Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья Методические указания

Давать выход запасам энергии ребенка. Развитие координации движений. Повысить положительный настрой и укрепить психоэмоциональное здоровье. Развитие навыков общения. Умение оценивать ситуацию и делать соответствующие выводы. Развивать быстроту реакции.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

И.А. Горшкова

Подвижные игры

для детей с ограниченными возможностями здоровья

(Методические указания)

2022г.

Введение

Подвижные игры является основным важным средством развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Игра влияет на двигательную и психическую сферы занимающихся, что обусловлено быстрой сменой игровых ситуаций, предъявляющих высокие требования к подвижности нервных процессов, к быстроте реакции и нестандартности двигательных действий. Важнейший результат игры - это радость и психоэмоциональный подъем, что способствует более благополучному развитию личности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья направлены на развитие памяти, внимания, последовательности движений, восприятии, инициативы, пространственных и временных ориентиров. Отсюда следует, что подвижные игры являются действенным средством всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья, помогают им формировать необходимые для дальнейшей жизни движения. Игры являются также средством коррекции и компенсации дефектов, как первичных, так и вторичных, создают благоприятные условия для социальной реабилитации.

Подвижные игры представляет собой одно из действенных средств физического воспитания. Умелое применение этого средства является искусством, в котором педагог должен постоянно совершенствоваться.

Первая часть пособия посвящена объяснению роли игрового метода в практике физического воспитания.

Во второй описаны подвижные игры, рекомендуемые к применению и совершенствованию подвижных игр.

1

Роль игрового метода в практике физического воспитания

 Подвижная игра- занимает значительное место в жизни ребенка. Она удовлетворяет потребность детей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.

Психологической основой игры является для ребенка характерное проявление выраженных эмоций, искренний смех и слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения, как в физической, так и в психической сферах. Игра формирует личность ребенка.

Педагогические аспекты игры. Игровыми средствами являются основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазания, метания, ползание, переноска груза, упражнения, сопровождаемые речитативами, с предметами и без них, выполняемые в помещении или на свежем воздухе: на поляне, игровой площадке, в лесу. Подвижные игры создают благоприятные условия для приобщения детей с ограниченными возможностями.

Требование к подбору и руководству игр.

Выбор игры. Он зависит от коррекционных задач и возрастных особенностей детей, степени их подготовленности и количества участников. При выборе игры учитываются также погодные условия.

Подготовка инвентаря. Инвентарь необходимо подготовить заранее. Флажки, ленты, мячи следует подбирать красочные и заметные. Для проведения подвижных игр и эстафет, могут быть использованы шишки, желуди, камушки, ракушки.

Расстановка играющих. Прежде чем начать игру, необходимо указать играющим исходное положение так, чтобы они хорошо видели и слышали ведущего, который не должен находиться в центре круга, так как многие играющие окажутся за его спиной.

Объяснение правил и хода игры. Определение ролей играющих и местоположения, а также содержания и правил игры должно быть образным, понятным, логичным и последовательным.

Назначение водящих. Выполнение обязанностей водящего оказывает на ребенка серьезное воспитательное воздействие. Поэтому желательно, чтобы в этой роли было как можно больше

2

детей. Назначить водящих можно разными способами: выбрать по желанию детей, по жребию, выявить желающих и др.

Распределение по командам. Организация командной игры или эстафеты с элементами соревнования требует деления на команды, примерно равные по силам. Особенно важно это учесть если в игре участвуют дети с разными двигательными дефектами.

Судейство. Объективное и точное судейство имеет особое значение в играх с разделением на команды, где ярко проявляется соперничество, каждая команда заинтересована в выигрыше. Судья занимает удобное место, чтобы видеть всех участников и при этом не мешать им. При нарушениях правил игры он своевременно вмешивается.

Дозировка нагрузки. В зависимости от возраста, основного дефекта, психофизического состояния детей и задач игры нагрузка в играх может быть незначительной, умеренной, тонизирующей или развивающей (тренирующей). Индивидуальное воздействие игры на организм можно определить с помощью измерения ЧСС. А регулировать нагрузку можно временем игры.

Окончание игры. Игра прекращается, как только у игроков появляются первые признаки утомления и снижается интерес. Ведущий должен постоянно следить за состоянием играющих, чтобы вовремя отреагировать на любые изменения.

