспечат социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. В результате взаимодействия коллектива, воспитателя и воспитуемого школьники должны владеть такими видами коммуникативных действий как:

Актуальность выработки новых подходов, определение принципиальных направлений в образовании и воспитании в образовательных учреждениях обосновывается необходимостью формирования позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия, его гражданского становления.

 Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и нестабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно - коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей.

Именно поэтому коммуникативные умения - это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом. Характерной чертой современной школы является усиливающийся процесс гуманизации образования, ориентированного на личность ребенка, которая, формируется прежде всего в ходе деятельности и общения. Вот почему задача подготовки учащихся к полноценному общению в устной и письменной форме выдвигается в настоящее время на первый план.

Использование коллективных творческих дел для формирования и развития коммуникативных умений видится изученным недостаточно, а, возможно, и недооцененным. Ведь нет лучше способа развить умение общаться, чем непосредственно дать детям общаться, тем более в ситуации интересной им и подконтрольной, подчиненной задумке учителя.

(«Психологические особенности младшего школьника» С.С. Александрова)

Планируя работу, по развитию коммуникативных умений следует учитывать возрастные психологические особенности учеников.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.[ 33]

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет.       Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах  Д.Б.Эльконина (2005), Зак А.З. (2005), А.К.Марковой (2005),  В.В.Репкина (2006),  Г.А.Цукерман (2006), М.М.Безруких (2005) и других. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. По мнению Даниловой Е.Е., младший школьный возраст является сенситивным:

- для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, “умения учиться”;

- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

- усвоения социальных норм, нравственного развития;

- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Как писал В.А.Сухомлинский: «Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат».

 Младшему школьнику легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. Для развития причинно-следственного мышления необходимо добиваться, чтобы младшие школьники не просто заучивали причинно-следственные отношения и зависимости, а понимали их, осознавали внутреннюю связь между явлениями. В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций. Л.С.Выготский выделил в качестве основной проблемы возрастной психологии проблему соотношения обучения и психического развития. Ей он придавал принципиальное значение. Хорошо известны слова Л.С.Выготского: «Осознанность и произвольность входят в сознание через ворота научных понятий».  Таким образом, младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

1.2. Требования ФГОС по формированию коммуникативных компетенций у младших школьников

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - «ФГОС НОО») представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Развитие универсальных учебных действий составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, рассматривается как система и осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

Регулятивные УУД  обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

Логические универсальные действия:

Постановка и решение проблемы:

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

Согласно ФГОС начального общего образования, под формированием коммуникативных умений понимается научение младшего школьника задавать вопросы и давать четкие формулировки ответов на вопросы, которые ему задают, внимательно слушать и принимать активное участие в обсуждении рассматриваемого вопроса, высказывать комментарии, касающиеся выражений собеседников, а также давать критическую оценку и аргументировать свою позицию в той или иной группе. Также в рамках коммуникативных умений младший школьник должен уметь выражать своему собеседнику эмпатию и адаптировать свои высказывания к возможностям их восприятия собеседником.

Пункт 19.6. ФГОС НОО отражает программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников. В рамках этой программы и происходит воспитание коммуникативной культуры обучающихся в начальной школе. Основу этой программы составляют ключевые воспитательные задачи и базовые национальные ценности современного российского общества.

Программа также содержит перечень планируемых результатов воспитания - формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников. Рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные

- на расширение кругозора, развитие общей культуры;

- на ознакомление с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран;

- на формирование у обучающихся младшего школьного возраста ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности;

- развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации;

- формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.[35]

Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям преимущественно со стороны взрослых. Учителя и родители определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, наше задание выполнять, нашим правилам подчиняться, это обусловливают выделение еще одного комплекса педагогических условий, требующихся для формирования коммуникативной культуры учащихся младших классов:

-организация стимулирующей среды при формировании коммуникативной культуры учащихся младших классов;

-сотрудничество педагога и учащегося в процессе коммуникативной деятельности;

-организация взаимодействия учащихся младших классов, педагогов и родителей.

Рассмотрим каждое условие.

Первое условие - организация стимулирующей среды при формировании коммуникативной культуры учащихся младших классов.

Стимулирующая среда применительно к нашей теме исследования представляет собой созданные условия в образовательном процессе, представляющие собой побудительную причину, толчок, приводящие ученика в состояние заинтересованности в выполнении коммуникативной деятельности.

Второе условие - сотрудничество педагога и учащегося в процессе коммуникативной деятельности.

Педагогическое взаимодействие, в основе которого лежит сотрудничество педагога и учащегося начальной школы на уроке и вне, является базовой категорией современной педагогики, активно и всесторонне изучается в последнее десятилетие. Основными параметрами этой формы взаимодействия принято называть взаимоотношение, взаимоприятие, поддержку, доверие.

Третье условие - организация взаимодействия учащихся младших классов, педагогов и родителей.

Целью организации взаимодействия учащихся младших классов, педагогов и родителей является освоение актуального для российского образования и личностно значимого для каждого участника содержания.

Мы видим, что современная школа создает учащемуся ситуации сложного современного обучения. Это требует от школьника активного решения возникающих задач коммуникативного характера. Основу всех коммуникативных задач составляет организация делового общения младшего школьника с одноклассниками и сверстниками, а также учителями и родителями. Поэтому мы полагаем, что очень важным является развитие у младшего школьника разнообразных форм и вариантов общения со взрослыми людьми. Это составляет предпосылки для формирования нового варианта коммуникативных взаимоотношений школьника с педагогом, родителями и сверстниками.

