Актуальность
Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении являются музыкальные занятия. На музыкальных занятиях осуществляется взаимосвязь решении музыкально – эстетических и воспитательно – образовательных задач.
В ходе активной музыкальной деятельности дети усваивают необходимые знания, приобретают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально – выразительного исполнения песен, музыкально–ритмических движений, простейших мелодий на музыкальных инструментах. Все это содействует воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и формированию нравственно эстетических качеств личности.
Благодаря целенаправленному обучению знания, усваиваемые детьми, систематизируются и углубляются, расширяется их общий и музыкальный кругозор, формируются творческие способности.
Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе.
На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Содержание занятий ориентировано на задачи, отвечающие общей цели музыкального воспитания: обучение детей умениям и навыкам в сфере музыкальной деятельности и осуществление этого процесса в единстве с воспитанием.
Содержанием музыкальных занятий являются: пение песен, музицирование, вокальная и инструментальная музыка для слушания, музыкально-ритмические движения в виде упражнений, игр, плясок. Использование этих видов деятельности на каждом занятии должно соответствовать характеру внимания и сосредоточенности дошкольников.
Примечание (дополнительная информация к конспекту) | |||||
1. | Доминирующая образовательная область | « «Художественно – эстетическое развитие» « «Речевое развитие» | |||
2. | Вид деятельности детей | Познавательная, игровая, коммуникативная, творчество в исполнении | |||
1. | Тема образовательной деятельности | ||||
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | Беседа с детьми, использование демонстрационного материала, в том числе с применением технических средств, создание ситуации выбора, , обсуждение. | |||
3. | Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие. | |||
4. | Возрастная группа: | 6-7 лет | |||
5. | Цель: | Способствовать формированию устойчивого интереса к любимому герою, музыкальной деятельности, исполнительству | |||
6. | Задачи: | ||||
6.1 | Формировать вокально-хоровые умения и навыки. | ||||
6.2 | Развивать: интерес к музыкальному искусству. Развивать слух, артикуляцию, плавное звуковедение, умение правильного дыхания при пении, чувство ритма, творческие способности, умения самостоятельно действовать, импровизировать. | ||||
6.3 | Воспитывать усидчивость, самостоятельность, активность. Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции музыкального руководителя, реагировать на музыкальные произведения. | ||||
7. | Планируемые результаты | ||||
7.1 | - знают конкретные сведения о различных музыкальных терминах, (композитор, пьеса, оркестр) | ||||
7.2 | -умеют действовать самостоятельно, а также по показу музыкального руководителя - умеют самовыражаться в различных видах музыкальной деятельности; | ||||
7.3 | -проявляют эмоциональную отзывчивость в различных видах музыкальной деятельности | ||||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Оформление музыкального зала по зонам: место для слушания музыки,в том числе с использованием просмотра презентации и видео-ряда, место для проведения распевания, музыкально-дидактической игры, место для проведения музыкально-ритмических движений и танца. Музыка: фонограмма вьюги для входа, пьеса «Дед Мороз» Р. Шуман, музыка для исполнения вокальных упражнений и песни, музыка для танца-импровизации, музыка для рефлексии, музыка для подарков. | |||
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | - Во время проведения зарядки под музыку дети узнают музыкальные отрывки и делают определенные упражнения. Под марш у детей сразу улучшается осанка, они становятся собранными, четко выполняют все задания. - Занятия по рисованию, лепке, конструированию так же можно проводить с использованием музыки. Можно включать спокойную, тихую музыку во время детской работы. Музыка настраивает на фантазию, успокаивает детей. - Просмотр мультфильмов с новогодней тематикой - Беседа: где живет Дед Мороз, когда у него день рождения. - Разучивание песен; Слушание различных новогодних песен и классической музыки - Разучивание распевок и дыхательных упражнений, пальчиковой гимнастики - Беседа об охране голоса | |||
