Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Работа с русским народным хором. Цели, задачи и основные этапы организации самодеятельных хоровых коллективов в сфере народного художественного творчества.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Работа с русским народным хором

Цели, задачи и основные этапы организации самодеятельных хоровых коллективов в сфере народного художественного творчества

Цель организации самодеятельных народно-певческих коллективов – сохранение, развитие и трансляция традиций народной культуры и народно-певческого исполнительства в организованных формах современного сценического исполнительства.

Задачи самодеятельных хоровых коллективов – эстетическое, нравственное, патриотическое воспитание участников, развитие их музыкально-творческих способностей, приобщение к сокровищнице народного творчества.

Основные этапы создания хора: информационный период, комплектование хора, организация учебно-творческого процесса.

Организация фольклорного коллектива - одно из необходимых условий нормального функционирования коллектива. То, с чем приходится сталкиваться хормейстеру в этом деле, в конечном итоге может стать определяющим во всей дальнейшей жизнедеятельности коллектива.

При организации коллектива необходимо изучить наличие материальной базы, квалифицированных руководителей, специального помещения для репетиций и постановочной работы, технических средств, музыкальных инструментов, костюмов. Либо при организации нового коллектива определиться с руководством о перспективах материального развития. Нужно заранее продумать интересные формы репетиционной работы, позаботиться о помещении, репертуаре и многом другом.

Информационный период связан с рекламой, объявлением и приглашением коллектив. Формы рекламы – приглашения в коллектив могут быть различны. Это — и афиша (объявление), висящая на видном месте и рассказывающая о времени и месте прослушивания; и беседа хормейстера (на предприятиях, учебных заведениях) с будущими участниками, причем как со всеми, так и индивидуально с отдельными людьми; небольшой хоровой концерт, после которого хормейстер рассказывает о хоре (например, если хор уже существует и требуется произвести дополнительный набор). Подводя итог, можно сказать, что форм агитирования существует много, сделать правильный выбор — забота хормейстера.

Комплектование хора. Чрезвычайно важно первое занятие, задача которого – заинтересовать, увлечь народно-песенным творчеством. Часто при организации самодеятельных взрослых коллективов первое занятие совмещается с прослушиванием. Поэтому нужно провести набор в коллектив так, чтобы не сделать первое занятие и прослушивание невыносимым по сложности экзаменом, после которого потеряется желание петь. Именно здесь должны проявиться важные качества руководителя, создающего своим вниманием и расположением непринужденную, спокойную обстановку. Прослушивающимся предлагается спеть знакомые им песни, как популярные народные, так и застольные

Провести прослушивание отобрать участников их по вокально-слуховым данным — еще не означает создание хорового коллектива. Уже к первому прослушиванию руководитель должен быть хорошо подготовлен и уверен в том, что участники откликнутся на его просьбу участвовать в коллективе. Обычно проверка проводится с целью выяснения следующих данных поющего: ритм, память, интонация, диапазон, качества певческого голоса, эмоциональность, музыкальность.

Организация индивидуального прослушивания участников. Вначале участнику предлагают пропеть знакомую песню. Во время ее исполнения устанавливается правильность ритмического рисунка мелодии и интонирования, ясность произношения текста. При проверке ритма применяют простые, несложные упражнения ритмической группировки, которые предлагается ребенку простучать или прохлопать в ладоши. Обычно после двух упражнений становятся видны способности в ритмике. Заодно при проверке чувства ритма проверяется и память, при этом в практике используют отдельные фразы народных песен или мелодий с различной ритмической группировкой, которые играются на инструменте (например, фортепиано). Если видно, что прослушивающийся обладает достаточными способностями и может пропеть мелодическое упражнение после первого проигрывания, следует обратить на него внимание.

Распределение по хоровым партиям. При определении типа голоса (сопрано, альты) чрезвычайно важно руководствоваться правилом — обращать внимание на тембр голоса, а не на диапазон, так как окраска тембра и естественное звучание голоса в средней, высокой и низкой тесситурах дадут ясное представление о типе голоса. Когда определить тип голоса не представляется возможным, певцов помещают в группы средних голосов для дальнейшей адаптации. Впоследствии хормейстер может провести дополнительное изучение голоса и установить хоровую группу (партию) его местонахождения.

Организация учебно-творческого процесса. После набора в коллектив рекомендуется провести собрание, на котором руководитель оповещает о перспективах работы хорового коллектива. На нём же следует определить регламент занятий , периодичность в течение недели; создать совет коллектива (который станет совместно с руководителем решать разнообразные проблемы), выбрать старосту; если необходимо, определиться с изготовлением или покупкой концертных хоровых костюмов и др.

Руководителю коллектива следует иметь список участников со всеми телефонами.

Необходимо ведение журналов: посещаемости занятий, концертной деятельности; отзывов о концертных выступлениях.

