Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Статья
«Развиваем речь и воображение, придумываем сказки»
Выполнила:
Шевченко И.В.
сл. Большая Мартыновка
2022 г.
«Детские книги пишут для воспитания, а воспитание – великое дело».
В.Г. Белинский
В современное время зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой учебной дисциплины.
У некоторых детей нет друзей, они предпочитают одиночество, не вступая в контакт с ровесниками. Как правило, такие дети не уверены в себе, так как постоянно слышат от родителей высказывания типа «никому нельзя доверять» или «рассчитывай только на себя». Если ребенок долгое время ведет образ жизни «отшельника», то в этом случае ему необходима психотерапия.
Работая с детьми, я столкнулась с проблемой связанности речи, высказывания своей точки зрения, мыслей и желаний. Они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, логическом обосновании своих целей, пересказом и понимании главной мысли литературных произведений. Не достаточно иметь хорошую фантазию или память, необходимо правильно объяснить другим то, что ты узнал или придумал.
Средством обучения является рассказы детей. Самое главное, что бы дети не боялись высказываться и у них появилось желание фантазировать, мыслить, придумывать что- то такое, чего ещё не было. В начале своей работы я пополнила групповую библиотеку сказками, новыми книгами и разрешила группе пользоваться новым материалом. Мы с детьми читали сказки, рассматривали иллюстрации в книгах, рисовали любимых героев из сказок. Некоторые из ребят проявили интерес и сами ознакомились с новыми героями произведений.
Дети стали рисовать собственных героев сказок, это способствовало развитию мышления и воображение, но для развития речи были необходимы дополнительные условия.
Работа с детьми по сказкам, строиться по следующему алгоритму:
Придумывая свою историю, дети получают опыт рассказчика, тем самым они учатся преодолевать барьеры в общении, находить адекватное выражение различным эмоциям и чувствам.
Приведу пример такой работы:
При проведении репетиции постановки, ребёнок чувствовал дискомфорт при высказывании своих идей (авторского видения), тогда было принято решение провести репетицию не в театральном зале, а в комнате отдыха с минимальным количеством детей. Ребёнок смог успокоиться и в комфортной обстановке смог высказать свою точку зрения, которая была услышана и принята мной для написания сюжета постановки.