Класс: 5 в
Учитель: Мурунова А.М.
Тема: Разнообразие горных пород.
Тип урока: урок формирования знаний с элементами практической работы.
Представление о результатах:
Личностные результаты: проявление учебно-познавательных мотивов; стремление к приобретению новых знаний. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; анализировать и осмысливать текст, давать определения понятиям, структурировать, выделять главное и второстепенное в тексте.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, то есть определение цели, функций участников, способов взаимодействия, работать в группе, устанавливать рабочие отношения,
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися , и того, что еще не известно; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Предметные результаты: выделять, описывать и объяснять существенные признаки минералов и горных пород. Умение составлять геологическую коллекцию, описывать образцы горных пород.
Цель урока: формирование представлений об основных группах горных пород и их происхождении.
Технология: ИКТ, системно-деятельностный подход.
Оборудование: коллекции горных пород.
Этап урока | Взаимодействие в образовательном процессе | ||
Действия педагога | Действия обучающегося | ||
1 | Самоопределение к деятельности | Уточнять и конкретизировать действия учащихся. – Проверьте, ребята, всё ли у вас готово к уроку. - Сегодня мы работаем в группах, посмотрите на столе у вас лежит памятка – правила работы в группах. | Контролируют свою готовность к уроку. Читают правила работы. |
2 | Актуализация знаний, мотивация | Повторение изученного материала. – На прошлом уроке мы с вами говорили о Внутреннем строении Земли, повторим. I – задание (мне будут помогать мои помощники – консультанты). Они будут внимательно следить за работой всей группы и отмечать в оценочных листах, но не забывать помогать всем участникам группы. Географический диктант. | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы (2 ученика) - Какая группа справилась быстро? - Проверим. (посмотрите на слайд). ПРОВЕРКА. См приложение |
3 | Постановка учебной задачи | Организация ситуации формулирования проблемы Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги? Не только для того, чтобы не споткнуться, не упасть, а для того, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень. -Камни – дети самой Земли» - О чем мы будем говорить на уроке? – Какова тема нашего урока? Разнообразие горных пород. Цель урока: узнать о разнообразии горных пород и минералов и определить их происхождение. | Дети формулируют проблему. «Из чего состоит земная кора» |
4 | Решение учебной задачи | Земная кора состоит из разнообразных горных пород и минералов. Со многими из них мы часто встречаемся в повседневной жизни: поваренная соль, графит, тальк, пемза, мрамор и многие другие. Горные породы и минералы имеют разный состав, внешний вид, цвет. Минералы – однородные по своим свойствам вещества. Проверяет правильность определения горных пород. – Все горные породы и минералы отличаются. Чем? Почему? ГП: 1) Магматические; - глубинные (гранит) - излившиеся (пемза, вулканический туф) 2) Осадочные; - обломочные (галька, гравий, песок, глина) -химические (калийная, поваренная соль) - органические (газ, нефть уголь, торф) 3)Метаморфические. (гранит – гнейс, известняк – мрамор) ФИЗМИНУТКА | Запись темы, определений в опорном конспекте Минералы – однородные по своим свойствам вещества. Горные породы – природное соединение минералов – Цветом, твердостью, прозрачностью, блеском. Заполнение схемы в опорном конспекте. Раздать коллекции горных пород. 1) Магматические горные породы образуются при застывании магмы мантии, поднимающейся из глубин Земли. 2) Осадочные горные породы. Как только образовались магматические горные породы, за них берутся внешние силы земли: ветер, текучие воды, солнце, микроорганизмы. Одни возникли в результате жизнедеятельности организмов и образовались из остатков растений и животных, отлагающихся на дне водоемов. На них можно увидеть остатки древних растений и насекомых. Их назвали Органическими(известняк – ракушечник, торф, мел, каменный уголь) А те, которые образовались из химических веществ, содержащихся в воде морей и океанов, уплотнились, осели на дно и превратились в горные породы, назвали химическими (гипс, каменная соль)
Горные породы обладают прочностью, но при попадании в другие условия их состав и свойства начинают меняться. Под давлением пластов других пород, воздействия высоких t глубин Земли, новых потоков магмы горные породы изменяются и превращаются в совершенно другие, которые называются метаморфическими (с греческого "метаморфоз" – превращение). Гранит – гнейс, известняк – мрамор |
5 | – А сейчас, ребята, для закрепления изученного материала проведемпрактическую работу. Почувствуйте себя геологами! У каждой группы горная порода или минерал. Вы должны охарактеризовать его по разным признакам и определить какое происхождение имеет данная порода. 1 группа – гранит 3 группа – торф 4 группа – каменный уголь 5 группа – известняк 6 группа – мрамор Оцените свою деятельность в выполнении практической работы. | Практическая работа Учащимся предлагаются ГП, они определяют их происхождение. Почувствуйте себя геологами. Описать по плану горную породу План: 1. название 2. происхождение 3. плотная, рыхлая, сыпучая 4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий) 5. Цвет 6. Прозрачность 7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый) 8. твердый (мягкий) 9. Структура (зернистая, землистая, плотная) 10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках) | |
6 | Итог занятия. Рефлексия деятельности | Отгадайте загадки, определите какие горные породы вы отнесёте к осадочным, магматическим и метаморфическим. Загадки. А сделать миску или вазу – она понадобится сразу.(Глина это осадочная обломочная ГП) Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть это осадочная органическая ГП) Ума- разума, не наберешься. (Мел это осадочная органическая ГП) (Торф это осадочная органическая ГП) – Ребята, как вы думаете, работая на уроке, мы достигли поставленной цели? Составить кроссворд по теме «Горные породы и минералы»; Индивидуальное задание. Написать сочинение – размышление «Зачем человеку камни?». | – Да. – Из горных пород и минералов. А какова была наша цель? Вы открыли для себя загадки камня? Какие вы знаете теперь горные породы? А чем - то отличается минерал от горной породы? А могут ли одни горные породы превращаться в другие? Какое новое открытие вы для себя сделали.? Оцените свою работу в группе. ДОПОЛНИТЕЛЬНО О камнях, из которых делают украшения Малахит Бирюза Янтарь Жемчуг |
Описать по плану горную породу
План:
1. название
2. происхождение
3. плотная, рыхлая, сыпучая
4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий)
5. Цвет
6. Прозрачность
7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый)
8. твердый (мягкий)
9. Структура (зернистая, землистая, плотная)
10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках)
Описать по плану горную породу
План:
1. название
2. происхождение
3. плотная, рыхлая, сыпучая
4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий)
5. Цвет
6. Прозрачность
7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый)
8. твердый (мягкий)
9. Структура (зернистая, землистая, плотная)
10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках)
Описать по плану горную породу
План:
1. название
2. происхождение
3. плотная, рыхлая, сыпучая
4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий)
5. Цвет
6. Прозрачность
7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый)
8. твердый (мягкий)
9. Структура (зернистая, землистая, плотная)
10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках)
Описать по плану горную породу
План:
1. название
2. происхождение
3. плотная, рыхлая, сыпучая
4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий)
5. Цвет
6. Прозрачность
7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый)
8. твердый (мягкий)
9. Структура (зернистая, землистая, плотная)
10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках)