Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ПО.01.УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Баян

Цели • развитие музыкально-творческих способностей учащегося, на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на баяне произведения различных жанров и форм в соответствии с федеральными государственными требованиями • выявление наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в профессиональных образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы в области музыкального искусства. Задачи • выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на аккордеоне до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации • овладение знаниями, умениями и навыками игры на баяне, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования • приобретение учащимися опыта творческой деятельности • формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение • достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре • формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональную образовательную организацию.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» АРДАТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

ПО.01.УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

(Баян)

Рассмотрено Утверждено

Педагогическим советом приказом по

МБУ ДО « Детская школа искусств» МБУ ДО « Детская школа искусств»

01 сентября 2016 г. Протокол №4 №19 от 02 сентября 2016 г.

Разработчик:

Ю. А. Шиманова - преподаватель по классу русских народных инструментов Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детской школы искусств» Ардатовского муниципального района Нижегородской области

Рецензент:

А.Е.Черников - преподаватель ГБПОУ « Арзамасский музыкальный колледж»

Лауреат международного конкурса

Структура программы учебного предмета

I.Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V.Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

- Учебная литература;

- Учебно-методическая литература;

- Методическая литература

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «баян», далее – «Специальность (баян)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (баян)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на баяне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Владение исполнительскими умениями и навыками позволяет учащимся соприкоснуться с лучшими образцами мировой музыкальной культуры различных эпох, стилей и жанров.

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решение основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность.

2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (баян)» для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте:

– с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета «Специальность (баян)»:

Срок обучения

8 лет

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

1316

Количество

часов на аудиторные занятия

559

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

757

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (баян)»

Цели:

Задачи:

6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (баян)».

Программа содержит необходимые для ее реализации параметры:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (баян)» должны иметь площадь не менее 6 кв.м. При реализации программы «Специальность (баян)» необходимо наличие концертного зала, библиотеки и фонотеки. Помещения должны быть оснащены звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. Музыкальные инструменты для учащихся различного возраста должны регулярно обслуживаться баянным мастером (настройка и ремонт).

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (баян)», на максимальную, самостоятельную нагрузку учащихся и аудиторные занятия:

Срок обучения 8 лет

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

Общее количество

часов на аудиторные занятия

559

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

2

2

2

3

3

3

4

4

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам

64

66

66

99

99

99

132

132

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

757

Максимальное количество часов занятия в неделю

4

4

4

5

5

5

6,5

6,5

Общее максимальное количество часов по годам

128

132

132

165

165

165

214,5

214,5

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

1316

Учебный материал распределяется по годам обучения классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, которое направлено на освоение учебного материала.

Виды внеаудиторной работы:

- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),

- участие учащихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательной организации и др.

Годовые требования по классам

Срок обучения – 8 лет

Первый класс (2 часа в неделю)

1 полугодие

Значение «до нотного» периода в работе с начинающими, опора на слуховые представления. Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа).

Упражнения без инструмента, кистями рук, лежащими на столе. Отработка собранности кисти и пальцевых замахов. Знакомство с инструментом. Следует обязательно познакомить учащихся с историей инструмента, его строением, правилами ухода за ним.

Изучение правой и левой клавиатур инструмента. Основы и особенности посадки и постановки игрового аппарата. Индивидуальный подбор инструмента (размер, подгонка наплечных ремней и ремня левого полу корпуса). Постановка инструмента на коленях учащегося. Принципы меховедения (разжим, сжим). Игра на воздушном клапане как основа правильного меховедения. Постановка правой руки. Принцип индивидуального подхода в освоении правой клавиатуры (при маленькой и слабой правой руке, чтобы избежать перенапряжения и удержать правильную постановку у ребенка, начинать следует с игры во II октаве).

Изучение динамики (звуковая шкала от pp до ff), cresc. и dim. Игра выдержанных нот правой рукой (левая ведет мех) в разной динамике. Изучение басо-аккордового комплекса левой клавиатуры. Игра отдельно левой рукой басов и аккордов при ровном меховедении. Изучение основных штрихов – legato, staccato, non legato. Упражнения на соединение нескольких звуков разными штрихами отдельно правой и левой рукой. Игра двумя руками.

Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение музыкального ритма в виде простых ритмических упражнений, связанных с иллюстрацией на аккордеоне ритма слов. Игра ритмических рисунков на отдельно взятой ноте и с чередованием нескольких нот в правой и левой клавиатуре. Подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых песен правой рукой.

Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.

В течение 1 полугодия обучения ученик должен пройти:

15-20 пьес, песенок, попевок, этюдов, ансамблей (с другим учеником или преподавателем) разной степени завершенности: от разбора-знакомства до концертного исполнения.

Гаммы до, фа, соль мажор правой рукой в одну октаву. Короткие арпеджио и тоническое трезвучие в данных тональностях правой рукой. В том числе: подбор по слуху, игра в ансамбле с педагогом, транспонирование, исполнительская терминология.

2 полугодие

Продолжение освоения нотной грамоты. Игра по нотам. Развитие первоначальных навыков игры на инструменте, продолжение знакомства с басо-аккордовым комплексом левой руки.

Исполнение гамм до, фа, соль мажор двумя руками в две октавы. Короткие арпеджио в данных тональностях правой рукой. Чтение нот с листа. Упражнения на развитие координации рук. Упражнения на развитие мелкой техники правой руки. Контроль за правильностью и удобством посадки и постановки. Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Игра в ансамбле с педагогом.

В течение 2-го полугодия ученик должен пройти: 2 этюда, 8-10 песен и пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

За учебный год учащийся должен исполнить:

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – зачет

(2 разнохарактерных пьесы).

Май – экзамен

(2 разнохарактерные пьесы).

Примерный репертуарный список:

1 вариант

2 вариант

6.Книппер А. «Полюшко-поле»

7.Русская народная песня «Светит месяц»

8.Берлин Б. «Пони Звездочка»

9.Д.Кабалевский « Про Петю»

10.А.Филиппенко « На мосточке»

Второй класс (2 часа в неделю)

Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение более сложных ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительских движений учащегося.

Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа. Слуховой контроль за качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами. Включение в программу несложных пьес с элементами полифонии.

Игра упражнений на развитие мелкой техники различными штрихами и ритмами. Указанные упражнения должны охватывать освоенный учеником диапазон инструмента. Игра хроматических гамм правой рукой в 1-2 октавы. Изучение минорных гамм до 2 знаков при ключе. Игра коротких арпеджио и аккордов с удвоением основного тона правой рукой. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

В течение второго года обучения ученик должен пройти:

мажорные гаммы: C-dur, F-dur, G-dur, D-dur, B-dur двумя руками в две октавы;

минорные гаммы: a-moll, d-moll, e-moll, h-moll, g-moll (натуральные, гармонические, мелодические) двумя руками в одну октаву;

3-5 этюдов;

10-12 пьес различных по характеру, стилю, жанру – как соло, так и в любом виде ансамбля.

За учебный год учащийся должен исполнить:

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет

(одна гамма, один этюд).

Декабрь – зачет

(2 разнохарактерных пьесы).

Май – экзамен

(2 разнохарактерные пьесы).

Примерный репертуарный список:

1 вариант

2 вариант

Третий класс (2 часа в неделю)

Вся работа педагога (объяснения, показ отдельных деталей и иллюстрирование пьес, критерии оценок, контроль над самостоятельной работой) приобретает качественно иной характер и должна быть направлена на достижение учеником свободной и осмысленной игры.

Закрепление освоенных музыкальных терминов и изучение новых. Развитие в ученике творческой инициативы. Более активное привлечение ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, динамики, поиск приема, штриха, создание художественного образа).

