Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Работа с русским народным хором. Репертуар народно-певческих коллективов. Принципы подбора репертуара.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Работа с русским народным хором

Репертуар народно-певческих коллективов. Принципы подбора репертуара

Проблема репертуара - главнейшая проблема в исполнительном искусстве – она всегда была основополагающей в художественном творчестве. С репертуаром связаны не только идейно-художественная направленность искусства, но и стиль его исполнения.

Репертуар как совокупность произведений, исполняемых тем или иным детским фольклорным коллективом, составляет основу всей его деятельности, находится в непосредственной связи с различными формами и этапами работы, будь то репетиции или концерт, начало или вершина творческого пути коллектива.

От репертуарного багажа напрямую зависит всестороннее развитие участников детского фольклорного коллектива. Репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс ансамбля. На его базе у участников накапливаются музыкально-теоретические и общеэстетические знания в области народной культуры, развиваются и совершенствуются качества певческого голоса, вырабатываются навыки, необходимые для фольклорного творчества (хореографические, драматические, навыки ведения игрового процесса, пения с игрой на народных инструментах), участники коллектива знакомятся с разнообразием фольклорных жанров и областными певческими стилями.

Умело отобранные, своевременно вошедшие в репертуар произведения фольклора способствуют нравственному, эстетическому, эмоциональному, интеллектуальному, физическому развитию детей, а также развитию их творческой активности. Поэтому вопрос о том, что петь и что включать в репертуар, является главным и определяющим в деятельности любого детского фольклорного коллектива

От профессионального подбора произведений зависят перспективы развития коллектива, рост мастерства исполнителей и всё, что связано с исполнительскими задачами, то есть с тем как петь.

Учитывая выше изложенное, выделим основные принципы формирования репертуара детского народно-певческого коллектива.

1. Принцип идейно-художественной ценности произведений. Выбирая фольклорный материал для детского фольклорного коллектива, руководителю необходимо уметь оценивать его с точки зрения современности, т.е. актуальности звучания в современной социокультурной ситуации, и эстетической глубины. Такой подход в выборе репертуара для детского народно-певческого коллектива можно обозначить принципом идейно-художественной ценности произведений.

Участник детского фольклорного ансамбля – это, прежде всего, формирующаяся под воздействием многих факторов личность.Как отмечает Л.В. Шамина: «Формирование мировоззрения исполнителей, расширение их жизненного опыта происходит через осмысление репертуара» [27, с.134]. Поэтому высокая «идейность», того или иного произведения, предназначенного для исполнения детьми, есть первый и основополагающий принцип в выборе репертуара.

Справедливо и ее суждение о том, что « было бы неправильно относить к произведениям идейным лишь те, которые носят прямо выраженный пропагандистский характер (например, песни о Родине, о мире, дружбе народов, о военных подвигах и т.д.). Хорошая лирическая песня, сюжетно плотно, раскрывающее историческое прошлое народа, шуточная песня, наполненная здоровым народным юмором, - все это может послужить интересным материалом для воспитательной работы в коллективе. Даже произведения созерцательной пейзажной лирики способны пробудить такие чувства, как доброта, отзывчивость, что, безусловно, помогает формированию человека гуманного, способного понять и оценить душевную красоту других людей…» [27, с.134].

Понятие идейного уровня произведения не может рассматриваться изолированно от понятия его художественной ценности.

«…Только то произведение способно по-настоящему сплачивать и воодушевлять людей, идейная зрелость которого подкреплена истинно художественным образом…» [27, с.135].

2. Принцип доступности репертуара для детского фольклорного коллектива. Здесь мы имеем ввиду доступность в 2-х направлениях: тематическом (т.е. идейно-смысловая доступность репертуара детскому восприятию) и в техническом.

Тематическая доступность репертуара связана, прежде всего, с особенностями детского мировоззрения и развитием интеллекта участников ансамбля.