Планирование занятий происходит в зависимости от поставленных целей (освоение материала, подготовка к концерту, рабочая репетиция, прогон концерта и т.д..

В процессе работы постепенно происходит организационно-техническое оснащение занятий, оформление помещения (класса), комплектование наглядных пособий.

Постепенно приобретаются костюмы, обувь, инструменты.

После чего организуется концертная деятельность коллектива.

Руководителю следует помнить, что в коллективе взаимосвязаны такие стороны деятельности как образовательная, исполнительская, собирательская, воспитательная.

Работа руководителя коллектива-педагога требует постоянной подготовки, поэтому важную роль играет планомерность учебно-творческого процесса. План помогает видеть перспективу, равномерно работать в течение года, своевременно подготовиться к проведению любых мероприятий: праздничных концертов, смотров, конкурсов и т.д.

Занятия коллективов проходят планомерно по специально составленному расписанию занятий, где отражены не только групповые, но и индивидуальные формы обучения. Индивидуальные занятия проводятся для того, чтобы уделить внимание развитию каждого. На индивидуальных занятиях совершенствуются навыки более одаренных участников и их исполнительское мастерство.

Учебная нагрузка в досуговых учреждениях обычно составляет 2-3 раза в неделю по 2-3 часа, что обеспечивает успешное усвоение песенного материала.

Руководством в повседневной работе является календарный план. Он основан на программе вокального обучения, где определен объем знаний, умений и навыков, которые должны усвоить в течение года. Учебно-тематический план, особенно детского коллектива, должен быть составлен с учетом возрастных особенностей и распределен по степени усложнения.

План работы включает в себя:

а)Общие положения, касающиеся организации работы – обоснование выбора исполнительского направления, объем работы, участие в концертной деятельности, смотрах, конкурсах; план экспедиционных исследовании (для фольклорных коллективов), праздники народного календаря (для фольклорных коллективов), творческие встречи с аутентичными и репродуцирующими коллективами, просветительскую деятельность и т. д.

б)План формирования певческих навыков и примерные упражнения.

в)Репертуарный план.

Важным условием правильной организации учебно-творческой работы является перспективное планирование. Перспективный и календарный планы тесно взаимосвязаны. Общие формы деятельности, отраженные в перспективном плане, конкретизируются и уточняются в календарном плане.

Руководитель должен иметь примерный план каждого занятия. Планирование занятий происходит в зависимости от поставленных целей (освоение материала, подготовка к концерту, рабочая репетиция, прогон концерта и т.д.

В содержание каждого занятия должен входить как новый, так и повторный материал. При составлении плана занятия, необходимо, чтобы новый материал, осваиваемый на занятии, находился только в одном из разделов творческой работы: будь то теоретический материал, либо пение, либо игра на народных инструментах, либо хореографический вид деятельности. Возможно также проведение занятий, полностью построенных на повторном материале.

План общей репетиционной работы хормейстера с коллективом включает в себя ближайшие задачи, касающиеся очередной репетиции, и хорошо продуманную систему различных этапов работы над каждым произведением репертуара хора вплоть до полного его освоения. Художественному совершенствованию исполнительского процесса не бывает предела, но сроки разучивания каждого произведения должны иметь определенные границы.

Для разучивания произведения, особенно сложного, его следует разделить на несколько частей – для работы на нескольких занятиях. Очередность их разучивания может быть различной. Не обязательно начинать работать над произведением с его начала. Обычно на репетиции разучивается несколько произведений, каждое из которых находится, как правило, в разной стадии освоения, это объясняется различной сложностью произведений, неодновременностью включения их в репетиционный процесс. Поэтому на каждой репетиции должен решаться широкий круг учебно-методических задач. Не следует на одной репетиции заниматься только самыми сложными задачами в работе над репертуаром, а на другой наиболее простыми. Каждая рабочая репетиция должна быть насыщена творческими задачами и носить разнообразный характер их решения.

Приведем примерную схему построения занятий. С.В. Пьянкова (Смоленск) выстраивает репетицию следующим образом:

1. Распевка: 7-10 минут. В ней можно использовать отдельные интонации будущих песен. Начинать распевание лучше в среднем регистре, удобном для всех, а потом постепенно расширять диапазон вверх и вниз. Полезно распевать гласные уже в диалекте. Так он легче осваивается.

2.Новый материал: 15-20 минут.

3.Занятия с движением: 15-20 минут. Здесь – либо повторение прежних хороводов или плясок, либо постановка новых песен, частей обряда.

4.Перерыв – 10 минут.

5.Повторение старого материала: 10-15 минут.

6.Работа по расширению кругозора участников коллектива: 10 минут.

7.Закрепление освоенного в начале репетиции: 5-7 минут, по возможности

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области