Конспект занятия (образовательной деятельности) | |||||
I. | Вводная часть | В музыкальный зал входят дети вместе с музыкальным руководителем, встают врассыпную. | 2 мин | ||
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | «Живое» письмо, в котором Снегурочка просит подарить Деду Морозу музыкальное видео-поздравление. | 2 мин | ||
1.2 | Мотивация деятельности детей | Необходимо подготовиться к записи поздравления. Беседа: «Что может быть в музыкальном видео-поздравлении?» | 2мин | ||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Подготовиться к видео-поздравлению и принять в нем участие. | 2 мин | ||
II. | Основная часть: | ||||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Вспомнить поведение в разнообразных событиях (проведение музыкально-ритмических движений, дыхательной гимнастики, пальчиковой, участие в распевках, новые сюжетные линии (, участие в сьемке, танец-импровизация, прослушивание знакомых новогодних песен). | 10 мин | ||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Из рассказа музыкального руководителя, просмотр презентации и видео по назначенной теме. | 4 мин | ||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Использование полученных знаний при предварительной работе в ходе беседы с музыкальным руководителем и ответов на его вопросы. Использование «волшебного» фонарика в м.д.и. Визуализация при слушании музыки. Исполнение песни и танца. | 5 мин | ||
III. | Заключительная часть | ||||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Беседа о том, что необходимо было сделать, что нового узнали на занятии. | 3 мин | ||
IV. | Дальнейшая разработка темы | ||||
4.1 | Указывается мероприятие | Участие воспитанников в новогоднем празднике |
Ход непосредственно образовательной деятельности
I.Вводная часть---- Слайд1
В музыкальный зал под фортепианное сопровождение входят дети, встают полукругом.
Песенка- приветствие «Здравствуйте, гости»
М.Р: Сегодня на электронную почту детского сада пришло голосовое сообщение от победительницы конкурса «Голос-дети» Алисы Кожикиной.
Вы готовы со мной послушать? Давайте послушаем.
Звучит голосовое сообщение, на экране фото Алисы Кожикиной- Слайд2 трек
- Я узнала, что вы очень хотите принять участие в конкурсе «Голос- дети». Сегодня у вас - есть такая возможность. Будьте трудолюбивы, идите к своей цели. У вас все получится!
Отправляю вам электронные билеты на самолет. Удачи!
М.Р.Принимаем предложение?
Дети: Да!
М.Р.: Ребята, есть ли в нашем репертуаре песня, с которой мы могли выступить на конкурсе? Мы с вами знаем много песен, какую вы бы хотели исполнить?
Дети: На конкурсе мы можем исполнить песню «Мамино сердечко»
М.Р: Хорошо, вы сделали свой выбор. Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы отправиться на конкурс?
Дети: Нам нужно подготовиться.
М.Р. С чего же нам начать?
Основная часть:
М.Р: У каждой музыкальной группы есть свое название. Давайте и мы придумаем красивое название для нашей группы. (Дети говорят варианты).
М.Р: Молодцы, мне очень нравится. Чтобы исполнить произведение, что нам нужно прежде всего сделать?- слайд3
Дети: Встать прямо, голову высоко не поднимать, ноги поставить ровно.
М.Р: Правильно, тогда наш голос будет звучать свободно, в вокальном творчестве это называется «певческая установка»
Повторите, ребята: «певческая установка»
Дети проговаривают новое понятие все вместе, индивидуально.
М.Р.: Предлагаю вам выполнить логоритмическое упражнение, которое поможет нам в выработке правильной певческой установки.- Встанем с вами врассыпную.
У меня спина прямая (стоят, руки за спиной)
Я наклонов не боюсь,
Выпрямляюсь, прогибаюсь
Поворачиваюсь.(повороты вправо-влево)
1,2,3,4(прыжки )
3,4,1,2
Я хожу с осанкой гордой
Прямо голову держу,
Никуда я не спешу.(шагают)
1,2,3,4(прыжки)
3,4,1,2
Я могу и поклониться,
И присесть и встать скорей.
Повернусь туда-сюда-
Ох, прямешенька спина.
М.Р. У вас действительно красивая осанка. Я думаю, вы будете достойно выглядеть на конкурсе .А что еще нам нужно чтобы красиво спеть песню? (ответы детей)
Давайте теперь пройдем к инструменту и здесь продолжим нашу подготовку.