Таким образом, мы можем позволить себе заключить, что существует ряд педагогических условий, благодаря которым происходит воспитание коммуникативной культуры у младших школьников.

Требования ФГОСНОО к воспитанию коммуникативной культуры обучающихся в начальной школе дает педагогу чёткий вектор направления работы, который необходимо реализовывать посредством ряда способов и методов взаимодействия учителей с учащимися начальных классов и их родителями.

        При изучении природы коммуникативных умений, необходимо иметь представление о таких основных понятиях, как «коммуникация», «коммуникативная компетентность», «общение», которые взаимосвязаны между собой.

Некоторые авторы отождествляют понятия «общение» и «коммуникация», понимая под ними «процесс передачи и приема информации, осознанную и неосознанную связь».

       Однако большинство ученых, исследующих межличностные отношения, различают понятия «общение» и «коммуникация».

       Психологический словарь определяет понятие «коммуникация» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характер. Следовательно, это предполагает сообщение партнерами друг другу какого-то определенного объема новой информации и достаточной мотивации, что является необходимым условием осуществления коммуникативного акта.      

 Коммуникация – в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если, не достигнуто взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас.

    С.Л. Рубинштейн рассматривает коммуникацию как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

       А.А. Бодалев понимает под коммуникацией информационную связь субъекта с тем или иным объектом - человеком, животным, машиной. Она выражается в том, что субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания и т.п.), которую получатель должен принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. В общении информация циркулирует между партнерами, поскольку оба они равно активны, и информация увеличивается, обогащается; при этом в процессе и в результате общения происходит превращение состояния одного партнера в состояние другого.

       Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

С позиции деятельностного подхода общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека .

    Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.  

    Приемы общения, применяемые на практике, и техника имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых.

Дети более импульсивны и непосредственны в общении. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают, и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь.

         В отечественной науке исследованы такие аспекты проблемы общения,  как коммуникативное взаимодействие, формирование коммуникативных умений в образовательном процессе с позиций психологии и педагогики. В целом анализ литературы показывает, что данная проблема разрабатывалась в основном применительно к педагогике вуза и средней ступени школьного образования. В то же время обзор научных источников с очевидностью показывает слабую ее изученность в рамках педагогики начального обучения. Между тем коммуникативная деятельность (общение), являясь одной из основных в младшем школьном возрасте, а в подростковом - ведущей, не будучи целенаправленно формируема у младшего школьника, существенно затрудняет его внутреннее раскрытие и реализацию в учебе, среде сверстников и социуме в целом.

    Одним из важнейших умений современной личности  являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности.  Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса.

     Формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения.

    Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».  Коммуникативные   умения учащихся формируются только в процессе непосредственного общения с учителем, сверстниками и другими людьми. Результативное, удовлетворяющее интересы коммуникантов общение подразумевает овладение ими коммуникативной компетенцией, составляющей которой и являются коммуникативные умения.

   Принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных навыков, формирования коммуникативной компетентности представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения.

     Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль.

     При рассмотрении коммуникативного развития рассмотрим, прежде всего, общие данные отечественных исследований о характере его изменения в разных возрастных группах. К 7-ми годам ребенок владеет элементарными умственными операциями конкретно-действенного характера, причинными связями, может связно излагать мысли, пользуется грамматически, лексически и фонетически правильной речью. Именно в этом возрасте вырабатывается интеллектуальная регулирующая планирующая функция речи, умение ориентировать свою речь на партнера и ситуацию общения, а также отбирать языковые средства в соответствии с ними. Данные о соотношении рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности в литературе отсутствуют, хотя вполне очевидно, что устные формы коммуникации /говорение и слушание/ превалируют в развитии дошкольника.

    Младший школьный возраст, который рассматривается в данном исследовании, связан с вхождением в школьное обучение как наиболее систематизированную форму общения, с включенностью в учебную деятельность как ведущую деятельность данного периода, что предопределяет переход от наглядно-образного конкретного ситуативного к абстрактному мышлению, к умению выделять существенные связи, строить рассуждения, делать умозаключения,  выводы.

       Отметим также, что коммуникативное развитие осуществляется внутри целостной системы личности в соответствии с линиями развития: личностной, интеллектуальной, деятельностной , которые неотделимы друг от друга. Коммуникативное развитие должно рассматриваться в общем контексте социализации ребенка в плане учета особенностей обобщения, формирования понятий, общения со взрослыми, сверстниками, учета особенностей общей ситуации социального развития и т.д. Коммуникативные умения детей младшего школьного возраста рассмотрены в работах O.A. Веселковой, А.Е. Дмитриева, JI.P. Мунировой, A.A. Панферовой, В.П. Понутриевой.              

Таким образом, рассмотрев составляющие понятий «общение», «коммуникация», «коммуникативная компетентность»,  можно говорить о том, что все эти понятия используются в том случае, когда речь идет о процессе социального взаимодействия. Педагогическое общение – это форма социального общения. Следовательно, формирование коммуникативных умений  может быть рассмотрено как социально-педагогическая проблема.