Подведение итогов. Подведение итогов представляет собой анализ игры в целом, так и успехов каждого ребенка. При объявлении результатов игры дается краткий разбор, анализ игры. К этому процессу привлекаются так же сами дети.

Качество организации и проведения игры – от выбора до ее окончания – зависит от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми.

Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.

3

4

5

6

7

Игры для совершенствования элементов общеразвивающих упражнений

1. Подвижная игра «Совушка»

Цель: формировать у детей потребность в двигательной деятельности

Ход игры:Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «Сова». Воспитатель говорит: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т.д.

Неожиданно произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.

2. Подвижная игра «Слушай сигнал»

Цель: развитие произвольного внимания, ловкости Ход игры: Играющие по команде педагога идут в обход. Учитель внезапно дает условный сигнал (свисток). Если свистит один раз, играющие должны остановиться, если два раза - бежать и т.д. Варианты игры: 1. Играющие образуют 2 круга: внутренний и внешний. Играющие внутреннего поворачиваются в одну сторону, внешнего - в другую. По указанию педагога играющие меняют направление. Если педагог хлопает 1 раз, останавливается внешний круг, если 2 раза - внутренний. Если 3 раза, оба круга двигаются в разных направлениях. Играющий, допустивший ошибку, получает штрафное очко.

8

Ход игры: педагог рассаживает ребят на стульчики вокруг себя полукругом на достаточном для игры расстоянии друг от друга и рассказывает детям о насекомых, птицах, животных, умеющих летать. Спрашивает, умеют ли люди летать и что придумали и изобрели люди для того, чтобы летать. Обобщив ответы детей, он объясняет правила игры. Когда дети услышат название предмета или живого существа, способного летать, они поднимут руки, разведут их в стороны, имитируя полет, помашут руками вверх и вниз. Если же названный предмет или живое существо летать не могут, руки должны остаться на коленях. Педагог начинает называть предметы, стараясь по возможности зарифмовать их:

Летит, летит воробей, летит, летит муравей.

Летит, летит оса, летит, летит колбаса.

Летит, летит орел, летит, летит осел.

Летит, летит бабочка, летит, летит бабушка.

Летит, летит ворона, летит, летит корова...

Дети, слушая слова педагога, сами определяют, какие предметы летают, а какие нет.

Нужно махать крыльями или оставить руки на коленях. Дети, совершающие ошибки, из игры выбывают. В конце остаются самые внимательные.

3. Игра «Прислушайся к сигналу»

Цель: Развитие ловкости, внимания, координации

Ход игры: Учащиеся строятся в колонну по одному и по команде учителя идут вокруг зала (площадки). Затем педагог внезапно дает условный сигнал (хлопок, свисток). Если дается сигнал один раз, играющие продолжают ходьбу, если два раза – останавливаются, если три раза – приседают. Допустившие ошибку становятся в конец колонны. Побеждают игроки, сделавшие меньше ошибок.

Время от времени необходимо менять направление движения колонны. Не следует очень часто подавать сигналы.

13

Ошибкой считается: а) неправильное и не соответствующее сигналу движение; б) движение, выполненное с запозданием.

2. Та же игра с применением зрительных сигналов. Каждый круг имеет цветной флажок.

3. Учитель, поднимая флажки, показывает, как и куда двигаться.    Играющий, допустивший ошибку, должен без указаний учителя встать в колонну последним. Двигаясь в колонне, необходимо равняться в затылок и соблюдать правильную дистанцию.

Играющий, допустивший ошибку, становится в колонну последним.  Побеждают игроки, не допустившие ошибок.

3.Подвижная игра «Удочка»

Цель: развивать ловкость, быстроту

Ход игры: Водящий, стоя в середине круга, вращает веревку с мешочком так, чтобы мешочек, скользя по полу, пролетал под ногами играющих. Участники, внимательно наблюдая за движением мешочка, подпрыгивают, чтобы не быть осаленными. Тот, кто заденет мешочек, или веревку, настолько сильно, что вращение прекратится, выбывает из игры, а водящий, раскручивая веревку снова, продолжает игру. Если играющий задевает мешочек, или веревку, слегка, не останавливая  ее вращение, то он не выбывает и игра продолжается. Победителем является тот игрок, кто остался не осаленным.

Правило. Отходить от своего места за пределы вращающейся веревки не разрешается. Тот, кто нарушит это правило, считается осаленным.