Дети походят к инструменту, рассаживаются - слайд4
Мы с вами говорили о том, что спортсмены не добьются рекордов, если не будут тренироваться. Может ли космонавт без подготовки отправиться в космос? Может ли доктор вылечить больного ,если он не будет долго и старательно учиться? Конечно, нет. Тогда может ли певец прекрасно исполнить песню, если он этому не учится и не тренирует свой голос?
Дети: Нет.
М.Р: Значит нам нужно обязательно распеться.
Распевание
М.Р: Прежде чем начать петь, давайте посмотрим на наш мольберт. Что это такое?
Дети: Это схема песни.
М. Р: Из чего состоит песенка?
Дети: Из нотки.
М р. Что означает нотка?
Дети: Чистая мелодия.
М.Р Что означает чисто петь?
Дети: Значит петь одинаково со звучанием инструмента и с вашим голосом.
М.Р: Правильно. Следующий рисунок это….(прикрепляю к мольберту)
Дети: Это буква «Д»
М.Р: Что означает буква?
Дети: Это чистая дикция.
М.Р: Что такое дикция?
Дети: Когда правильно произносишь все слова.
М.Р: Молодцы, и последний наш рисунок…
Дети: Сердечко. Песню мы поем с любовью, пропуская ее через сердце. А когда будем петь, можно будеть кричать? Значок «крика» есть в нашей схеме? Нет, тогда зачем он нам нужен, он только мешает нам, хочет поссорить сердечко, нотку и букву.
Конечно, разве можно на песенку кричать? Она же обидится и уйдет от нас, и останемся мы без музыки.
М. Р: Молодцы, вы все правильно сказали, а теперь смотрим на схему и споем наши любимые попевки «Медвежонок и пчелки» и «Лисичка и воробышек» Какие нам в распевках понадобятся голоса?
Дети: Высокие и средние.
М.Р: И не забывайте, когда мы распеваемся, мы играем этюд.
Для него необходимы …
Дети: Хорошая дикция, мимика и жесты.
М.Р: Но жесты умеренные, сильно махать руками не нужно, можно задеть соседа. Приготовились, поем.
«Медвежонок и пчелки» (инд.работа)
«Лисичка и воробышек»
М.Р: Ребята, вы молодцы. Мы с собой в нашу песню для конкурса возьмем высокий и средний голосок, не оставим их жить в распевке.
М.Р.: Как вы считаете, важно ли исполнителю правильно дышать во время исполнения песни?------- слайд5
Дети: Да, это важно.
М.Р.: Как нужно брать дыхание при пении?
Дети: Носом.
М.Р.: Куда набираем воздух?
Дети: В живот.
М.Р.: Через что выходит воздух?
Дети: Через рот.
М.Р: Выпускать воздух при пении нужно весь сразу или постепенно?
Дети: Постепенно, плавно, спокойно.
М.Р.: Правильно. Приглашаю вас подуть на лодочки. (дети подходят к емкости с водой, имитирующей озеро)
Выполняют упражнение на дыхание
«Лодочка, плыви»:
Мягким делать вдох старайся.
Вдыхай носом, а не ртом.
Выдох делай тихим, плавным
Чтобы лодочка плыла.
Вот и выйдет песня славной
И свободна, и чиста.
М.Р: Нам нужно продолжить подготовку к конкурсу?
Дети: Да.
Р.В.: Проходите в центр зала, продолжим.
Р.В.: Что такое ритм?
Дети: Чередование длинных и коротких звуков.
Р.В.: Нужно ли вокалисту развивать чувство ритма?
Дети: Чувство ритма нужно развивать, чтобы исполнить песню ритмично.
М.Р: Давайте выполним ритмическое упражнение .- слайд6
Ритмическое упражнение «Чемоданы собираем»
Чемоданы собираем - хлопают в ладошки 4 раза
И в автобус загружаем – 4 щелчка пальцами
Пассажиры суетятся – 8 ударов по коленям
На сидения садятся – кулак об кулак 4 раза
Уезжаем, уезжаем – тыльные сторонами ладоней 4 раза
Телеграммы посылаем - ударяют кулачком об кулачок4 раза
Вот вокзал –хлопок, руки вверх
Всегда вперед – хлопок, руки вперед
Нас удача только ждет.-хлопки4 раза
М.Р Чемоданы собраны. Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
Ребята, для чего мы с вами исполняли все упражнения, распевки.
