«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста как средства приобщения к здоровому образу жизни»
Актуальность
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольного образования. Полноценное физическое и психическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Одним из средств решения задач по сохранению, поддержанию и обогащению здоровья детей становятся здоровьесберегающие педагогические технологии.
В воспитательно - образовательной деятельности с детьми я использую разнообразные здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение их здоровья за период пребывания в детском саду, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, а также на обучение использовать полученные знания в повседневной жизни.
Цель реализации
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения;
процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
В более узком смысле слова - это специально организованное, определённое образовательной системой взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания.
В моей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:
Реализация здоровьесберегающих технологий во всех областях образовательной программы.
Интеграция образовательных областей.
Создание условий для внедрения здоровьесберегающих технологий.
Соблюдение режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха.
Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития и возрасту.
Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении.
Работа с родителями.
Результат использования
В результате использования здоровьесберегающих технологий улучшаются показатели физического развития и эмоционального состояния детей.
Снижается число случаев заболеваний в течении года; происходит изменение группы здоровья в благоприятную сторону);
Усовершенствуются навыки самостоятельности;
У детей и родителей формируется желание и стремление вести здоровый образ жизни
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий:
Утренняя гимнастика
Утренняя зарядка, если в группе проводится (с предварительным проветриванием помещения),способствует формированию ритмических умений и навыков, позволяет дать детям хороший заряд бодрости, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, помогает развитию правильной осанки;
Утренняя гимнастика благотворно действует на центральную нервную систему. Когда ребенок просыпается утром, то клетки коры его головного мозга находятся еще в полузаторможенном состоянии. Это проявляется в сонливости, некоторой скованности движений, иногда в капризах.
Во время гимнастики в работающих мышцах возникают раздражения, передающиеся по центростремительным путям в головной мозг. Эти нервные импульсы возбуждают жизнедеятельность клеток коры больших полушарий. Поэтому после гимнастики появляется чувство бодрости, повышается работоспособность.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно индивидуально, либо с подгруппой детей. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, внимание, воображение, кровообращение, быстроту реакции. Пальчиковая гимнастика рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Пальчиковые игры помогают совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление; слуховое восприятие, память, речь детей; мелкую моторику пальцев, кистей рук. Результативность занятий пальчиковой гимнастикой зависит от того, чем еще занимается ребенок. Занятия по музыке, физической культуре, математике, лепке, аппликации, рисованию, игры в конструкторы и мозаики – все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышает умственную деятельность ребенка, развивает его речевые способности.
Дыхательная гимнастика:
Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.
Гимнастика пробуждения после сна
Дневной сон необходим ребенку для физического и интеллектуального развитии. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Необходима бодрящая гимнастика. Пробуждение детей после дневного сна требует особого подхода. Многое зависит от характера и длительности сна детей, последовательности их пробуждения. Важно постепенно включать их в активную деятельность, переводя от состояния торможения к бодрствованию.
Гимнастика для глаз
Зрительная гимнастика – замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Главной задачей гимнастики для глаз для детей является формирование у малышей правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться.
Зрительную гимнастику провожу регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводить в игровой форме по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
Психологическая разгрузка
В воспитательно – образовательном процессе я использую “Минутки шалости”, “Минутки тишины” и «Улыбкотерапию» - один из видов психологической разгрузки. «Минута шалости»- каждый делает то, что ему хочется: прыгает, бегает, кувыркается… Повторный сигнал через 1-2 мин. объявляется конец шалости. После «Минуток шалости» проводится «минутки тишины» (релаксация).
Релаксация снимает психоэмоциональное напряжение детей, психическое и физическое утомление
Физкультурные занятия
Физкультурные занятия направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение для успешности социализации детей, и для их здоровья. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка.
Процедура мытья рук в жизни ребенка должна быть своеобразным ритуалом, который повторяется изо дня в день, таким же естественным, как и одевание, купание или прием пищи. Во время формирования привычки мыть руки правильно, я использую художественное слово – поговорки, потешки, что в свою очередь превращает обыденное дело в увлекательный процесс. Кроме этого для обеспечения правильного мытья рук в работе по воспитанию культурно гигиенических правил использую алгоритм мытья рук. Ребенку лучше показывать каждое последовательное действие в виде картинки, чтобы оно воспринималось проще и быстрее.
Прогулки
Прогулка способствует оздоровлению организма детей: свежий воздух, плюс солнечные ванны, плюс движение, общение друг с другом, общение с природой, наблюдение за явлениями природы, объектами живой и неживой природы, игра, трудовые навыки, игры с природным материалом (снегом, листьями, водой, веточками, песком), закаливание. Всё это благотворно влияет и на психо-эмоциональное состояние детей.
Здоровье – это ДАР, который нужно сохранять и приумножать, начиная с самого раннего возраста. Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя – способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в детском саду, являясь важным фактором сохранения здоровья и своевременного, гармоничного развития ребенка.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формирую представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки - смотреть, ушки -слышать, носик - нюхать, язычок - пробовать (определять) на вкус, ручки- хватать, держать, трогать; ножки - стоять, прыгать, бегать, ходить; голова -думать, запоминать; туловище - наклоняться и поворачиваться в разные стороны. .