Изучение мажорных и минорных гамм до 3-х знаков при ключе. Исполнение этюдов и пьес с более сложными ритмическими рисунками (триоли, синкопы, двойные ноты). Освоение мелизмов: форшлаг (одинарный, двойной), мордент, трель. Изучение мехового приема тремоло. Включение в программу произведений крупной формы (сюита, цикл, соната, вариации). Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

В течение 3-го года обучения ученик должен пройти:

гаммы до 3-х знаков при ключе: минорные и мажорные гаммы разными ритмическими вариантами, арпеджио, аккорды;

4-6 этюдов на различные виды техники;

10-12 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

За учебный год учащийся должен исполнить:

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд).

Декабрь – зачет

(2 разнохарактерных пьесы).

Май – экзамен

(2 разнохарактерных произведения).

Примерный репертуарный список:

1 вариант

2 вариант

Четвертый класс (2 часа в неделю)

Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее приемов игры, штрихов. Более тщательная работа над игровыми движениями обеих рук в отдельности и их координацией. Работа, направленная на развитие мелкой техники. Работа над развитием музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения.

В программе основное внимание уделяется работе над крупной формой. В пьесах-миниатюрах необходимо добиваться конкретики штриха, соответствующего ему приема, широкой по диапазону динамики, четкой артикуляции.

Контроль над самостоятельной работой ученика: поэтапность работы над произведением, умение вычленить технический эпизод, трансформировать его в упражнение и довести до качественного исполнения и т.д. Упражнения на различные виды техники. Умение подобрать аккомпанемент к мелодии песен с буквенно-цифровым обозначением гармонии. Самостоятельный разбор пьес первого класса трудности. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

В течение 4-го года обучения ученик должен пройти:

гаммы до 4-х знаков при ключе: минорные и мажорные различными, арпеджио, аккорды;

4-6 этюдов на различные виды техники;

10-12 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

За учебный год учащийся должен исполнить:

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение с листа, знание терминов).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения).

Май – экзамен

(2-произведения, включая произведение крупной формы).

Примерный репертуарный список:

1 вариант

10.Г.Гендель Менуэт

11.И.С.Бах Менуэт

2 вариант

1. Е.Вагнер Этюд

2.К.Черни Этюд

3.С.Павин Этюд

4.Р.н.п. «Из-за острова на стрежень»

5.Р.н.п. «По Муромской дорожке»

6.Р.н.п. «Ой, мороз, мороз»

7.Л.Бетховен романс из сонатины соль мажор

8.И.С.Бах Прелюдия

9.С.Майкапар «Маленькое рондо»

10.М.Блантер «Грустные ивы»

Пятый класс (2 часа в неделю)

Развитие и совершенствование всех ранее освоенных музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения, формирование объективной самооценки учащимся собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле.

Особое внимание преподавателя должно быть направлено на составление программ с учетом ясной дифференциации репертуара на произведения инструктивные, хрестоматийно-академические, концертные, конкурсные и другие. Дальнейшее изучение приемов игры мехом (тремоло и рикошет в ритмических группировках – триолях и квартолях). Освоение аккордовой техники правой руки. Исполнение гамм штриховыми (чередование штрихов legato и staccato) вариантами. Самостоятельный разбор пьес 1-2 класса трудности. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

В течение 5-го года обучения ученик должен пройти:

гаммы до 5 знаков при ключе: минорные и мажорные гаммы, арпеджио, аккорды;

4 этюда на различные виды техники;

8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

За учебный год учащийся должен исполнить:

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд на различные виды техники (этюд может быть заменен виртуозной пьесой), чтение с листа, знание терминов).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения).

Май – экзамен

(2-произведения, включая произведение крупной формы).

Примерный репертуарный список:

1 вариант

2 вариант

Шестой класс (2 часа в неделю)

Совершенствование всех ранее изученных приемов в более сложном по техническому и художественному содержанию варианте. При необходимости работа над новыми приемами и штрихами. Развитие аппликатурной грамотности. Умение самостоятельно разбираться в основных структурных элементах (мотив, фраза, предложение, часть). Самостоятельный разбор пьес 2-3 класса трудности. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

В течение 6-го года обучения ученик должен пройти: упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений; гаммы до 6 знаков при ключе: минорные и мажорные гаммы, арпеджио, аккорды;

4 этюда на различные виды техники;

8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

За учебный год учащийся должен исполнить:

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд на разные виды техники (этюд может быть заменен виртуозной пьесой), чтение с листа, знание терминов).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения).

