ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Глодева Валерия Александровна
ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова»
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Карла Маркса, 259
Аннотация: В данной статье рассматривается такие значения терминов, как универсальные учебные действия, коммуникативные ууд, интерактивные методы обучения и многое другое. Все эти понятия нужны для того, чтобы вы получили базовую информацию о том, что это вообще такие. Также в статье говорится о том, как можно применять интерактивные методы обучения на уроках математики, да и вообще в целом, для формирования у младших школьников такого необходимого и важного в жизни навыка коммуникации со сверстниками и с учителем. Использование интерактивных игр, технологий, методов и приёмов мы формируем у детей коммуникативные универсальные учебные действия, что в дальнейшем намного облегчат обучение ребенка в школе. Если вы хотите чуть ближе познакомиться со всем этим, предлагаю вам прочитать мою небольшую статью.
Ключевые слова: коммуникативные ууд, интерактивные методы обучения, математика в начальной школе.
Введение
Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это и побуждает разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования.
Универсальные учебные действия (УУД) по ФГОС в широком значении — умение ученика учиться, способность к саморазвитию за счет активной познавательной деятельности. Это совокупность приемов, которые помогают успешно усваивать новые знания и навыки. Учебные действия названы универсальными, потому что они носят надпредметный характер, их можно применить на любом уроке. Кроме того, они организуют учебную деятельность в комплексе. Другими словами, освоение этих действий формирует способность к обучению, вырабатывает познавательную мотивацию, помогает ребенку ставить перед собой цель и задачи при обучении, выстраивать стратегию их достижения.
Коммуникативные УУД – это способность субъекта (ученика) осуществлять коммуникативную деятельность, использовать правила общения в конкретных учебных задачах. Коммуникативные УУД формируются, когда ученик учится отвечать на вопрос, задавать их, вести диалог, пересказывать определенный сюжет, слушать учителя.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.
Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и учителем, между самими учениками, то есть происходит коммуникация.
Результаты и обсуждение
Как известно, общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка (особенно развития речи и мышления) практически на всех этапах онтогенеза. Его роль в психическом развитии ребенка определяется тем, что благодаря своей знаковой (вербальной) природе оно изначально генетически связано с обобщением (мышлением). Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания (Л.С. Выготский, 1984).
В частности, очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляют причины ошибок, разъясняют их характер).
К коммуникативным ууд относятся:
Коммуникативные учебные действия являются метапредметными и формировать их следует в процессе преподавания всех учебных предметов. Перед учителем встает вопрос, какие же методы и формы работы являются необходимыми и достаточными для развития коммуникативной компетенции учащихся в ходе образовательного процесса. Для развития ключевых компетенций необходимо создание условий: апробирование и внедрение инновационных технологий, организация образовательного процесса с использованием ИКТ, отбор содержания на уровне предмета. Все методы и способы формирования коммуникативных умений учащихся должны быть направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ученик не только получает систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и в коммуникационной.
Учитель должен понимать, что использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология «критического мышления», интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе то, что школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.
Заключение
Известный немецкий психолог, психотерапевт Клаус Фопель утверждал: «Предлагая детям Вашего класса интерактивные игры, Вы тем самым дарите им совершенно особое время». В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни. Обогатите ваше общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игры предложите детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз подчеркивайте ценность выводов, сделанных самими детьми.
Поначалу предлагайте игры сами. Чем больше дети будут с Вами играть, тем чаще они будут просить Вас провести какие-то определенные игры, которые им кажутся необходимыми именно сейчас, например: "Мы хотим такую игру, в которой можно научиться улаживать споры" и тому подобное. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных игр и заданий, которые являются одним из каналов социализации и коммуникации детей в начальной школе.
Литература