Методика диагностики уровня освоения программы по обучению игре на фортепиано в детской музыкальной студии «Гармония».
Основным методом измерения качества образовательного процесса по обучению игре на фортепиано (а также и на других музыкальных инструментах) в студии Гармония является концертное выступление обучающегося: академический концерт, конкурсные и фестивальные выступления, концерт для родителей и друзей, концертное прослушивание.
Критерии оценки концертного выступления (от 1 до 5 баллов)
1.Уровень владения музыкальным инструментом (качество звукоизвлечения, музыкальный строй, чистота интонации)
2. Уровень владения техникой исполнения (качество постановки игрового аппарата, ритмичность, штрихи, приемы игры, аппликатура)
3. Музыкальность (выразительность исполнения музыкального произведения, артикуляция, стиль, фразировка)
4. Эмоциональность исполнения музыкального произведения (агогика, трактовка, характерные особенности исполнения произведения)
5. Артистичность, эстетичность (эстетика внешнего вида, артистизм)
Оценка выступления по критериям:
Критерии оценки, № | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | сумма | Ср. балл |
Оценка в баллах(1-5) | |||||||
Индивидуальные замечания педагогов |
Данный метод оценки применим для промежуточной (рубежный контроль) и итоговой аттестации обучающихся.
Для более объективной оценки уровня освоения программы обучения в музыкальной практике важен текущий контроль. Это ежедневный контроль, который обусловлен индивидуальным процессом обучения игре на музыкальном инструменте: ведение дневника, собеседование и проверку домашней работы на уроке, разбор нотного текста, работа над технически - сложными местами (подбор аппликатуры, игра в позиции), работа над образной сферой пьесы, прослушивание и самостоятельный анализ музыкального произведения.
На групповых занятиях в музыкальной студии (предметы сольфеджио и музыкальная литература) текущий контроль осуществляется через ежеурочный опрос, проверку домашнего задания, викторины и тестовые задания, творческие работы.
Рубежный контроль в студии имеет форму экзаменов, контрольных уроков, зачетов и академических концертов, и осуществляется строго по графику, аитоговый контрольосуществляется в форме отчетного концерта. Это большой интересный праздник всей музыкальной студии, завершающий учебный год. Концертную программу составляют выступления студийцев и демонстрируют умения и навыки, полученные детьми в текущем учебном году.
Все виды контроля нашли отражение в индивидуальных творческих книжках, а так же в дневниках обучающихся. Этот механизм оценки разработан педагогами студии и успешно внедрен. Кроме результатов входного, рубежного и итогового контроля в творческих книжках содержатся полные сведения о ребенке, его семье, индивидуальные особенности и данные личных достижений:
- участие в концертной деятельности;
- грамоты и поощрения;
- динамика профессионального и творческого роста обучающегося, выраженная в графиках, кратких характеристиках и рекомендациях, составленных педагогом по специальности в конце каждого учебного года.
Для наиболее одаренных воспитанников разрабатываются электронные творческие книжки, содержащие фото и видео-документы.
Результаты и репертуар экзаменов и академических концертов отражены в экзаменационном журнале.
Таким образом, использование различных форм взаимодействия контроля дает наилучшие результаты диагностики освоения программы обучения в детской музыкальной студии «Гармония».