Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Материалы по обучению игре в шахматы в учреждении дополнительного образования»

обучение шахматистов в группе с большой численностью игре с записью и оформлением шахматной партии с выработкой автоматизма при использовании шахматных часов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Коновалова Оксана Владимировна,

педагог дополнительного образования

МОУ ДО «Ярославский Дворец пионеров»

«Материалы по обучению игре в шахматы в учреждении дополнительного образования»

Обучение шахматной нотации

Рассчитано на детей в возрасте 8-12 лет

Комментарий:

На соревнованиях по классическим шахматам существует обязательное требование – запись шахматной партии и умение пользоваться шахматными часами, независимо от возраста участника. Практика показывает, что при работе с шахматным бланком и часами ребенок теряет способность сконцентрироваться на шахматной партии, забывает нажать на кнопку часов и проигрывает.

Цель: обучение шахматистов в группе с большой численностью игре с записью и оформлением шахматной партии с выработкой автоматизма при использовании шахматных часов. Правило игры с записью партии и часами: ходы фигурами и нажатие на часы делаются одной рукой, а запись партии другой.

Инвентарь: шахматный набор, шахматные часы, фишки, тетрадь, ручка.

Перед игрой дети ознакомлены с записью латиницей названия вертикалей и записью кириллицей названия шахмат. Понятие ячейки пересечения вертикали и горизонтали.

Этап первый.

Страница тетради поделена вертикально на две равные части – для записи белых и черных фигур.

Педагог проходит по рядам и ставит на каждую доску белую пешку на любое поле, нажимая на шахматные часы. Задача учащихся – в левом столбце тетради записать название ячейки, на которую поставлена белая пешка. Поставить на доску черную пешку, нажать на часы и записать название ячейки в правом столбце тетради.

Так продолжается до проставления всех пешек на доске – и белых, и черных.

Этап второй.

Действия аналогичные первому этапу, но вместо пешек, на доску выставляются фигуры, и запись ведется с названием фигур и названием полей.

Этап третий.

Запись ходов пешек.

Предварительно на доске проставляются белые и черные пешки в хаотичном порядке.

Педагог проходит по рядам и на каждой доске делает ход белой пешкой и нажимает на часы. Задача учащихся - сделать ответный ход черной пешкой, нажать на кнопку часов и записать в левом столбце ход белой пешки и в правом столбце ход черной пешки.

Этап четвертый.

Запись ходов фигур.

Предварительно на доске проставляются белые и черные фигуры в хаотичном порядке.

Действия учителя и учащихся аналогичные предыдущему этапу, но, вместо пешек, ходы делаются только фигурами.

Этап пятый.

Запись взятия пешками фигур.

Предварительно на доске хаотично проставлены все фигуры и пешки.

Учитель проходит по рядам, делает взятие белой пешкой любой черной фигуры и нажимает на кнопку часов. Учащийся делает запись взятия в левом столбце тетради, производит ответное взятие белой фигуры черной пешкой, нажимает на кнопку часов и записывает взятие в правом столбце тетради.

Этап шестой.

Запись рокировки.

Предварительно на доску проставляются короли и ладьи в исходную позицию.

Алгоритм действий на доске производится аналогично предыдущим этапам игры.

Этап седьмой.

Запись ходов или взятия фигур или пешек с объявлением шаха королю.

Предварительно на доске в хаотичном порядке расставлены черные фигуры и пешки.

Алгоритм действий на доске производится аналогично предыдущим этапам игры. Необходимо отыскать ходы, объявляющие шах или двойной шах неприятельскому королю.

Этап восьмой.

К этому этапу дети уже владеют навыками записи партии с нажатием кнопки часов.

Для первого опыта применения записи партии и игрой с часами можно использовать две несложные дидактические игры: «Кто быстрее» (игра на перемещение фигур без пешек) и «Взятие» (игра на взятие фигур и пешек). В этих двух играх правила упрощены, что позволит шахматистам сконцентрировать больше внимания на соблюдении правил записи и использовании шахматных часов.

Решение шахматных задач

Рассчитана на детей в возрасте 8-16 лет.

Цель: выработка навыков решения шахматных задач: одноходовок, двухходовок и трехходовок в условиях многочисленной разноуровневой группы шахматистов. Сделать процесс решения задач интересным, доступным, динамичным и эффективным.

Каждый из учащихся работает на персональной шахматной доске. Детям предлагается по выбору несколько пакетов с карточками задач разного уровня сложности.

За каждую решенную задачу учащийся получает фишку. В конце идет подсчет фишек и выявление лидеров по решению задач. Примечательно то, что задачи проверяют сами дети друг у друга без вмешательства учителя. Решивший задачу поднимает руку и к нему на проверку подходит кто-то из уже решивших и получивших фишку. Подошедший на проверку задачи должен попытаться защитить короля из-под шаха и спасти его от мата. Если этого не удалось, то выдается фишка за решенную задачу. Учитель вмешивается в процесс лишь по просьбе учащихся, испытывающих затруднения в решении задач. Такая форма работы над задачами способствует сплочению коллектива и выработке спортивного азарта и трудолюбия у шахматистов.

Игры на шахматной доске для начинающих шахматистов

Рассчитана на детей в возрасте 6-10 лет (только для начинающих)

«Конь»

Цель: игровые формы усвоения геометрической траектории движения коня.

Игра: «Чьи кони быстрее?»

Рассчитана на детей в возрасте 6-10 лет

Цель: усвоение понятия «темп в шахматах».

На доску выставляются четыре коня в исходные позиции. Задача соперников поочередно делать ходы коня, перемещая их на противоположную сторону на свои клеточки. Выигрывает тот, у кого кони нашли более короткий и быстрый путь, и пришли первыми на противоположную сторону. Если черным не хватило одного темпа, то игра заканчивается в ничью.

Кто быстрее

Рассчитана на детей в возрасте 76-10 лет.

Цель: усвоение понятия «темп в шахматах».

На доске в исходную позицию выставляются все фигуры без пешек. Задача каждого из игроков переместить как можно быстрее все свои фигуры на противоположную сторону. Фигуры должны перемещаться каждая по своим правилам. Побеждает тот, кто первым замкнул ряд переместившихся фигур. Если черным не хватило одного хода, то игра заканчивается вничью. В игре есть ограничения. Если фигура покинула свое исходное положение, то назад на это место она не возвращается. Если фигура достигла конечного пункта, то в перемещениях она больше не участвует. Если в конце игры ладья одного из игроков на его очереди хода оказалась заблокирована другой ладьей, то игра оканчивается вничью. В конце игры после проверки результата, проигравший игрок должен довести отставшие фигуры до противоположной стороны и посчитать количество темпов, проигранных сопернику.

«Дебют»

Рассчитана на детей 8-16 лет.

Цель: практическое ознакомление учащихся с разными видами дебютной стратегии. Усвоение основных принципов дебютной стратегии.

На каждом занятии во время игр в парах учащимся предлагается пакет карточек с шахматной нотацией классических дебютов. Дети самостоятельно выбирают для разыгрывания понравившийся дебют и начинают парную игру, следуя схеме шахматных ходов, указанных на дебютной карточке.

Такая форма работы с дебютными карточками помогает начинающим шахматистам выработать технику грамотного начала игры, а более опытным – ознакомиться с разнообразием дебютного репертуара ведущих шахматистов мира.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области