Дети: Чтобы тренировать наш голос.
М.Р – Голос это наш инструмент, без которого нам было бы очень сложно.
Друзья, скажите, как нужно обращаться со своим голосом?
Дети: бережно.
Р.В.: Вспомните, как нужно беречь свой голос.
-Как нужно разговаривать? Петь? (без напряжения, не визжать)
-Можно ли петь на улице? (Да, но только в теплую и не сырую погоду)
-Можно ли пить ледяную воду? (Нет)
-Можно ли есть на улице мороженое? (Нет)
-Что делать, если болит горло? (обратиться к врачу, соблюдать «режим молчания», выпить теплый чай с травами)
М.Р.: Как вы считаете, мы достаточно хорошо подготовились? Пришло время отправляться на конкурс. Но до аэропорта довольно далеко. Предлагаю доехать на автобусе.
Танец «Колесики»-- слайд 7 трек
Мы приехали .
Приглашаю вас в салон самолета.
Проходите ребята аккуратно по трапу, мальчики пропускайте девочек.
(Дети «садятся» в самолет) - трек
Запись: - Доброе утро, дамы и господа!
Добро пожаловать на борт самолета ИЛ-86.
Наш рейс 2325 совершает полет из аэропорта города Оренбург в аэропорт «Домодедово» города Москва. Пожалуйста, пристегните ремни, наш самолет начинает движение. Счастливого пути! (на экране облака, гул самолета) слайд8 трек
М.Р: Ребята, пока мы летим, не будем терять времени.
Я взяла с собой в дорогу металлофон. Влада, ты поможешь нам? Сыграй нам первую нотку.
Распевание:
«Мы летим в Москву,
у-у-у-у-у
Видим облака,
а-а-а-а-а.
А внизу Земля,
Ля-ля-ля-ля-ля.
Песенку споем,
Ле-ли-ле-ли-ле».
М.Р.: (упражнение для работы над выразительностью)
Что ревешь, самолет? - У-у-у (громко, натужно)
- Может, заболел живот?
- У-у-у (Утвердительно)
- Может, у тебя не те
Пассажиры в животе? У-у-у (удивленно или утвердительно, отрицательно, испуганно)
М.Р: В нашем самолете самые лучшие пассажиры. Это воспитанники детского сада № 205 ,они прилетели на конкурс «Голос-дети». Наш самолет приземлился в аэропорту «Домодедово» Выходим, мальчики пропускайте вперед девочек.- слайд9
Мы находимся в телецентре «Останкино». Пройдемте в студию. (включается шар)
( Звучит заставка, приглушается свет, дети выстраиваются ) - слайд10 трек
Исполнение песни «Мамино сердечко»
III.Заключительная часть:
Звучат аплодисменты- трек
М.Р: Ребята, благодарю вас прекрасное исполнение песни. Ну а сейчас послушаем наше жюри.
Выступление членов жюри (Татьяна Васильевна)
Ребята, мы с большим удовольствием посмотрели ваше выступление. Вы провели большую работу, успешно выполнили все этапы подготовительной работы. Участникам проекта вручаются диплом об участии в программе «Голос-дети»
Вручение диплома. (заставка «Голос»)
М.Р: Пора возвращаться. Садимся самолет.
Запись: Добро пожаловать на борт самолета ИЛ-86. трек
(Дети садятся в самолет)
Наш рейс 2325 совершает полет из аэропорта «Домодедово» города Москва в аэропорт города Оренбург. Пожалуйста, пристегните ремни, наш самолет начинает движение. Счастливого пути!
Слайд 11 трек
Звучит гул самолета, на экране облака. Выходим из самолета. Встаем полукругом.
Анализ:
Ребята, где же мы с вами были?
Дети:
Летали в Москву на конкурс «Голос-дети»
М.Р : Как вы считаете, мы достойно выступили? Что нам в этом помогло? Я надеюсь, что у вас остались только положительные эмоции.
Пойдемте в группу, расскажете другим ребятам, как прошел конкурс!
Не забудем попрощаться с гостями.
М.Р: Всем спасибо за вниманье, мы поем вам до свиданья!