Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Работа с русским народным хором. Особенности руководства народно-певческим коллективом. Функции художественного руководителя.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Работа с русским народным хором

Особенности руководства народно-певческим коллективом. Функции художественного руководителя

Руководство народно-певческим коллективом – сложная и ответственная работа.

К функциям художественного руководителя коллектива относятся: организаторская, художественно-творческая, воспитательная

Важна роль руководителя в организации всей деятельности коллектива: выбор творческой направленности, выполнение творческого объёма работы; решение учебно-творческих, концертно-исполнительских задач, финансовых вопросов, воспитательная деятельность.

К задачам руководителя относится подбор репертуара, организация и проведение репетиционной, концертно-исполнительской и музыкально-образовательной работы, организация творческих встреч с самодеятельными и профессиональными коллективами, организация и осуществление гастрольных поездок, деловые контакты с руководителями культурных учреждений и т.д. В задачу руководителя также входит обучение его участников правильным певческим и хоровым навыкам, развитие музыкальности, но и воспитание у них хорошего художественного вкуса, высокой духовности, любви к хоровому искусству.

Качества, необходимые руководителю коллектива: организаторские способности, высокий уровень общей и музыкальной культуры, профессиональная компетентность, высокий морально-этический облик, педагогическое мастерство, знании психологии коллектива, умение вдохновлять и направлять его действия, владение средствами коммуникации (речевыми, зрительными, жестовыми, мимическими, слуховыми) для осуществления организационно-методических и творческих задач.

Он должен быть разносторонне подготовленным, творчески активным педагогом. Для этого необходимы большие знания в области литературы, театра, изобразительного искусства, общественных наук,знания возрастной, педагогической, социальной психологии; владения методикой обучения и воспитания; фундаментальных знаний специфики народно-певческого исполнительства, постоянного совершенствования педагогического мастерства; любви к делу, умения передать свою увлеченность, творческое отношение к работе.

Руководитель хора должен обладать развитым интеллектом и силой воли. Работа с самодеятельным хором требует от руководителя большой работоспособности, выносливости и крепкого здоровья, а также оптимизма и, естественно, чувства юмора.

Профессиональные знанияруководителя самодеятельного народно- певческого коллектива определяет специфика жанра – синкретичность певческого, инструментального, драматического и хореографического искусства. К ним относятся: владение народной манерой пения, знание этнографии, стилевых певческих традиций, народно-бытовой хореографии, костюма, владение основами аранжировки. Чтобы обучать пению, руководителю необходимо самому владеть певческим голосом, постоянно совершенствовать свое мастерство, быть в певческой форме, уметь в любой момент показать голосом тот или иной штрих, нюанс, прием. Если руководитель слабо владеет вокально-техническими приемами или временно не в состоянии петь, он должен привлекать ярких участников, способных проиллюстрировать вокальные требования педагога.

К группе педагогических способностей руководителя относят: педагогическое внимание и наблюдение, педагогическое воображение и требовательность, педагогический такт, организацию способностей, владение педагогической техникой убедительность речи, ее логика). Руководитель должен обладать нравственными, волевыми, эмоциональными, качествами, такими как сознание и чувство собственного достоинства, профессиональная гордость, стремление к самосовершенствованию, добросовестность, вежливость, уважительность, организованность. А так же уверенность в своих силах и способность разумно оценивать результаты проделанной работы.

Работа с коллективом требует большой работоспособности, поэтому для постоянного его совершенствования педагогического мастерства необходимо осознание своей цели, жизненных планов, идеалов, т.е. полное понимание того, чего он ждет от своей педагогической деятельности.

Важным моментом руководителя является его способность работать с людьми разного возраста: детский хор, молодежный, хор людей среднего и зрелого возраста, различного образованного и культурного уровня.

Одним из непременных условий управления самодеятельным хоровым коллективом является понимание особенностей личности любителей пения и их психологических свойств. Например, люди зрелого возраста с уже устоявшимися взглядами, убеждениями, оценками, требуют к себе постоянного внимания. Это проявляется в стремлении быть признанной, оригинальной и индивидуальной личностью. Им важно чувствовать себя нужными, быть принятыми в коллективе и иметь в нем определенный престиж и авторитет. Отличительной чертой зрелой личности является наличие дифференциальной самооценки, где происходит четкое осознание и выделение своих сильных и слабых сторон. Человек реально оценивает результативность своей деятельности. Люди этого возраста охотнее высказываются о недостатках, чем о возможностях. И, напротив, у некоторых бывает завышенная самооценка. Руководителю коллектива, участниками которого являются люди зрелого возраста, нужно внимательно относиться к каждому из них, знать их трудности и проблемы. Следует помнить, что люди имеют свою основную работу, общественные обязанности, а так же личные и семейные заботы.

Педагогу важно знать своих участников, помнить об их сильных и слабых сторонах, интересах и склонностях, уметь оценивать возможности каждого. Также необходимо учитывать, как певец овладевает умениями и навыками, каким приемом может быть достигнут наилучший результат в его развитии на том или ином этапе.

Необходимым условием эффективности управления самодеятельным коллективом является знание руководителем причин ухода участников, в основе которых лежит неудовлетворенность различными сторонами деятельности, содержанием учебно-творческого процесса хорового коллектива. Например: смена руководителя, не устраивающий репертуар, отсутствие благоприятного климата в коллективе, перемена места жительства и т.д.

Руководитель должен быть не только высококвалифицированным, одаренным хормейстером и дирижером, но и умелым организатором и воспитателем. Руководитель самостоятельно решает вопросы комплектования состава коллектива, определяет его художественно-творческое направление.

Если руководитель начинает свою работу в уже сложившемся коллективе, ему нужно осмыслить и понять старые традиции, взять за основу накопленный певцами положенный опыт.

Работа педагога требует постоянной и серьезной подготовки, поэтому важную роль играет планомерность учебного процесса. План помогает видеть перспективу, равномерно работать в течение года, своевременно подготовиться к проведению любых форм работы по музыкально-эстетическому воспитанию, обдумать методические приемы педагогических воздействий.

Иногда из-за непредвиденных обстоятельств руководителю приходится перестраивать занятие на ходу. В результате цель достигается благодаря вариативности намеченной структуры.

Результат успешной творческой деятельности коллектива зависит от заинтересованности руководителя, его способности организовать творческий процесс, что является профессиональными качествами руководителя хорового коллектива. Таковы особенности руководства народно-певческим коллективом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области