Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие навыка диалогической речи у детей старшей дошкольной группы

выявить и обосновать возможности использования сюжетно-ролевых игры как средства развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие навыка диалогической речи у детей старшей дошкольной группы

Диалог - это форма прямого общения между людьми. Это одна из форм связной речи, в которой, в отличие от монолога, чередование высказываний (реплик) двух или нескольких оппонентов.

Инициативные сигналы начинают диалог, другими словами, стимулирующие сигналы. К ним относятся вопросы, сообщения и мотивации. Другие замечания, поддерживать диалог, это реплики – реакции, а именно ответ на вопрос, реакции на сообщения и побуждения.

Сочетание двух взаимосвязанных реплик: реплики, что начинается диалог (стимулом) и ответной реплики (реакции) называется диалогическим единством. Существует три типа диалогических единств: «вопрос – ответ», «сообщение - реакция на сообщение», «импульс - реакция на импульс».

Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста - научить их пользоваться диалогом как формой общения. И для того, чтобы ребенок научился использовать диалог, он должен овладеть своими функциональными единицами во всем их многообразии, а также правилами диалога - как речевого, так и социального.

Учитывая двусторонний характер речевой деятельности, можно выделить два аспекта этого процесса:

- Во - первых, ребенок учится принимать (воспринимать) разные функциональные единицы диалога, реагировать на выполнение (невыполнение) партнером по общению правил поведения в диалоге,

- Во - вторых, он учится использовать различные диалогические высказывания для ввода или поддержания разговора и следовать правилам диалога.

Задача взрослого-помочь ребенку освоить его как можно быстрее. В решении этой задачи лучшим помощником является игра.

Игры могут быть включены не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным преимуществом игры является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу и его заданиям.

Трудности, с которыми сталкиваются в игре, дети преодолевают охотнее и с удовольствием.

В процессе игры ребенок учится анализировать, развивает воображение, мышление и многое другое полезное происходит в процессе развития ребенка.

Невозможно представить развитие ребенка без игры. Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплина, ловкость. Кроме того, игра представляет собой своеобразный способ обучения жизненному опыту, свойственный дошкольному возрасту.

Основой ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в игровой среде, созданной им.

Игра как отражательная деятельность является вторичным этапом в познании ребенком действительности. Однако, в ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, трансформируются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.

Огромную роль в развитии диалогической речи играют игры и игровые упражнения, которые могут быть включены не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным преимуществом игры является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу и его заданиям.

Ролевая игра-это творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры детей дошкольного возраста.

Отличительная особенность сюжета - ролевая игра.

Сюжетно - ролевые игры создаются самими детьми, а их активность ярко выражена любительским характером.

Основные особенности сюжетно - ролевые игры:

- Эмоциональная насыщенность и увлеченность детей;

- Автономия;

- Деятельность;

- Создание.

Главной особенностью сюжетной линии является наличие воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация, сюжет и роли, которые берут на себя дети в процессе игры, в том числе с использованием неких вещей и предметов.

Сюжет игры представляет собой серию событий в сочетании жизненно важных мотивированных связей. История раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которые связаны с участниками событий.

Чаще всего ребенок берет на себя роль взрослого. Роль игры означает, что он отождествляет себя с тем или иным человеком в своей голове и действует от имени партии: правильное использование определенных предметов (вождение автомобиля в качестве водителя, установка термометра в качестве медсестры), вступление в различные отношения с играемыми с другими (или наказания, осмотр пациента и так далее). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

В Играх отдельных действий ребенок почти не разговаривает: либо он играет в полном молчании, либо сопровождает игру звуками, имитирующими реальные звуки, такими как шум двигателя автомобиля, мяуканье кошки или колыбельная матери. Иногда он играет в игру отдельными словами или фразами, но никогда не говорит за других персонажей. Другими словами, в играх такого уровня нет взаимодействия персонажей.

Дети обычно начинают играть отдельными взрослыми действиями с года или двух, и если вы много играете и разговариваете со своим сыном или дочерью, то через два, два с половиной года он или она сможет играть с вами в игры следующего уровня - простые ролевые игры. И тогда, как правило, в период от двух до трех лет, он начнет играть самостоятельно.

Роли детей избирательны: они берут на себя роль взрослых или детей (старших, а иногда и сверстников), наибольший интерес вызвали действия и поступки, которые оказали на них наибольшее эмоциональное воздействие. Чаще всего это мама, воспитатель, учитель, врач, летчик, моряк, шофер и так далее. Интерес ребенка к той или иной роли связан с этим местом, которое берет на себя эту роль в развернутом сюжете игры, в которой отношения равноправны, подчинены или контролируются. Поставляется с другом игры, взять на себя определенную роль. Дети используют два вида деятельности: оперативную и зрительную - как бы.

Наряду с игрушками в игру включены различные вещи, при этом им придается воображаемый, игровой смысл.

Как товарищи в игре дети вступают в реальные организационные отношения (они договариваются о сюжете игры, распределять роли и т. д.). Но в то же время сложную роль отношений между ними (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.).

Отличительной особенностью воображаемой игровой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре все равно нуждается в поддержке, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет лошадь), что позволяет выполнять требуемые действия.

Творческая сюжетно - ролевая игра имеет специфические мотивы. Однако наиболее распространенным мотивом является желание ребенка разделить социальную жизнь со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в ролевой сюжетной игре: в ней ребенок, взяв на себя роль взрослого, воспроизводит свою жизнь, деятельность, отношения.