Общение - многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности. В ходе общения его участники обмениваются мыслями, намерениями, идеями, переживаниями, а не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, фиксированными в материи. Следовательно, общение способствует передаче, обмену, координации идеальных образований, существующих у индивида в виде представлений, восприятия, мышления и т.п. Но из-за недостаточно развитых коммуникативных умений, часто могут возникать трудности в общении. Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого проявляются те или иные психические свойства личности.

Поскольку общение - это взаимодействие, по крайней мере, двух людей, то трудности при его протекании (имеются в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное не достижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которое общение обслуживало.

Психологическими причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером.

При изучении трудностей общения существует опасность сведения их многообразия только к неудобствам, связанным с плохим владением техникой взаимодействия, или к сложностям, возникающим из-за слабого развития социально-перспективных функций. В действительности же эта проблема приобретает глобальный характер и охватывает фактически все аспекты общения [3].

И именно здесь встает проблема развития коммуникативных умений - способностей личности, обеспечивающих эффективность ее коммуникативной деятельности - как необходимая ступень к успешной социализации личности, как способ избежать в детстве возможных проблем с общением в будущем. В данной работе нас интересуют, прежде всего, возможности развития коммуникативных умений в младшем школьном возрасте, но прежде чем перейти к описанию специфики работы по их развитию - остановимся на коммуникативных умениях как таковых, рассмотрим их различные классификации.

Понятие “коммуникативные умения” рассматривается в психологии, психолингвистике, методике, но трактуется в каждой науке по-разному. Представляется необходимым дать краткий обзор известных классификаций коммуникативных и речевых умений.

В психологии (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Р.М. Фрумкина) [8] коммуникативная деятельность рассматривается как деятельность общения и указывается, что для полноценного общения человек должен располагать такими умениями как правильно и быстро ориентироваться в условиях общения, правильно планировать свою речь, выбирать содержание общения, искать адекватные языковые средства для передачи мысли и обеспечивать обратную связь.

Коммуникативные умения:

Гностические (умения) - способность и стремление к пониманию другого:

- Умение адресовать свое обращение к другому, привлечь внимание.

- Умение проявлять интерес к сверстнику и учитывать его интересы вербально: речевое умение привлечь внимание сверстника, обращение с намерением получить ответ, заинтересованность мнением собеседника; невербально: владение приемами привлечения внимания (прикосновение, взгляд, поза), умение подготовить сверстника к восприятию значимой для него информации.

Экспрессивные - способность к самовыражению своей личности: доброжелательность, а именно:

- умение оказывать положительное, эмоциональное воздействие на сверстника,

- общаться в доброжелательной форме,

- способность сочувствовать, сопереживать.

Способность адекватно влиять на партнеров по общению:

- умение разрешать конфликт мирным путем,

- умение организовывать сверстников в какой-либо деятельности,

- умение проявить инициативу в общении,

- умение устанавливать дружеские взаимоотношения,

- умение взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей,

- умение аргументировать свои просьбы

- желание вступать в контакт.

Теперь подробнее рассмотрим специфику, проблемы и способы развития коммуникативных умений младших школьников.[34]

2.Специфика развития коммуникативных умений у младших школьников средствами КТД.

2.1. Коллективная творческая деятельность: подходы и технологии.

        Коллективная творческая  деятельность – это, прежде  всего полнокровная  жизнь старших  и младших, воспитателей  и  воспитанников  и в  то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие  товарищи ребят, действующие вместе с ними  и впереди них.

        Многосторонняя постоянная забота друг о  друге, о своем коллективе, об  окружающих людях, о  далеких друзьях, поиск  лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей  жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям -  вот что сплачивает воспитателей   и воспитанников. Педагог Джойс Эпштейн пишет: “Когда родители,  учителя, ученики   и все-все видят друг друга как партнеров ,создается заботливое сообщество,  и оно начинает работать.»

        И чем богаче,  целеустремленнее, организованнее общая жизнь старших  и младших, тем эффективнее  тот многосторонний воспитательный процесс, который идет “по ходу”, в глубине  этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов,  и взаимное влияние самих  воспитанников  друг на друга,  и самовоспитание  старших и младших.

        Методика проведения коллективных творческих дел - деятельный, творческий и организационный механизм  педагогики, которую автор  назвал “педагогика общей  заботы”. Ее можно назвать  “педагогика социального творчества” или рассматривать как  ее  сердцевину: дети и  взрослые становятся хозяевами собственной  жизни, создают  то, на что способны, их дела- это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество,  мажор  и дух свободы.

        Важнейшие особенности коллективных творческих дел стали раскрываться особенно наглядно в сравнении с воспитательными мероприятиями   для воспитанников-с  различными формами открытой передачи готового  общественного ценного опыта, которые в  нашей методике были и будут необходимыми, но все же останутся вспомогательными средствами воспитательной работы.

        Каждое  КТД - это прежде всего проявление жизненно-практической гражданской заботы  об  улучшении  общей жизни. Это совокупность   определенных  действий на общую пользу и радость.
        В таком процессе,  направляемом товарищеской воспитательной заботой педагогов,  осуществляется нравственное,  умственное,  физическое,  трудовое,  эстетическое воспитание. В теснейшем единстве происходит развитие всех сторон личности: познавательно -  мировоззренческой,  эмоционально-волевой,  действенной.

Поэтому оно - дело, но не простое дело, а  коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по  общей жизненно-практической гражданской заботе.  Кроме того, это -  творческое коллективное дело,  потому  что на каждой стадии его  осуществления все воспитанники  вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей,  способов, средств  решения общей жизненно-важной практической задачи. Оно творческое еще и потому,  что не  может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает  в разных вариантах,  всегда выявляет  новые свои возможности -  ведь оно частица жизни.