Следует сказать, что далеко не каждое произведение даже после аранжировки и редактирования пригодно для исполнения детьми. Руководителю необходимо учитывать не только доступность фольклорного образца по диапазону, ритму, тесситуре, но и, прежде всего, доступность в понимании смысловой нагрузки той или иной песни, применение её в определенных жизненных ситуациях, обрядах. Например, как бы ни был силен соблазн представить зрителю концертный вариант яркого, самого зрелищного обряда – свадьбы, не стоит забывать о том, что дети в этом обряде в народной жизни не всегда могли быть даже зрителями, не то, что участниками. Символика и эротический подтекст многих свадебных песен недоступны детскому восприятию и неприменимы для детского исполнения.

То же самое можно сказать, например, о некоторых шуточных, плясовых, лирических хороводных песнях с семейно-бытовой тематикой.

Величайшую роль в развитии личности ребенка играет детский фольклор. По классификации О.Капицы детский фольклор состоит из 3 группы: жанры, созданные для детей взрослыми, жанры, созданные самими детьми, и жанры, заимствованные детьми из фольклора взрослых. Если проследить историю происхождения жанров детского фольклора, то становится очевидной их ценность для репертуара любого детского фольклорного ансамбля.

О.Капица отмечает, что детская народная песня прошла длительный путь, пока вылилась в те формы, которые нам известны и закреплены в записях; из тех многочисленных песен и прибауток, которые слышали дети от взрослых, запоминалось и передавалось из поколения в поколение только то, что отвечало органическим запросам детей. Благодаря такому «естественному отбору» в традиционной культуре детства выживало то, что по форме и содержанию было более приспособлено к пониманию, интересам и вкусам малолетних детей. Поэтому традиционные народные детские песни и другие произведения дают совершенные по форме образцы и часто пленяют нас красотой своих образов [Капица О.И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры./ Изучение. Собирание. Обзор материала.-Л., 1928 , с.12-15].

Однако эта часть народного творчества, непосредственно адресованная детям, значительно уступает по количеству песням и другим видам народного творчества, заимствованным детьми у взрослых. О.Капица указывает, что целая группа народных песен перешла к детям без изменений или, во всяком случае, была переработана очень незначительно. Это обычно песни сатирические, скоморошины, небылицы - смысл их утратился, забылся, но привлекательная форма и содержание пришлись по душе детям.

Заинтересовали бы детей и многие обрядовые песни. Процесс усвоения детьми взрослого фольклора О.Капица метко назвала процессом «снижения». В связи с этим она пишет: «Процесс «снижения», усвоения детьми того, чем перестает интересоваться старшее поколение, не дает возможности провести между ними точную границу» [Капица, с.14].

Детский фольклор должен составлять ядро репертуара детского ансамбля любого возраста. Но его роль особенно велика для коллективов дошкольного и младшего школьного возраста. На первом месте в репертуаре таких коллективов стоит материнская поэзия – поэзия пестования (колыбельные, потешки, прибаутки и т.д.) и,. конечно же, игровой фольклор (Например, См. Приложение: «Зайка», «Марома», «Люли-люлечки-люлю», «Приедет Макарка»).

Выделим жанры, к которым тяготеют участники детского фольклорного коллектива в зависимости от их возраста.

В репертуаре коллектива младшего школьного возраста так же велика роль игрового фольклора, чуть снижен интерес (по сравнению с дошкольниками) к материнской поэзии, зато детьми с интересом осваиваются и исполняются календарные песни (См. Прилож.: «Мы ходили – походили», «Прощай, масленица», «Прошла весна»), особенно в обрядовом контексте, например, в ситуации школьного (классного) фольклорного праздника. Примерно в 8–9 лет участники детского ансамбля с большим желанием и воодушевлением исполняют песни патриотического характера: воинские, строевые, походные, песни (См. Прилож.: «Да в саду дерево цветет»).

Дети среднего и старшего школьного возраста выражают интерес к той части игрового фольклора, где они могут проявить симпатии друг к другу, т.е. к проходочным и «поцеловочным» хороводно-игровым песням, хороводным, шуточным, свадебным величальным и песням лирического характера (См. Прилож.: «У нас Ленечка беленький», «Была ягода красна»). Эти наблюдения о тяготении к тому или иному жанру участников ансамбля разных возрастов не исключают присутствие в репертуаре остальных жанров фольклора. Мы говорим лишь об их разном процентном соотношении, в зависимости от возраста участников.

