Преемственность детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни
Дашеева Д.О.
учитель начальных классов
МАОУ Закаменская СОШ №1
Школа не должна вносить резкого
перелома в жизнь детей. Пусть, став
учеником, ребенок продолжает делать
сегодня то, что делал вчера. Пусть
новое появляется в его жизни постепенно,
но и не ошеломляет его лавиной
впечатлений.
В.А.Сухомлинский
Сегодня мы знаем как никогда, что труднее всего в жизни стало реализовываться и быть уверенным в завтрашнем дне. А значит, основным условием успешности человека становятся в первую очередь его психологические качества, способность общаться и получать информацию. А это значит, что сегодня школа ставит перед собой главную задачу – научить ребенка учиться! Одно из условий непрерывного образования является - преемственность всех звеньев учебного процесса. Сегодня мы остановимся на преемственности ДОУ и начальной школы.
Переход из детского сада в школу – ответственный и сложный момент в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни, возрастает эмоциональная нагрузка, на смену играм приходят ежедневные занятия, ведущей становится учебная деятельность.
Так или иначе, переход из детского сада в школу всегда связан с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования. Это сложный и ответственный период, и от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
Адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное — к дезадаптации.
Основные особенности систематического школьного обучения :
1) с поступлением в школу ребенок начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность — учебную деятельность;
2) особенностью систематического школьного обучения является то, что оно требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено все поведение ученика во время его пребывания в школе.
Адаптация к школе - один из самых сложных и ответственных этапов в жизни ребенка. Приходя в школу, ребенок испытывает три вида стресса:
Адаптация к школе - многоплановый процесс, включающий физиологическую, социально-психологическую адаптацию, эмоционально-волевую готовность.
Этапы физиологической адаптации:
1) Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
2) Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. Для первоклашки это первые 4-6 недель, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул и середина третьей четверти.
3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением. Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика. Поступление ребенка в школу совпадает с кризисом 6-7 лет. Причиной острого кризиса может быть несоответствие родительских отношений и требований с желаниями и возможностям ребенка.
Эмоционально-волевая готовность предполагает :
У родителей существует мнение, что ранее обучение ребенка в дошкольном возрасте обеспечит ему в дальнейшем успешность школьного образования, позитивное отношение учителей и признание сверстников. Но, если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе, т. к. не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.
Когда процесс адаптации развивается достаточно успешно, ученик чувствует уверенность в своих силах, ему психологически комфортно, и как следствие, его учебная деятельность складывается благополучно, облегчается его социализация в обществе. Но учителя начальной школы, опираясь на свой опыт, отмечают, что часто поступление ребенка в школу сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности, эмоциональными проблемами, и это связано с трудностями процесса социально-психологической адаптации. Адаптация на начальном этапе обучения неизбежна, но одни дети успешно переживают ее, а у других данный процесс затягивается, порождая негативные явления.
Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению.
Мы считаем, что необходимо готовить детей, а так же и родителей, к переходу в школьную жизнь. Именно на это должна быть направлена работа по организации преемственности дошкольного учреждения и школы. Необходимо обеспечить комфортное вхождение каждого ребенка из дошкольного детства в мир учения, сделать его более мягким и безболезненным. Только совместная целенаправленная работа воспитателей и учителей дает возможность детям чувствовать себя комфортно в начальной школе.
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы.
Длярешения данной проблемы необходимо выполнение следующих этапов:
1.Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности.
2.Составление плана-проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности между детским садом и школой.
3.Проведение совместных мероприятий: «День открытых дверей», «Веселые старты», «Родительский лекторий», экскурсии по школе, праздник для будущих первоклассников «Давайте познакомимся»
4.Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития).
5.Проведение консилиумов с участием специалистов ДОУ и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, логопеды, социальные педагоги,
медицинскиеработники).
6. Планированиесовместнойдеятельности по адаптации детейв школе.
7. Проведение мониторинга процесса адаптации детей в школе.
Для отслеживания результатов и проверки достоверности поставленной цели в начале учебного года нами был подобран комплекс диагностических методик. Он включает в себя разделы по работе с воспитанниками и родителями.
Диагностический комплекс помогает выявить отношение ребенка к школе, его школьную мотивацию, коммуникативную культуру, т. е. умение осуществлять диалог со сверстниками и взрослыми, умение разрешать конфликты, договариваться. В нем уделено внимание выявлению тревожности детей перед поступлением в школу, в связи с тем, что это один из важных факторов, влияющих на адаптацию к школьной жизни.
В сентябре-октябре проходит процесс адаптации детей в школе, перед вами диаграмма, которая показывает, что процент высокой успешной адаптации имееют 47 %, средняя адаптация- 44%, 9% дезадаптация.
Для дезадаптированных детей проводятся коррекционные занятия педагогом-психологом школы.
У детей средней адаптации как правило трудности исчезают к концу первого полугодия.
Для успешной адаптации помогает работа по внеурочной деятельности: это кружки, внеклассные мероприятия, участие в различных конкурсах и акциях, посещения музея, экскурсий…
Цель нашей работы
Успешный ученик, которого наша задача научить учиться
Я успешный – значит я открытый миру принципиальный, думающий,знающий, тот кто учится на собственных ошибках, заботящийся, любознательный
Чтобы стать успешным, я должен научиться занимать определенную позицию
А это и есть ожидаемый результат – наш выпускник.
Мониторинг ученика начальной школы
Наша школа протяжении 4 лет учитель и ученик проводят мониторинг своей деятельности и фиксируют достижения и результаты
Что такое портфолио? Портфолио - индивидуальная «папка», в которой зафиксирована динамика личных достижений в деятельности на уровне качества результата.
Обязательно ли портфолио в нач школе? Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
Много внимания уделяется и работе с родителями. В основном мы используем метод анкетирования, на основе которого хотели выяснить, что важно для родителей при поступлении ребенка в школу, что их тревожит в этот переходный период, на какие моменты в воспитании ребенка нужно обратить особое внимание.
Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволит оценить адаптацию учащихся, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений, проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволит нам добиться положительных результатов в работе. У воспитателей будет возможность следить за учёбой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе; учителя же ближе познакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями. Мы надеемся, что вся система работы, разработанная и проведенная нами, поможет нашим детям легко и безболезненно адаптироваться к школе. Все полученные сведения, связанные с данной проблемой, лягут в основу комплексно-целевой программы, представляющей собой содержательно-организованную основу управления деятельностью педагогического коллектива по направлению преемственность школы и дошкольных учреждений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ананьев Б.Г. Преемственность в обучении. – М.: АРКТИ, 2007. – 259 с.
2.Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1981. – 208 с.
3.Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 173 с.
4.Доскин В.А. Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для родителей. /Под ред. В.А. Доскина. – М.: Просвещение, 2007. – 194с.
5.Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1981. – 187с.
6.Платонов К.К., Адаскин Б.И. Об изучении и формировании личности учащегося. – М.: Высшая школа, 1996. – 397 с.
7.Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е.П. Арнаутова, Г.Г. Зубова.– М.: ТЦ Сфера, 2006.– 258 с.
8.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.