        Следуя зову детских потребностей,  заботясь об  удовлетворении душевных  нужд воспитанников, педагог,  как  заботливый и чуткий садовник, знает,  что  делать, в чем и  как помочь, и как, идя навстречу воспитаннику, привлекая его к себе в союзники, своевременно и надежно помогает преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным  в себе, чтобы в  скором будущем  встать на собственные “духовные ноги”.

        Сила каждого КТД в  том, что оно требует общего поиска, дает   ему толчок и открывает   для него широкий  простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма и  богатое,  разнообразное  содержание, нестандартные варианты.

    Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

  Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение детского коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. КТД, по мнению Т.А.Стефановской, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, на наш взгляд, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

Принципиальные основы коллективных творческих дел.

     Коллективные творческие дела (далее - КТД) - это эффективный метод воспитания, обучения и развития учащихся, основанный на позитивной деятельностной активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.

     Организационными постулатами и методическими идеями технологии КТД являются:

     • сочетание индивидуального и коллективного творчества;

    • коллективная организация единого дела, добровольное участие в нем, свобода выбора видов и форм деятельности;

     • ответственность каждого за результат общего дела;

    • творческое содружество взрослых и детей, обеспечивающее генерацию новых идей;

   • самосовершенствование личности в развивающемся коллективе и развитие коллектива под влиянием творческих и одаренных лидеров.

     Управленческие действия на этапе подготовки творческого дела:

• ориентация на интеграцию индивидуального и общественного, формирование в ходе социального взаимодействия единых правил, норм и принципов;

  • разнообразие форм творческой и сознательной деятельности; формирование личностных целей, идеалов и интересов в высококультурном и эмоциональном пространстве коллективного дела;

     • формирование потребности в личностном росте.

Для достижения оптимального результата эти идеи должны сопровождать каждый этап подготовки и организации КТД. Главные особенности планирования КТД:

     • высокая мотивация и активность каждого участника;

    • осуществление планирования на основе проектов и идей, как отдельных участников, так и различных микро групп;

    • стимулирование авторских идей, признание ценности всех предложений, в т. ч. и не принятых для реализации;

    • признание авторского вклада организаторов, конструкторов, аналитиков, оппонентов и исполнителей;

     • возможность разработки вариативных проектов для альтернативных или последующих творческих дел по единой тематике;

     • учет своих возможностей и способностей, реальности осуществления;

     • поступательное усложнение содержания.

     Подведение итогов - это качественная оценка результатов проведенного дела, характера отношений, переживаний и размышлений детей и взрослых.

     Анализируются ответы на такие вопросы, как: Чем обогатило тебя общее дело? Какие чувства и мысли вызвало? Что ты для себя решил? Что у нас удалось, что не получилось? Почему? Каковы причины успехов и неудач? Что можно исправить? Какова степень личного участия и вклада в общее творческое дело? Как развивались дружеские отношения и взгляды на содержание коллективного творческого дела? В каких формах продолжим освоение поднятой темы? и др.

     Алгоритм проектирования творческого дела:

     Формирование "образа желаемого результата".

     Соотнесение его с реальной ситуацией.

     Определение способов достижения этого образа.

     Поиск ресурсов, необходимых для приближения к конечной цели.

    Сравнение полученных результатов со своим замыслом и проектным заданием.

     Внесение необходимых изменений.

     Технологическая цепочка управленческих действий на этапе подготовки КТД предполагает:

     • консультацию по проекту с организаторами творческого дела, уточнение позиции;

     • актуализацию поставленных целей и определение управленческих задач подготовки и организации КТД;

     • отбор специальной литературы, информации для конструирования

содержания планируемого КТД, привлечение специалистов;

     • конструирование модели системы подготовки и организации КТД;

   • определение состава творческих групп, определение лидеров с предварительной диагностикой их профессиональной, творческой и управленческой компетентности;

    • осознание своей управленческой деятельности как функции развития коллектива и личности;

     • определение условий для оптимальной реализации проекта;

   • составление программы управленческой деятельности, алгоритмов действий творческих коллективов и их лидеров;

  • конструирование моделей возможных проблемных ситуаций, определение педагогической позиции и способов выхода из кризиса;

     • прогнозирование конечного результата, сравнение его с поставленной целью;

     • выработку четкой позиции на целевое управление.

     Развитие лидерских способностей осуществляется в активной и разнообразной деятельности, которую учащиеся принимают душой и сердцем, потому что она создает богатый и разнообразный мир деятельностных отношений. Чем разнообразнее дела и отношения, тем разностороннее в конечном итоге ребенок.

        Дети не  чувствуют себя (и не являются) объектами воспитания,  когда они участвуют  в творческом решении  общих с  воспитателями (другими  взрослыми, своими   родными) жизненно  важных  практических  задач.  Воспитательное  воздействие  опосредовано  и скрыто.  Они-  младшие  товарищи  взрослых по общей творческой гражданской  заботе.  Чрезвычайную важность  незаметного, скрытого воздействия  подчеркивали А.С.Макаренко, В.Н.Терский, В.А.Сухомлинский.

        КТД должны быть способом-общим и  конкретным -  товарищеского  творческого сотрудничества. И  надо, чтобы этот способ  организации жизни активно противостоял командно-административным  методам  одностороннего,  формального влияния, вытеснял их  из  педагогической практики.