Оценивая произведения для детского фольклорного коллектива с точки зрения его технической доступности (т.е. удобства исполнения детьми) руководитель должен обратить внимание на диапазон произведения его тесситурные условия и темп.

Диапазон произведения. У дошкольников, в сравнении со взрослыми исполнителями, вокальный диапазон довольно ограничен и составляет кварту-квинту. Диапазон младших школьник увеличивается до квинты-сексты. Участникам среднего школьного возраста посильны произведения с объемом до септимы-октавы. В старшем школьном возрасте, когда у большинства участников заканчивается период мутации голоса, их певческий диапазон – в амбитусе октавы.

Следует отметить, что певческий диапазон участников каждого детского коллектива зависит не только от возраста детей, но и от степени их одаренности, а также продолжительности их занятий в фольклорном ансамбле.

Тесситурные условия. Для того чтобы пение детей было естественным, нефорсированным, большая часть мелодий произведения должна находиться в примарной зоне. Обычно это звучание в пределах ре (I окт.) –– соль– ля (I окт). Однако, как отмечают многие хормейстеры, у современных детей наблюдается тенденция к «понижению» примарной зоны, вплоть до си (малой окт )- ми (I окт.). Вновь отметим, что оптимальная зона звучания, как и диапазон индивидуальны у каждого детского фольклорного ансамбля.

Темп произведения. Дети дошкольного возраста ещё не обладают в достаточной мере развитой дикцией, поставленным «широким» певческим дыханием, поэтому для них в одинаковой степени трудными представляются произведения как в очень быстрых темпах, так и в очень медленных. Оптимальным является умеренный темп хороводных песен (См. Прилож.: «Вейся, ты, вейся, капустка»). Отступления от него в ту или иную сторону происходит с взрослением участников детских фольклорных коллективов и развитием у них певческих навыков.

3. Принцип соответствия возрастному и количественному составу. Формирование состава участников детского фольклорного ансамбля часто зависит от ряда объективных причин. Часто случается так, что руководитель не в силах создать такой состав коллектива, какой бы ему хотелось. Он связан условиями, определяющими и качественный и количественный состав детского ансамбля, который может быть: маленьким или большим, однородным (только девочки или только мальчики) или смешанным, одновозрастным, или в ансамбле будут заниматься дети разного возраста. В этих условиях при отборе репертуара необходимо руководствоваться принципом соответствия возрастному и количественному составу детского фольклорного коллектива.

Например, в фольклорных коллективах, участники которых примерно одного возраста (старшие дошкольники или младшие школьники), ведущее место в репертуаре, согласно принципу соответствия возрастному составу, должны занимать народные игры, песни с движением, драматизацией (См. Прилож.: «Бабка Ёжка», «Пойду лук я полоть»), т.к. общепризнано, что игра является ведущим видом деятельности ребенка. Игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

Игра – это совокупность способов познания мира и нахождения своего места в нем. Игра – это многогранное понятие, которое означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованьями к самим себе, а значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра – это самостоятельный вид развивающей деятельности детей разных возрастов, способ их жизнедеятельности. Именно в игре наиболее свободно и естественно происходит сознание окружающего мира, открывается простор для проявления собственного «Я» и личного творчества.

В игре ребенок развивается умственно, раскрывает свои творческие способности, приобретает опыт нравственного поведения. Игра помогает людям разных национальностей хранить и развивать наиболее позитивные черты национального характера.

Учитывая все вышеперечисленные свойства и функции игровой деятельности, можно с уверенностью утверждать, что игровые песни, потешки, прибаутки, игровые хороводные песни и другие жанры, связанные с игровой деятельностью, должны быть основой репертуара детского народно-певческого коллектива. Причем, чем младше участники ансамбля, тем более значительную часть репертуара должны составлять игры.

Важно учесть и тот факт, что в одновозрастных однородных составах ансамблей, участники которых– мальчики (как, например, детский ансамбль “Песнохорки” г.Барнаула, пропагандирующий казачью певческую традицию) практически весь жанр хороводных песен остается невостребованным. Однако, очень органично в исполнении такого ансамбля будут звучать воинские, строевые песни (См. Прилож. “Да в саду дерево цветет”).

Коллективам, многочисленным по составу, творчески ещё не определившимся, не обладающим высокой исполнительской культурой целесообразно начинать формировать свой репертуар с несложных фольклорных произведений, с детского, календарного и игрового фольклора.

Рассмотрим случай, когда в детском фольклорном коллективе поют дети разных возрастов, с разным уровнем певческой культуры, например, анс. «Беседушка» с. Власиха, анс. «Медуница» МОУ «Лицей №121» г. Барнаула. Опыт таких коллективов показывает, что младшие и «новенькие» дети в такой творческой разновозрастной атмосфере быстрее осваивают, перенимая от старших репертуар, певческую и хореографическую манеру его исполнения. Однако, положительная динамика развития коллектива в целом происходит лишь тогда, когда репертуар тщательно подобран: имеются произведения разной степени сложности – как достаточно несложные в техническом плане для младших детей, но и не примитивные, сохраняющие интерес старших участников ансамбля, так и усложненные, в которых ведущая певческо-исполнительская роль принадлежит старшим, более подготовленным, а малыши в которых выполняют либо хореографическую функцию, либо вовсе не участвуют в исполнении на публике, но с удовольствием пытаются «подпевать» на репетициях.

Таким образом, в разновозрастных детских коллективах, хормейстер, руководствуясь принципом соответствия возрастному и количественному составу, должен найти «золотую середину».

4. Учебно-образовательный принцип. Обновление и расширение репертуарного багажа детского коллектива необходимо проводить в соответствии с учебно-образовательным принципом.

При отборе репертуара руководитель не должен руководствоваться только возрастными исполнительскими возможностями детского голоса и уже имеющимися вокально-техническими достижениями. Согласно теории профессора Д. Занкова о зоне Ближайшего развития (ЗБР) репертуар детского фольклорного коллектива должен содержать посильные для участников трудности. Д. Занков в своих трудах отмечает, что обучение должно забегать вперед развития, должно опираться на завтрашний день ребенка.

Именно в процессе преодоления таких «посильных трудностей» в работе над репертуаром растет профессиональный уровень певческого коллектива, каждый из его участников приобретет новые знания, умения и навыки. “Задача репертуара – неуклонно развивать и совершенствовать музыкально-образное мышление участников коллектива, их творческую активность, а также обогащать интонационный слушательский опыт, общественную музыкальную память”, так определяет некоторые функции репертуара Л.В.Шамина [27, с.136].

В ряде случаев целесообразно включать в репертуарный план детского фольклорного коллектива так называемые «учебные» произведения, которые призваны помогать решению конкретных образовательных задач. Число таких специальных «учебных» произведений должно быть ограниченным – надо уметь развивать вокальные навыки и уровень коллектива в целом на общей программе.

Также следует отметить, что работа над всеми вокально-певческими навыками, над образным строем, характером произведения должна проводиться руководителем, параллельно в тесной взаимосвязи. Достигнув определённых вершин в вокальном искусстве, накопив достаточный потенциал для нового роста исполнительского мастерства, руководитель детского фольклорного коллектива должен искать почву для своего развития, в более сложном репертуаре.

Итак, установка на исполнение только «облегченного» репертуара искусственно ограничивает рост коллектива, а чрезмерно «завышенный» репертуар (опережающий ЗБР) наносит ещё больший вред, т.к. не справившись с произведением участники перестают верить в свои силы, не получают чувство удовлетворения от собственного исполнения. Иногда это является причиной распада коллектива.

5. Принцип жанрового разнообразия репертуара. Чем разнообразнее народно-песенный материал, тем интереснее протекает работа над ним. Как отмечалось ранее, в репертуар детского народно-певческого коллектива могут быть включены произведения взрослых для детей (Например, небылица «Коза-развиззёза», см. Прилож.,), образцы собственного детского творчества (См. Прилож., «Зайка») и многое из песенного репертуара взрослых исполнителей (Например, «Как у нас было на Дону», «Мы ходили-походили», См. Прилож.,). Это могут быть песни разных жанров: хороводные, плясовые, шуточные, свадебные, лирические, календарные. Почти все они, за исключением некоторых лирических песен, плачей, подходит детям.