Май – экзамен

(2-произведения, включая произведение крупной формы).

Примерный репертуарный список:

1 вариант

1. А.Гедике Этюд

2. Русская народная песня в обработке Белова В. «Вдоль да по речке»

3.А.Лешгорн Этюд

4.Р.н.п. «Бородино»

5.Р.н.п. «Среди долины ровные»

6.У.н. танец «Казачок» обр.А.Кулева

7.А.Гедике Прелюдия

8. Р.Шуман Детская сонатина 1 ч.

9.В.Захаров «Ой, туманы, мои»

2 вариант

1. Кетсшер Г. «Прелюдия и фугетта»

2.Ф.Бургмюллер Этюд

3.А.Лешгорн Этюд

4.Ф.Шопен Прелюдия

5.Р.Шуман «Мелодия»

6. А.Гедике Пьеса

7.Л.Бетховен Сонатина 1 ч.

8.М.Исаковский «Огонек»

9.А.Пахмутова «Надежда»

Седьмой класс (2, 5 часа в неделю)

Совершенствование всех ранее освоенных учеником музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте должно проходить в тесной связи с развитием его общего культурного уровня, его стремлением к творческой самостоятельности, активности. В связи с решением данных задач необходимо включить в программу одну самостоятельно выученную пьесу средней степени сложности (2-3 класс).

Разнообразная по стилям и жанрам учебная программа должна включать все ранее освоенные приемы игры, штрихи, их комбинированные варианты. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

В течение 7-го года обучения ученик должен пройти:

упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений;

гаммы до 7 знаков при ключе: минорные и мажорные гаммы, арпеджио, аккорды;

4 этюда на различные виды техники; требования к исполнению этюдов приближаются к требованиям исполнения художественного произведения;

6-8 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

За учебный год учащийся должен исполнить:

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма, показ самостоятельно выученной пьесы, чтение нот с листа, знание терминов).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения).

Май – экзамен

2-произведения, включая, произведение канителенного характера.

Примерный репертуарный список:

1 вариант

1. Бах И.С. Прелюдия и фугетта G-dur («Маленькие прелюдии и фуги»)

2. Ф.Бургмюллер Этюд

3.А.Аверкин «Жду я тебя»

4.А.Корелли «Адажио»

5.И.С.Бах Лярго

6.В.Соловьев – Седой «Вечер на рейде»

7.В.Пушков «Лейся, песня на просторе»

2 вариант

1. Бах И.С. Прелюдия и фуга a-moll («Маленькие прелюдии и фуги»)

2. Дербенко Е. «Старый трамвай»

3.А.Попов Этюд

4.Р.Шуман Детская сонатина

5.А.Онегин Прелюдия

6.У.н.п. «Ой, пид вишнею»

7.И.Плейель Сонатина

Восьмой класс (2,5 часа в неделю)

Продолжение совершенствования всех ранее освоенных учеником музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте.

Подготовка к выпускному экзамену (целенаправленная подготовка учащихся к поступлению в профессиональные образовательные организации).

В течение 8-го года обучения ученик должен продемонстрировать:

– умение сыграть любую (минорную или мажорную) гамму всеми ранее освоенными штрихами, приемами, динамикой и т.д. в максимально быстром темпе;

– исполнение этюдов, один из которых может быть заменен виртуозной пьесой.

За учебный год учащийся должен исполнить:

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд или виртуозная пьеса, чтение нот с листа, знание терминов).

Декабрь – дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена (2 произведения, обязательный показ произведения крупной формы и произведения на выбор из программы выпускного экзамена).

Март – прослушивание перед комиссией оставшихся двух произведений из выпускной программы, не сыгранных в декабре.