        Наше время  требует  реального участия школьников в окружающей  жизни, преодоления  замкнутости  в своем “детском” мире. Учиться  сотрудничеству в общей заботе об улучшении  жизни - это главнейшая задача, которая стоит перед каждым из нас, и прежде всего перед теми, кто работает с детьми. Не  надо уводить ребят от трудных проблем, а вместе с ними нужно искать пути их  решения.

        Область действия и содержание КТД должны отвечать процессам обновления жизни страны. Школьники могут включаться в движение защитников экологии, памятников старины, устраивать праздники, создавать трудовые объединения и т.д. Главное, чтобы в этих делах детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились на принципах сотрудничества и  сотворчества.

        Каждое дело - творчески, иначе - зачем?

        Каждое дело - с пользой, иначе - зачем?

        Каждое дело - людям,  иначе - зачем?

        Воспитывая высокообразованную, культурную, творческую  и социально-активную личность необходимо  понимать и постигать мир  прекрасного, не забывая о радостях жизни,  эстетически  формировать  мышление  и чувства  ребят,  их отношение  к  Родине, к природе, к обществу, к  труду, к семье,  к самому себе,  формировать жизненные представления  по законам красоты.        

        Такой  подход   позволяет  осуществить гармоничный переход через  красоту  к сопереживанию,  через сопереживание  к отзывчивости,  через  отзывчивость  к активным социальным действиям.

Ожидаемые результаты  использования КТД во внеурочной деятельности.

             Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, инструментов воздействия, понимания партнёра.

        Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),ценностного отношения к социальной реальности в целом.

       Третий уровень результатов-получение школьником опыта самостоятельного общественного действия-включает освоение способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проекта в сфере творчества.[ 33]

2.2.  Варианты использования КТД для развития коммуникативных умений младших школьников

Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т. д.

     Каждый день, каждый час жизни удивителен и неповторим. Организовывая свою жизнь, свою деятельность, учащиеся становятся богаче умом, щедрее сердцем, сильнее и лучше. Педагоги должны стараться найти дела интересные, современные, соответствующие возрасту, полу, потребностям и притязаниям ребят. В этих делах форма и содержание должны гармонично сочетаться. Существуют сотни и тысячи моделей творческих дел. У каждого свой сценарий, своя композиция, свой монтаж, свое содержание, свой набор творческих ролей.

         Предлагается целый «калейдоскоп» творческих дел для класса, отряда, группы, для урока и внеклассной деятельности:

Калейдоскоп коллективных творческих дел

Интеллектуально-познавательные дела, игры

Праздники, фестивали, вечеринки

Театральные проекты, представления

Подвижные и спортивные игры

Лаборатория творчества

Лепкодром

Лучник (соревнования на меткость)

Маршрутная игра

Маскарад

Музей звуков

Мускул-шоу

Научная конференция

Народный артист

Новогодний концерт

Олимпиада знаний

Очумелые ручки

Олимпиада

Познай себя

Поэтический салон

Прайд-концерт

Прогулка в лес

Рассказ-эстафета

Стиходром

Сектор испытаний

Турнир знатоков

Театр моды

Театр теней

Трудовой десант

Уроки вежливости

Утренняя зарядка

Фабрика привычек

Фольклорный праздник

Фабрика звезд

Художественная мастерская

Центр культурных проектов

Центр ремесел

Цирк

Что? Где? Когда?

Час юмора

Школа выживания

Эрудит

Экспедиция за сказками

Ярмарка идей и полезных дел

Ярмарка забав

      Активное включение учащихся в специально разработанные КТД, анализ результатов позволил выделить ряд педагогических условий, учет которых необходим при использовании КТД в начальной школе.

         Педагог должен изменить свою позицию, отказаться от мелочной опеки. Для этого требуется:

Так как каждый ребенок и детское объединение уникальны, то и формы работы по своему содержанию и построению неповторимы. Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родителей

      Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый "веер" (А.С.Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

              Трудовые КТД.  Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, "Снежная сказка", трудовой сюрприз, фабрика, мастерская).

        Познавательные КТД. Цель: формировать потребности в  познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость , наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс-конференция,         рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал).

              Художественные КТД. Цель: развивать художественно - эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (кольцовка песен, концерт-"молния", кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий).

Спортивные КТД.  Цель: развивать гражданское отношение к спортивно -оздоровительной стороне жизни, к физической         культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и         настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (веселая спартакиада, "Космонавты и         метеоры", спартакиада народных игр, сюита туристских игр, "Тайна", "Следопыт").

              Общественно-политические КТД. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).

        Организаторские КТД. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности (газета-"молния", день рождения коллектива, "живая газета", журнал-эстафета, коллективное планирование, общий сбор, гайдаровская разведка, сбор-рождение коллектива, смотр дружбы, ЧТП(чередование традиционных поручений, эстафета дружбы).

Каждое  коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава  участников.

    Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества. При раскрытии этапов будем опираться на работы И.П.Иванова как родоначальника этой методики:

Первая стадия – предварительная работа коллектива (намечаются исходные действия, проводятся воспитательные занятия  /беседы, экскурсии и т.д./, готовятся к коллективному планированию.)

Вторая стадия – коллективное планирование. Начинается в (микро) коллективах. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение (микро) коллектива. На сборе-старте выступают представители каждого (микро) коллектива. Принимается коллективное решение.