Такой подход к подбору репертуара детского фольклорного коллектива называют принципом жанрового разнообразия репертуара.

Репертуар детского фольклорного ансамбля должен постоянно пополняться малоизвестными произведениями фольклора, не замыкаться на какой-либо узкой жанровой направленности. Только в этом случае руководителю удастся поддерживать постоянный интерес участников детского коллектива. Отметим, что также благодаря тематическому и жанровому разнообразию репертуара руководитель может составить интересную, зрелищную, востребованную концертную программу детского фольклорного коллектива.

Хотелось бы также сказать о разумном сочетании в репертуаре детского фольклорного коллектива песен с сопровождением и без него (a сapella).

Если обратиться к истории народной песни, то обнаруживается, что традиционное бытовое народное пение развивалось преимущественно как чисто вокально-хоровой жанр без использования музыкального сопровождения. С появлением музыкальных инструментов из местно произрастающих растений (дудки, «кувычки» или «кугиклы», рожки, свирели, и т.д.) их стали приспосабливать под пение, но не всякое, а лишь отдельных жанров. В русских деревнях пели под пастушьи рожки, жалейки, свистульки, под гребенку, балалайку и гармошку. «Теперь без разбора все поют под баян. Это, конечно, очень объединяет звучание фольклорного ансамбля» [27, с.143].

Многие современные коллективы большую часть своего репертуара исполняют с сопровождением. Аккомпанемент, конечно, при разучивании и исполнении некоторых фольклорных произведений играет важную роль. Он поддерживает, дополняет, украшает ансамблевое звучание. Сопровождение в детском фольклорном коллективе значительно облегчает исполнение, помогает не только выдерживать правильный темп, ритм, но и чище интонировать.

Но практика показывает, что именно пение без сопровождения в полной мере развивает маленьких исполнителей. Благодаря ему активно совершенствуется музыкальный слух, чистота интонации, чувство лада, вокально-хоровая техника. «Пение a Capella выявляет ценнейшее качество ансамбля – выразительность человеческого голоса, напевно осмысленную интонацию, способную затронуть самые глубокие чувства» [27, с.137].

Следует учитывать, что такие инструменты, как гармонь, баян чаще всего заглушают звучание неокрепших детских голосов. Для аккомпанемента в детском коллективе больше подходит балалайка, скрипка, духовые инструменты.

Учитывая все вышесказанное о «вреде и пользе» сопровождения, мы утверждаем, что в репертуаре детского фольклорного коллектива должно быть как можно больше песен a Capella. Для зрелищности же концертной программы в репертуаре детского фольклорного коллектива все-таки необходимы жанры фольклора, требующие сопровождения народных музыкальных инструментов (плясовые, хороводные, хороводно-игровые песни, частушки, танцы, кадрили). Сопровождение в таких произведениях должно «подключаться» на последнем этапе разучивания.

Репертуар детского фольклорного коллектива должен быть разнообразен не только по тематике и жанрам, но и по формам строения, стилистическим особенностям, средствам музыкального языка. Разноплановые по тематике, кругу образов произведения должны в то же время подбираться в таком сочетании, при котором было бы возможно составление из них единых, цельных по композиции концертных программ. Параллельная работа над музыкально-контрастными произведениями может обеспечить разностороннее вокально-исполнительское развитие коллектива.

6. Принцип соответствия репертуара исполнительскому направлению коллектива. Именно репертуар определяет художественно-исполнительское направление фольклорного коллектива. У каждого ансамбля со временем вырабатывается определенное репертуарное направление, репертуарный багаж, соответствующий певческой манере, творческим задачам.

У коллективов репродуцирующих и стилизованных различная репертуарная наполняемость.

