Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Чем раньше, тем лучше или как влияет звук и музыка на развитие мозга

формирование у родителей компетентной педагогической позиции к собственному ребенку, понимания важности раннего музыкального развития

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Чем раньше, тем лучше

( или как влияет звук и музыка на развитие мозга )

В беседах и консультациях с родителями чаще всего звучит вопрос: « Когда лучше начинать музыкальное воспитание ?» Хорошо на этот вопрос ответил венгерский педагог и композитор Золтан Кодай: « За девять месяцев до рождения ребенка. А еще лучше - за девять месяцев до рождения его матери». Действительно, исследования показали, что уже на семнадцатой неделе беременности мир звуков для малютки становится более разнообразным: начинается первое преобразование звуковых волн, всвязи с чем малыш начинает уже не на уровне высокочастотной вибрации, а почти как мы с вами, воспринимать громкие звуки и стук маминого сердца, при громком звуке кроха группируется, сжимается. Нервная система развивается без перерывов и выходных, каждую секунду появляются тысячи новых клеток-нейронов. 

После двадцатой недели малыш становится более эмоциональным: реагирует на поглаживания и тихий мамин голос, переживает и волнуется, если слышит слишком громкие звуки по ту сторону брюшной стенки. Слышать почти как мы, малыш начинает лишь в 26-27 недель беременности. Это означает, что на данном сроке плод уже не просто слышит, а реагирует на звук. Он постепенно учится не просто слышать что-то, но и анализировать услышанное, поворачивает головку на источник звука. Этому он научился в утробе.

Последние три месяца внутриутробного развития малыш с удовольствием слушает звуки. Слух для него в третьем триместре – еще один способ познания мира вокруг. Если мама говорит, он хорошо слышит ее голос.  На более поздних сроках беременности плод уже чувствует настроение своей матери по тембру и силе ее голоса. Если будущая родительница кричит, малыш начинает волноваться. На резкие звуки ребенок реагирует усилением двигательной активности. Так проявляется работа слухового нерва по мере формирования центра слуха в коре головного мозга.

Проверить это очень легко. Достаточно включить музыку в наушники и приложить их к животу беременной. Малыш начнет двигаться активнее или, наоборот, изменит поведение, притихнув. Ученые установили, что у ребенка на сроке беременности в 30 недель при этом начинают активизироваться отдельные зоны коры головного мозга – в основном, височные и лобные доли. Именно эти центры отвечают за распознавание разговорной речи, за логику и мышление, за способность к обучению.

Часто мамы спрашивают, на каком сроке беременности можно начинать читать ребенку книжки и общаться с ним. Ответ довольно прост – на любом. Но больше всего пользы для развития малыша будет от колыбельных звуков мамы и ее сказок в сочетании с ласковыми поглаживаниями живота рукой после 25-26 недели беременности. Именно на этом сроке плод начнет анализировать звук, его источник. У него появятся любимые музыкальные композиции, а также звуки, которые ему не нравятся.

Ребенку обязательно нужно давать слушать музыку. Он не может слышать ее через наушники, если они на ушах у мамы. Музыку в этот момент воспринимает только женщина. Ребенок ощущает ее эмоции и не более того.

Именно поэтому не стоит ссориться и кричать, ругаться. Лучше приобщить кроху к классической музыке, нежным детским колыбельным, тогда эти мелодии он узнает и после рождения. Доказано, что новорожденные и грудные дети значительно лучше засыпают под музыку, которая им уже знакома со времен нахождения в утробе.

Читать и петь крохе в утробе нужно еще и для того, чтобы как можно раньше начали стимулироваться те зоны мозга, которые потом будут отвечать за его развитие, интеллект, обучение и речь. В мозге новорожденных, вполне здоровых ребятишек, ученые обнаружили атрофированные нейтроны. Они установили: если формирующийся мозг не получает необходимой поддержки, часть его атрофируется. Из этого следует, что младенец еще до рождения способен чувствовать и мыслить. И развивать его можно и нужно задолго до рождения.