Третья стадия – коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведение выбранного коллективного творческого дела создается совет дела, в который входят представители от каждого (микро) коллектива. Проект КТД уточняется сначала советом дела, затем – в (микро) коллективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

Четвёртая стадия – проведение КТД.

Пятая стадия – коллективное проведение итогов КТД. Происходит на общем сборе-огоньке: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?

Шестая стадия – стадия ближайшего последействия КТД. Реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

        Каждый из этапов организации КТД оснащен своими методическими приемами. "Финишная" рефлексия – коллективный анализ свершенного – тоже имеет свое методическое обеспечение. По И.П.Иванову на общем сборе обсуждаются три основных вопроса:

       Что было хорошего, что удалось и почему?

       Что не получилось и почему?

       Что предлагаем на будущее?

Принципиальное значение имеет также их последовательность.

Методика рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с "негатива", а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем.

Когда коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, когда "финишная" рефлексия становится "стартовой", у людей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать.

Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел – гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты.

Коллективная творческая деятельность будет проходить успешнее тогда, когда ее девизами будут: «Наша цель – счастье людей!» и «Все – творчески, иначе – зачем!»

 Пять условий педагогического успеха

        Какие же условия необходимо выполнять для успешного решения педагогических задач?

        Первое условие - общая забота.

        Надо научиться включать  каждого воспитанника как своего младшего товарища  в  совместные действия на радость и пользу, в поиск дел, нужных  людям;   в выбор и  открытие лучших  средств решения жизненно  важных задач; в  опыт творения добра и  преодоления того, что мешает  добру  и красоте  утвердиться в нашей жизни;  в оценку  сделанного  и извлечение уроков на будущее.

        Говоря кратко, воспитывать - значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой заботе. Только в  такой заботе  у ребят рождается и  крепнет гражданское отношение к окружающей жизни - людям,   труду,   природе,  культуре - как источнику  общей радости и пользы, ответственное  отношение к самим себе  как  юным гражданам.

        Второе условие - единство  уважения  и   товарищеской требовательности.

        Воспитатель  должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как  младшему товарищу.  Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности.

        Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как  все более умелого и   увлеченного участника - в настоящем и  будущем -  общей гражданской заботы; понимание сильных и  слабых  сторон  человека,  стремление раскрывать,  развивать лучшие  стороны и  преодолевать недостатки,  слабости.

        Из товарищеского  уважения  вытекает  и  товарищеская требовательность: действовать на общую радость и пользу, улучшать окружающую жизнь и одновременно совершенствовать себя как товарища других людей. Тогда  возникает ответное отношение  воспитанников к воспитателю, создает и крепнет “истинный авторитет” (по выражению А.Макаренко) взрослого.

        Третье условие - единство мыслей и действий, воли        и чувств.

        Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно - мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную;  формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности; развивать необходимые каждому гражданину  нашего общества умения, привычки и черты характера.

Четвёртое условие - единый коллектив.

        Влиять  так, чтобы  способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и  способами воздействия самих воспитателей на себя, а также  способами воздействия воспитанников друг на  друга, на  воспитателей и каждого воспитанника  на самого  себя.

        Тогда  воспитательный  процесс идет в единстве  всех своих звеньев:  воспитания  воспитателями своих  воспитанников, самовоспитания воспитанников - взаимного  и  личного, самовоспитания воспитателей, воспитание  воспитанниками воспитателей. Тогда каждую личность воспитывает  единый воспитательный коллектив - старших  и  младших, воздействуя  на общую жизнь,  улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.

        Пятое условие - творчество, а не шаблон.

        Необходимо  влиять так,  чтобы  использовать различные  виды воспитательного  воздействия - незаметное и  открытое, прямое  и опосредованное, - использовать непременно творчески, не допуская формализма унылого,  убивающего  неординарность  однообразия.

В то же время частое использование готового сценария не только бесполезное, но и вредное явление. В этой ситуации педагог навязывает участникам работы кем-то придуманное, на кого-то ориентированное мероприятие. При этом он сам становится объектом замысла других людей и в такую же позицию ставит участников проводимой работы, что тормозит проявление и развитие коммуникативных умений, творческих способностей, самостоятельности, лишает их возможности проявить и удовлетворить свои потребности.

Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родителей.

И все-таки вопрос о выборе форм воспитательной работы встает прежде всего перед педагогом. При его решении целесообразно руководствоваться следующими положениями: учесть воспитательные задачи, которые определены на очередной период работы (год, четверть); каждая форма работы должна способствовать решению этих задач; на основе задач определить содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей; составить набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом принципов организации воспитательного процесса, возможностей, подготовленности детей, интересов и потребностей, материальной базы, внешних условий (культурные центры, производственное окружение), возможностей педагогов, родителей; организовать поиск форм работы на основе коллективного целеполагания, при этом продумав способы обогащения опыта детей новыми идеями, формами, например через обращение к опыту других, изучение имеющихся опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов и т.д.; проверки подготовленных педагогом вариантов форм, ненавязчивого проведения их через участников работы; в процессе поиска и выбора важно обеспечить непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.

Таким образом, педагог может определить набор форм работы с детьми, родителями на определенном этапе планирования в коллективе. Однако каждая форма требует определения совокупности конкретных способов, приемов, методов организации деятельности детей, что также целесообразно осуществлять вместе с участниками этой деятельности [15].