Май – выпускной экзамен

(4 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы).

Примерный репертуарный список:

1 вариант

1. Мясковский Н. Фуга g-moll

2. Г.Шмит Этюд

3. Р.н.п. «Выходили, красны девицы»

4. Гарт Д. Vivo

5.В. Моцарт «Турецкий марш»

6.Д.Чимароза Сонатина

7.И.С.Бах Органная прелюдия домажор

8.Р.н.п. «То не ветер ветку клонит»

2 вариант

1. Бах И.С.Органная прелюдия ре мажор

2. Гайдн И. Соната D-dur, 1часть

3. К.Черни Этюд народные песни и танцы

4. Р.н.п. «Ой, да ты, калинушка»

5.И.Паницкий. Вариации на темы р.н.п. «Среди долины ровные», «Светит месяц»

6.Л.Бетховен Сонатина

7.И.Брамс «Венгерский танец №5

8. П.Чайковский «Нота - вальс»

III. Требования к уровню подготовки учащихся

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им следующих художественно-исполнительских знаний, умений и навыков:

Реализация программы обеспечивает:

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.

Оценки качества реализации программы по «Специальности (баян)» охватывают все виды контроля:

- текущий контроль успеваемости;

- промежуточную аттестацию учащихся;

- итоговую аттестацию учащихся.

Вид контроля

Задачи

Формы

Текущий контроль

- поддержание учебной дисциплины,

- выявление отношения учащегося к изучаемому предмету,

- повышение уровня освоения текущего учебного материала. Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.

контрольные уроки,

академические концерты, прослушивания к конкурсам, отчетным концертам

Промежуточная аттестация

Определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения.

зачеты (показ части программы, технический зачет), академические концерты, переводные зачеты, экзамены

Итоговая аттестация

Устанавливает уровень и качество освоения программы учебного предмета

экзамен проводится в выпускных классах

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включают в себя элементы беседы с учащимся и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.

Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, степени подготовки программы, с целью повышения мотивации ученика к учебному процессу.

Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Целью всех видов промежуточной аттестации является определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.

Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты проводятся с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер, в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика должно оцениваться комиссией.

Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение подготовленной программы демонстрирует уровень подготовки учащегося на определенном этапе, в конце данного учебного года. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.

Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах, в соответствии с действующими учебными планами.

2. Критерии оценок

Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале.

Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года.

Оценка

Критерии оценивания исполнения

5 («отлично»)

Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных средств. Владение исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком художественном уровне игры.

4 («хорошо»)

Игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить «отлично». Интонационная и ритмическая игра может носить неопределенный характер.

3 («удовлетворительно»)

Средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателя художественный замысел произведения. Можно говорить о том, что качество исполняемой программы в данном случае зависело от времени, потраченном на работу дома или об отсутствии интереса у ученика к занятиям музыкой.

2 («неудовлетворительно»)

Исполнение с частыми остановками, однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного участия самого ученика в процессе музицирования.

Зачет (без оценки)

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:

При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:

На выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

V.Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.

Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных личностных особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.

Работа педагога по специальности будет более продуктивной во взаимодействии с педагогами по другим предметам: по музыкальной литературе, слушанию музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школьных концертах.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы учащегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учащегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников учащихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

Необходимым условием для успешного обучения игре на баяне является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, устойчивого исполнительского аппарата.

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.

При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).

Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения.

Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.

Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности данного инструмента – баяна.

В классе баяна при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения технической свободы необходимо искать, находить и использовать различные варианты аппликатуры.

Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

VI.Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

Учебная литература

Учебно-методическая литература

Методическая литература

1. Вопросы методики начального образования на баяне. Сб. статей под ред. Гаврилова А. – М., 1981

2. Класс ансамбля народных инструментов. Программы для ДМШ. – М., Просвещение, 1979

3. Крупин А. Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей. Вып. 6., М., 1989

4. Судариков А. «Основы начального обучения игре на баяне». Методическое пособие. – М., «Советский композитор», 1982

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области