9

Игры с бегом, прыжками и лазаньем

1. Подвижная игра «Гуси – лебеди»

Цель: совершенствование двигательных навыков и физической активности
Ход игры: Участники игры выбирают волка и хозяина считалочкой, остальные дети – «гуси – лебеди». На одной стороне зала дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живёт волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей. Идёт перекличка между хозяином и гусями:
Хозяин: Гуси – гуси!
Гуси: Га – га – га.
Хозяин: Есть хотите?
Гуси: да-да-да.
Хозяин: так летите же домой.
Гуси: Серый волк под горой не пускает нас домой.
Хозяин: Вы летите, как хотите только крылья берегите!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать (дети бегают по всему залу). Пойманные гуси выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

2. Подвижная игра «Кошка и мышка» Цель: развитие реакции, внимания, быстроты

Ход игры: Дети  становятся в круг. В центре – «кот». Остальные дети – «мыши». Они ходят по кругу и говорят хором вполголоса:

Тише мыши, тише мыши…

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись.

10

И коту не попадись!

После этого кошка открывает глаза и  мяукает. Дети убегают в дом, за черту. Кошка пытается их догнать. Роль передается другому ребенку. Игра повторяется.

3.Подвижная игра «Прыгающие воробушки»

Цель: совершенствование координации движения и отталкивания

Ход игры: По сигналу учителя воробьи начинают впрыгивать в круг и выпрыгивать из него. Кошка старается кого – либо из воробьев поймать, не успевшие выпрыгнуть из круга. Пойманный садится в кругу у кошки. Когда кошка поймает трех – четырех воробьев, выбирается новая кошка из не пойманных. Игра начинается сначала. Побеждает тот, кого ни разу не запятнали.

Игры с бросанием, ловлей и метанием

1. Подвижная игра «Догони мяч»

Цель: обучение бегу по прямой, развитие быстроты реакции и внимания

Ход игры: В руках у педагога корзина с мячами по количеству детей . Со словами «Раз, два, три – мячик догони»,  учитель выбрасывает мячи из корзины. Стоящие дети  бегут за мячами, берут один мячик и несут в корзину по прямым линиям.

2. Подвижная игра «Метко в цель»

Цель: развитие ловкости, быстроты реакции и внимания

Ход игры: Две команды располагаются в шеренгах, одна на против другой. По середине площадки проводится черта,вдоль которой ставятся 10 городков (булав). Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами одна сзади другой на одной стороне площадки лицом к городкам. Участники впередистоящей шеренги получают по маленькому мячу. Перед шеренгой проводится линия старта.

Содержание игры. По установленному сигналу руководителя

11

играющие первой шеренги бросают мячи в городки (булавы), стараясь их сбить. Сбитые городки подсчитываются и ставятся на место. Ребята, бросавшие мячи, бегут, подбирают их и передают участникам следующей команды, а сами становятся в шеренгу сзади них. По команде руководителя играющие второй шеренги (команды) также бросают мячи в городки. Опять подсчитываются сбитые городки. Так играют 2—4 раза.

Выигрывает команда, сумевшая за несколько раз сбить большее количество городков.

Правила игры: 1. Бросать мячи можно только по сигналу руководителя. 2. При броске заходить за стартовую черту нельзя. Бросок зашедшего за черту не засчитывается.

3. Подвижная игра «Кого назвали тот и ловит»

Цель: развития быстроты реакции и внимания

Ход игры: Дети ходят или бегают по спортивному залу. Педагог держит в руках мяч. Он называет имя одного из ребят и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка.

Коррекционные игры

1.Игра «Запомни порядок»

Цель: развивать наблюдательность, память.

Ход игры: Играющие выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Педагог посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится ребенок.

2. Игра «Летает- не -летает»

Цель: Развитие целенаправленного внимания, самостоятельности

12

Список литературы:

1. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. Вт.Т.1:Введение в специальность. характеристика адаптивной физической культуры /Под общей ред. проф. С.П.Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005 – 296

2. Подвижные игры 1-4 классы. Автор-составитель: А.Ю.Патрикеев. –Издательство «ВАКО», 2007

3. Примерная адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во просвешения Российской Федерации.- 4-е изд. - М.: Просвещение, 2021.- 365 с.

4. Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида Подготовительный класс. 1-4 классы / (А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.) 8-е изд. –М.: Просвещение, 2013.

14

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области