Конечно, есть ситуации, когда педагог сам продумывает и выстраивает форму воспитательной работы. Например, в индивидуальных формах работы все зависит от действий педагога, которые он должен продумать, спланировать с учетом конкретной ситуации.

Конструирование новой формы может идти таким образом: выбирается известный тип формы, которая наполняется конкретным содержанием и способами организации деятельности.

Другой способ построения формы более логичен, потому что он вытекает из задач мероприятия: за основу берется содержательная идея и после этого осуществляется поиск формы организации, построения, реализации выбранного содержания. Например, педагог и учащиеся решили обсудить проблему взаимоотношений в классном коллективе, а затем определяют форму проведения, разрабатывают структуру, способы организации обсуждения.

Имея в виду большое разнообразие форм воспитательной работы, особенно важно овладеть методикой создания и реализации форм коллективной творческой деятельности. Форма воспитательной работы может быть коллективной и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при этом:

- учитываются интересы и потребности каждого;

- индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения;

- коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле;

- данная форма является по исполнению неповторимой.

Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются, прежде всего, характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В воспитательном мероприятии педагог открыто ставит задачу перед детьми, передает им готовый опыт. В процессе коллективной творческой деятельности педагог тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «открывают» эти воспитательные задачи, вместе с взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.

Основу, сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьников, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу и радость. На каждой стадии творческой совместной деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важных практических задач, находя каждый раз новый вариант. Таким образом, постоянно создаются ситуации общения, а значит почва для развития коммуникативных умений - самая благодатная.

К формам коллективной творческой деятельности во вне учебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

Сформированность таких коммуникативных умений, как умение разрешать конфликт мирным путем, умение организовывать сверстников в какой-либо деятельности, умение проявить инициативу в общении, умение устанавливать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей, умение аргументировать свои просьбы, а также желание вступать в контакт, различается в зависимости от пола. Соответственно это необходимо учитывать при проведении КТД, чтобы повысить эффективность развития коммуникативных умений.

- В начальной школе закладываются основы и активно развиваются коммуникативные умения.

- Успешное развитие гностических, экспрессивных и коммуникативных умений уже в младшем школьном возрасте во многом определяет успешность в общении на последующих возрастных этапах. Именно поэтому этот возраст особенно важен, но, к сожалению, его роль в развитии коммуникативных умений педагогами часто недооценивается.

- Коммуникативные умения развиты в наименьшей степени у младшего школьника, а значит, необходима целенаправленная работа педагога по их развитию.

- Применение КТД для развития коммуникативных умений младших школьников видится насколько недооцененным, настолько и потенциально полезным.

- Развитие коммуникативных умений в коллективной творческой деятельности целесообразно проводить с учетом пола и возраста детей.

Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела (КТД), организация которых предусматривает шесть стадий.

Первая стадия - стартовая беседа, во время которой воспитатель увлекает воспитанников перспективой интересного и полезного дела. Для кого? Когда? Где? Кто? С кем вместе? Здесь происходит постановка цели.

Вторая стадия - коллективное планирование; микроколлективы (3-9 человек) формируют свое мнение по выдвинутым вопросам и выносят его на общее обсуждение. Таким образом, при личном участии каждого члена коллектива сообща создается проект предстоящего дела.

Третья стадия - коллективная подготовка. Совет дела или творческая группа из представителей каждого микроколлектива уточняет предложенный проект КТД в деталях, распределяет поручения между микрогруппами, а затем руководит выполнением задуманного.

Четвертая стадия - проведение КТД - это итог работы, проделанной при подготовке. Действия учеников в необычных условиях требуют быстрых решений, экспромтов, импровизации и в них особенно четко проявляются положительные качества детей, их слабости. Здесь создается ситуация успеха.

Пятая стадия - коллективное подведение итогов. Педагог ставит на общем собрании задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предлагаем на будущее? В заключительной части собрания педагог обобщает мнение, высказанное на сборе.

Шестая стадия - общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов, становится содержанием ближайшего последствия в процессе которого педагог организует использование опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении дела.[15]

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определенные условия. Во-первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать изменения позиции, роли, которая определена педагогу как старшему товарищу. Во-вторых, подготовка и проведение любого КТД требует того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел. В-третьих, необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе; ранее используемые формы. КТД - лишь один из компонентов общей системы средств воспитания.

Вывод: ведущим мотивом в период формирования самооценки выступает желание утвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет уважение и внимание товарищей [21]. При этом те, кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать, так как считают ниже своего достоинства быть на плохом счету в коллективе. Для молодого человека типично стремление к сохранению такого статуса в группе, который поддерживает его повышенную самооценку [23].

Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, то у него самооценка заниженная. В тех же случаях, когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, наружность, характерной для него является завышенная самооценка [23].

Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях - производственных, бытовых и других - общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки [14].

Самооценка подростка получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности [4]. Именно поэтому нужно создавать и реализовать в группе коллективное творческое дело. Предложенная форма творческой деятельности наиболее полно отвечает принципам личностно-ориентированного образования, что позволяет достичь оптимального результата и улучшить психологический климат в группе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трудно недооценить влияние коллективной творческой деятельности на развитие коммуникативных качеств индивида.

Коллективная творческая  деятельность – это, прежде  всего полнокровная  жизнь старших  и младших, воспитателей  и  воспитанников  и в  то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие  товарищи ребят, действующие вместе с ними  и впереди них.