Непосредственные мотивы игры с возрастом детей изменяются, определяя содержание игры. Если младший дошкольник - это основной мотив игры - действие с привлекательными для него предметами, то для ребенка старшего дошкольного возраста основной мотив - воспроизведение отношений, которые заключают взрослых, изображенных в игре. Для дошкольника, главное в ролевой игре - это проявление высоких моральных качеств, которые отличают одного или другого человека (мужество, честность и т. д.).

Игровая деятельность имеет большое значение и играет огромную роль не только в умственном развитии дошкольника, но и в овладении навыками речевого общения.

 «Чему в первую очередь нужно учить дошкольников, и какие возможности для этого предоставляет жизнедеятельность группы?» Спросил Доктор А. В. Мудрик.

Его точка зрения такова: «... необходимо прививать навыки речевого общения детям дошкольного возраста. Это подразумевает наличие большого словарного запаса, образность и правильность речи, точное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими словами; умение выделять суть дела, корректную постановку вопросов, краткость и точность формулировок ответов партнеров на вопросы; последовательность строительных и представления отчетности».

Отсутствие таких навыков, говорит А. В. Мудрик, приводит к тому, что у детей не развиваются уверенность и раскованность.

Важнейшей частью подготовки дошкольников к общению можно считать формирование у них социально - ценностных установок. Необходимо, чтобы они относились к своим коммуникационным партнерам как к цели, а не как к средству достижения собственного благополучия.

Следовательно, ребятам необходимо формировать интерес к процессу общения, и не только к его результату, понимая, что общение - это диалог, требующий толерантности, как к идеям, так и к незначительным недостаткам партнера, умения слушать и умерять свой «монологический пыл». Наконец, ребятам нужно сосредоточиться на том, что в общении нужно не только что-то получить самому, но и дать другим как можно больше.

Наряду со свободным владением речью и формированием определенных установок в области общения, важно также развивать коммуникативные навыки у дошкольников.

Прежде всего, это умение ориентироваться в партнерах. Ребят нужно учить восприятию окружающих людей. Они должны смотреть на людей в разных ситуациях, учиться понимать их настроение и характер. Умение читать выражение человеческого поведения, правильно его интерпретировать, позволяет сопереживать людям, давать им более точную оценку. Все это помогает найти правильный стиль и тон общения в той или иной ситуации. Однако способность интуитивно определять состояние другого человека, его отношение к делу, судить его как личность развивается по мере накопления опыта общения и сотрудничества с разными людьми, в процессе анализа и синтеза этого опыта.

Также важным является умение ориентироваться в ситуации общения. Это подразумевает понимание того, что правила общения в деловой ситуации и на отдыхе, в команде и в дружной компании несколько отличаются.

Умение ориентироваться в ситуации помогает наладить контакты, войти в существующую ситуацию, найти подходящие темы для общения.

Логично было бы предположить, что развитие этих и других коммуникативных навыков происходит более успешно, когда воспитатели, организуя определенные коллективные мероприятия в группе, пытаются целенаправленно использовать их в этом направлении.

Суть ролевой игры как средства обучения общению, по мнению А. Б. Добрович, состоит в том, что та или иная коммуникативная задача (научиться вступать в контакт, вести беседу, правильно) решается участниками путем импровизированной игры в определенной ситуации. Одна и та же ситуация воспроизводится несколько раз. Это позволяет участникам переключаться между ролями и предлагать собственное поведение. Тогда полезно обсудить, какие варианты оказались наиболее удачными.

Изучение обычных навыков дает время и силы сконцентрировать интерес на чисто значимых эпизодах делового общения. Это происходит равномерно после того, как нормальные навыки были автоматизированы у детей. При этом в достаточно прочных рамках стандарта, организующего и обращающего вспять ход массового или корпоративного делового общения, дети имеют все шансы начать писать. Как только навыки автоматизированы, дошкольники показывают импровизационное правило.

Разделяющих пространство ролевой игры в большом изобилии детских игр, необходимо иметь в виду ряд многофункциональных особенностей и рекомендаций ролевой игры.

Функции представленной игры заключаются в том, что, однако, они позволяют детям занимать новые чувственно привлекательные позиции и тем самым способствуют выполнению той деятельности, в которой они представлены.

Привлекательность детей в ролевой игре, естественно, конкретно ограничена. Доминирование и подчинение друг другу происходит при отсутствии принуждения. Система различных сюжетно - ролевых игр, однако, гарантирует детям обилие ролей и позиций в игровой деятельности. Игровые разновидности отношений дети привносят в жизнь. В игре они добровольно и четко тянут себя в ту беспристрастную позицию, которую они занимали и в которой им были даны условия сюжетно - ролевой игры.

Часто изменившаяся атмосфера ролевой игры будет требовать от детей с их партнерами по игре, проявления способностей и внедрения ранее существовавших возможностей в меняющиеся и эволюционирующие заданные критерии. Это дает возможность улучшить личностные характеристики и возможности и приблизить их к возможным действиям в существовании.

В ролевой игре необходимо проявить настойчивость в доведении личной задачи или значимости до завершения, в соответствии с правилами, иначе она может быть потеряна. Все это при отсутствии исключения способствует формированию сознательной сдержанности, так как увлекающийся игрой ребенок зачастую проявляет себя в ней бесконечно глубже, чем в любой другой деятельности.

Резюмируя все вышесказанное, можно выделить несколько отличительных особенностей ролевой игры: ролевая игра является формой неигровой деятельности детей. Ролевая игра может выступать средством, методом учебной деятельности для дошкольников; ролевая игра, как и другие виды игр, может быть неотъемлемой частью содержания и организации неигровой деятельности детей.

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Чем выше уровень игрового творчества детей в игре, тем богаче и разнообразнее диалог. В то же время, развитие у детей умение использовать различные типы диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области