Развивать с помощью чего? Музыка- в один голос говорят педиатры, психологи и музыканты. Еще в древности у женщин разных стран возникали сходные обычаи. В Китае беременные женщины собирались вместе и подолгу пели хором, в Древней Японии будущие мамы собирались в общины, любовались природой и устраивали песнопения. Установлено, что начиная с шестого месяца беременности плод способен воспринимать человеческую речь и даже запоминать слова и фразы. Ребенок получает информацию извне в форме звуков и вибраций. А музыка- в отличие от всех остальных звуков- обладает особым ритмом и гармоничностью и обгоняет все звуки по силе воздействия. Дыхание матери, без которого пение невозможно, играет ведущую роль в физиологическом развитии будущего ребенка, а психические процессы запускает вибрация маминого голоса.

В 2016 году в Институте изучения мозга и креативности Университета Южной Калифорнии обнаружили связь между музыкальным воспитанием детей и развитием их мозга, в особенности зон, отвечающих за формирование устной речи и навыков чтения. Сравнение мозга музыкантов и тех, кто не занимался музыкой, показывает целый ряд отличий в структуре и функционировании самого сложного органа человеческого организма. Например, было показано, что музыканты лучше справляются с заданиями на память и мышление, у них тоньше развит слух. Измерения активности мозга показывают более эффективное межполушарное взаимодействие, а также то, что у музыкантов активнее зоны, отвечающие за двигательные навыки и пространственное мышление.

Исследования мозга музыкантов показывают уникальное влияние музыки на развитие мозга: нет буквально ни одной зоны мозга так или иначе не вовлеченной в занятия музыкой, что, безусловно, положительно сказывается на его функционировании.

Как влияет музыка на развитие детей?

Занятия музыкой развивают интеллект детей, влияют на коммуникативное и эмоциональное развитие, улучшают координацию и мелкую моторику, развивают речь. В целом, музыка учит тело и разум работать сообща. В раннем детстве звуки музыки стимулируют слух младенца и готовят его к появлению речи, позже подключаются танцы, благодаря которым дети активно развивают ловкость и координацию.
Они живо отзываются на музыку: они улыбаются, начинают двигать руками и ногами.

К тому же первый год жизни – это год активного развития всех органов чувств, поэтому неудивительно, что младенцы наслаждаются легкими музыкальными ритмами. В этом возрасте музыка может стать маминым помощников в выстраивании распорядка дня: включайте разные мелодии во время пробуждения, купания, кормления и отхода ко сну. Следите за громкостью, ведь нежные детские уши не готовы к громкой и грубой музыке, отдавайте предпочтения спокойным негромким мелодиям.

От года до трёх лет малыши обожают танцевать. Повторяющиеся строчки детских песен хоть зачастую и выводят родителей из себя, но для детей становятся ключом к развитию памяти и речи. В этом возрасте невероятно полезными занятиями становятся знакомства с различными ритмами и повторения их всевозможными способами.

Доктор медицины Сергей Шуршаджан и его коллеги провели исследования и пришли к выводу, что звук, рождающийся во время пения, только на 15-20 процентов уходит во внешнее пространство. Большая часть звуковой волны поглощается внутрениими органами, приводя их в состояние вибрации. Организм приводится в порядок без лекарств. «Пение- это своеобразный мягкий, эластичный массаж внутренних органов.» Даже пропевание отдельных звуков воздействует на отдельные органы. Так, звук «АААА» массирует щитовидную железу, «О-И-О-И»- сердце, «И-Э-И-Э»- мозг, почки и железы внутренней секреции. Так что будет здоров не только сам малыш, но и его поющая мама. С рождением ребенку мир звуков открывается с новой силой. Голоса близких, поскрипывание кроватки, шум машин за окном и множество других звуков- резких, нежных, громких, приятных и прочих. Младенец вслушивается в мир звуков, пытается его понять. То есть звуки имеют огромное значение в его развитии. До трех-четырех лет ребенок активнейшим образом познает окружающий мир, клетки головного мозга усиленно развиваются и достигают 70-80 % от мозга взрослого человека. Огромный жизненный потенциал требует развития и «вложений», восполнить пробел которых практически невозможно. То есть наравне с получением навыков речи, двигательных (ползание, ходьба, умение пользоваться предметами и т.п.) ребенок учится и получает от учебы удовольствие.