        Многосторонняя постоянная забота друг о  друге, о своем коллективе, об  окружающих людях, о  далеких друзьях, поиск  лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей  жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям -  вот что сплачивает воспитателей   и воспитанников. Педагог Джойс Эпштейн пишет: “Когда родители,  учителя, ученики   и все-все видят друг друга как партнеров, создается заботливое сообщество,  и оно начинает работать».

        И чем богаче,  целеустремленнее, организованнее общая жизнь старших  и младших, тем эффективнее  тот многосторонний воспитательный процесс, который идет “по ходу”, в глубине  этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов,  и взаимное влияние самих  воспитанников  друг на друга,  и самовоспитание  старших и младших.

        Методика проведения коллективных творческих дел - деятельный, творческий и организационный механизм  педагогики её можно назвать  “педагогикой творчества” в процессе которой дети и  взрослые становятся хозяевами собственной  жизни, создают  то, на что способны. Их дела - это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество,  мажор  и дух свободы.

        Каждое  КТД – это, прежде всего проявление жизненно-практической гражданской заботы  об  улучшении  общей жизни. Это совокупность   определенных  действий на общую пользу и радость.
      Осуществляется нравственное,  умственное,  физическое,  трудовое,  эстетическое воспитание. В теснейшем единстве происходит развитие всех сторон личности: познавательно -  мировоззренческой,  эмоционально-волевой,  действенной.

        Следуя зову детских потребностей,  заботясь об  удовлетворении душевных  нужд воспитанников, педагог,  как  заботливый и чуткий садовник, знает,  что  делать, в чем и  как помочь, и как, идя навстречу воспитаннику, привлекая его к себе в союзники, своевременно и надежно помогает преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным  в себе.

        Сила каждого КТД в  том, что оно требует общего поиска, дает   ему толчок и открывает   для него широкий  простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма и  богатое,  разнообразное  содержание, нестандартные варианты.

       Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение детского коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. КТД, по мнению Т.А.Стефановской, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, на наш взгляд, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.

2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 2004. - 224 с

3. Выготский Л.С. Психология искусства: анализ эстетической реакции / Л. С. Выготский . - 5-е издание, исправленное и дополненное - М.: Лабиринт, 1998. - 416 с.

4. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М.: ЭКСМО, 2003. - 1136 с

5. Иванов И.П. Методика Коммунарского воспитания./ И.П. Иванов Просвещение 2011. - с. 59-63.

6. Караковский В. Воспитательная работа в школе./ В. Караковский // КТД «Памятник Букве Е» 2008 - №1.С. 103-106.

7. Кашкаров С.Н. Заместителя директора школы по воспитательной работе/ С.Н. Кашкаров // 2007 - №3. с. 76-77.

8. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.-М.:Академия, 2000. - с. 60

9. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Владос, 2004.-347 с.

10. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе/ С.В Кульневич. Воронеж 2006. С. 266.

11. Лизинский В.М. Классный руководитель/ В.М. Лизинский. // КТД 2004 - №2. С. 37-41.

12. Лизинский В.М. Классный руководитель/ В.М Лизинский. // Коллективные творческие дела 2007 - №8. С. 112-113.

13. Макаренко А.С. Полн. собр. соч./А.С. Макаренко. - М., 2009 Т.II. С. 403.

14. Майер, Д. Социальная психология. Интенсивный курс / Д. Майерс. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с

15. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 352 с

16. Матинова Н.А Творчество как универсальный путь развития личности / Н.А. Матинова // Классный руководитель 2004. - №2. - с.80-83.

17. Матюшкин А. М., Одаренные дети / Д. А. Сиск, А. М. Матюшкин // Вопросы психол. 2009. № 4. С. 88-97.

18. Подласый И.П. Педагогика 2 ч./ Подласый И.П. 2000. С. 148.

19. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста : учебное пособие / пер. с англ. - 8-е международное издание. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с. : ил.

20. Реан А. А. Психология и педагогика. / Н. В Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум - СПб.: Питер, 2002. - 432 с

21. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога : Учебное пособие: В 2 кн. - 2-е издание, переработанное и дополненное - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384с

22. Стефановская Т.А. Классный руководитель./ Т.А. Стефановская. - М.: Академия, 2006.-С. 111-126.

23.Сухомлинский В.А. Как формировать у воспитанника радость познания // Антология гуманной педагогики. В.А.Сухомлинский. – М.: Издательский Дом Шалвы  Амонашвили, 2005. –  237с.

24. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии.- М., 2011.

25. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей.- М.,.2012.

26. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. : М., 2009.

27. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 2011. - 114с.

28. Филимонов В. Опыт коллективного творчества / В. Филимонов // Искусство в школе. - 2002. - N 2. - С. . 79-83

29. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие; в 4-х томах.- М., 2010.

30. Чудновский В.Э. О возрастном подходе к психологическим особенностям // Вопросы психологии, №4, 2010, с. 51.

31. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека : Учебное пособие, 2-е издание, переработанное и дополненное М.; Издательская корпорация "Логос", 2011. 320 с

32. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии № 4, 2009, с.6-21.

33. « Технологии коллективного творческого дела: от традиционного к личностно  ориентированному» С.Д.Поляков // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - № 1. _ 2003.

34. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897. // https //ru.wikkipidia.org/wiki/

35. Закон № 273 ФЗ «Об образовании в РФ».//www.edi.ru/

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области