Обычно в долгосрочно существующих коллективах перед опытными хормейстерами не встает вопрос о певческой манере исполнения (общерусской стилизованной) или локальной (местный фольклор). Репертуар таких коллективов соответствует единожды выбранному направлению, которое определяет творческое «лицо» коллектива, хотя в истории народно-певческого исполнительства имеются примеры, когда фольклорный коллектив, существующий несколько лет, резко меняет своё творческое кредо. Это происходил либо в угоду зрительскому спросу из-за кажущейся большей зрелищности того или иного направления, либо, в том случае, когда по мнению руководителя, коллектив исчерпал себя в том или ином творческом русле.

Начинающие руководители ансамблей иногда включают в свой репертуар и обработки народных песен и подлинный фольклор разных регионов России, полагая, что с таким «разноплановым» репертуаром коллектив будет выглядеть интереснее, зрелищнее. Однако, практика показывает, что в этом случае певческий коллектив теряет свою индивидуальность..

Рассмотрим особенности формирования репертуара основных направлений фольклорного исполнения: стилизованного и репродуцирующего.

В репертуаре стилизованного детского фольклорного коллектива – фольклорные произведения, утратившие в процессе адаптации яркие характерные черты, позволяющие отнести песню к тому или иному самобытному региональному песенному стилю, несложные обработки народных песен. Сложные обработки фольклорных произведений, как правило, включают в свой репертуар долгосрочно существующие детские ансамбли, участники которых обладают высоким уровнем певческой культуры. Несмотря на трудности формировании репертуара таких детских ансамблей, находим примеры успешной работы подобных коллективов, в качестве примера приведем детский ансамбль «Калинка» под руководством Н.Н.Журбы г. Барнаула.

Репертуар репродуцирующих детских фольклорных коллективов составляют «подлинные» фольклорные произведения.

Согласимся с мнением Л.В. Шаминой: «Русское народное искусство дает нам совершенные образцы музыкального творчества, требующие бережного отношения. Особое внимание руководителям детских народно-певческих коллективов следует уделять народным песням в «подлинном виде», т.е. без обработки, т.к. именно в детском исполнении наиболее естественно будут переданы так присущие народной песне простота и искренность высказывания. От встречи с настоящим искусством дети получат большую творческую радость» [27, с.8].

Любому фольклорному коллективу, а тем более детскому, очень сложно полноценно освоить традиции нескольких певческих стилей России. Поэтому, как пишет в книге Н.В. Калугина: «Каждый фольклорный коллектив интересен, прежде всего показом своего местного народно-песенного творчества» [6,с.57].

По нашему глубокому убеждению, детские фольклорные коллективы, исполняющие лучшие образцы народного музыкального творчества, должны обращаться к песням своего края, области, района, села. Как считает Л.В.Шамина: «Для того, чтобы ансамбль звучал самобытно, руководителю необходимо, прежде всего, попытаться освоить местный фольклорный материал. Исполнение песен, в которых отражены местные певческие традиции различных областей России, всегда подкупает свежестью и неповторимостью» [27, с.144]. Положительный опыт работы в этом направлении имеют многие детские коллективы г. Барнаула, например, детский фольклорный ансамбль «Беседушка» с.Власиха, ансамбль школы № 121 «Медуница».

7. Принцип накопления репертуара. Для того, чтобы некоторые произведения в репертуаре не оказались «одноразовыми», т.е. включенными в репертуар ради какого-то одного концерта или для развития каких-либо певческих навыков и т.д., руководителю детского фольклорного ансамбля необходимо оценивать перспективы существования в репертуаре того или иного фольклорного примера, то есть при отборе произведений руководствоваться принципом накопления репертуара.

В заключении перечислим выше рассмотренные принципы формирования репертуара детского фольклорного коллектива:

- принцип идейно-художественной значимости;

- принцип доступности в тематическом и техническом плане;

-принцип соответствия репертуара возрастному и количественному составу участников ансамбля;

- принцип учебно-образовательный;

- принцип жанрового разнообразия;

- принцип соответствия репертуара исполнительскому направлению коллектива;

- принцип накопления репертуара.

Руководствуясь вышеназванными критериями при отборе репертуара детского фольклорного ансамбля, хормейстер тем самым сможет обеспечить всестороннее развитие его участников, концертную «востребованность» коллектива и творческое долголетие.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области