В огромном мире звуков малыша особенно влекут музыкальные звуки. Множество исследований доказало, что материнское пение способствует правильному развитию малыша: еще до рождения быстрее и лучше выстраиваются важнейшие биологические ритмы, двигательная активность, интеллект, приспособляемость к миру, эмоциональная сфера. а с мамами их связывает особенно крепкая и нежная любовь. Чтоб формировать эстетические предпочтения малыша, лучше всего подходят народные песни и классическая музыка, у которых есть еще и терапевтическое воздействие.

Например:

Русские народные песни и наигрыши- «Полянка», «Из-под дуба», «Во поле береза стояла», «Во кузнице» и др.

Башкирские народные – «Апипа», «Шаль вязала», «Бишек йыры», «Аҡтирәк» , « Ғилмияза», «Карабай» и др.

" И. Бах. Брандербургские концерты, "Шутка"
Л. Бетховен. "К Элизе", "Лунная соната"
Ж. Бизе. марш и хор мальчиков из оперы "Кармен"
И. Брамс. Венгерские танцы, "Колыбельная"
К. М. Вебер. Хор охотников из оперы "Волшебный (вольный) стрелок"
Э. Григ. "Шествие гномов", "Утро", "В пещере горного короля"
А. Даргомыжский. Хоры русалок из оперы "Русалка"
А. Дворжак. Славянские танцы.
М. Глинка. Увертюка к опере "Руслан и Людмила", "Марш Черномора", "Жаворонок", "Детская полька"
Дж. Верди. "Тарантелла".
А. Вивальди "Времена года"
А. Лядов "Музыкальная табакерка"
А. Е. Майкапар. Пьесы.
В. А. Моцарт. "Маленькая ночная серенада", "40-ая симфония", Дуэт Папагено и Папагены из оперы "Волшебная флейта", Увертюка к опере "Свадьба Фигаро", "Турецкий марш"
М. Мусоргский. "Балет невылупившихся птенцов" из "Картинок с выставки" (и вообще "Картинки с выставки" ), "Баба-Яга", "Детский уголок"
С. Прокофьев. "Петя и волк", "Танец рыцарей"
С. Рахманинов. "Итальянская полька"
Н. А. Римский-Корсаков. "Полёт шмеля"," Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане..
Г. Свиридов. Вальс к повести А. С. Пушкина "Метель
К. Сен-Санс "Карнавал животных"
С. Танеев. "Колыбельная"
П. И. Чайковский. Балеты: "Щелкунчик", "Лебединое озеро", вальс из балета "Спящая красавица", "Детский альбом", "Времена года".
Ф. Шопен. Вальсы.
И. Штраус. Вальсы и марши.
Ф. Шуберт. "Форель", "Охотник", "Серенада".

Песни народные и детские .

Любопытно заметить, что у каждого народа своя музыкальная культура, гортанные пения арабских стран непривычны слуху европейцев. Но малышу все равно приятны любые мелодии, если они созданы народом. Ведь это наследие, отобранное веками как наиболее созвучное и гармоничное для человека. Причем, начав петь для малыша, не стоит бросать это занятие. Замечено, что у забывчивых мам, малыши, не дождавшись сеанса музыки, начинали активно шевелиться и толкаться.

А что касается Вивальди и Чайковского- слушайте вместе с ребенком. Ведь воздействие звучания музыкальных инструментов имеет большое значение для нашего организма. Так, например, звуки кларнета и игра на нем благотворно влияют на кровообращение, нормализуют сердечно- сосудистую систему. А скрипка и фортепиано - успокаивают нервную систему.

Не секрет, что темп, ритм, гармония, мелодия благотворно действуют на наше здоровье, укрепляют и улучшают его.Конечно, во всем следует придерживаться баланса и некоторых правил:

- Музыка, даже самая лучшая, не должна звучать постоянно. В противном случае она перестает восприниматься вообще;

-Музыка не должна звучать слишком громко и резко;

- Не заниматься музыкой, если малыш к этому не расположен.

-Длительность занятий сначала не должна превышать 2-3 минут по 3-4 раза в день, к году можно увеличить до 15 минут.

Старайтесь занятия музыкой проводить ненавязчиво, в игре, мягко и деликатно, и тогда ваши малыши будут радовать вас своим успехами.

Литература:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.06.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области