Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья на тему «Как организовать и провести уроки с использованием современных образовательных технологий»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Как организовать и провести уроки с использованием современных образовательных технологий»

Самым главным лицом в учебном процессе является УЧЕНИК. Усилия учителя направлены на то, чтобы ОН учился охотно и успешно. Часто ребёнок идёт в школу с большим желанием учиться, но без умения это делать. Если не научить ребёнка учиться, то с первых же шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые постепенно погасят его желание учиться.

Главная социальная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения.

В связи с этим, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и инновационные технологии, ориентированные не столько на усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность).

Таким образом и возникла необходимость использовать в своей деятельности новые приёмы и СОТ.

«Образовательная технология» – это процессная система совместной деятельности обучающихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

Поскольку в современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность, то среди приоритетных технологий, удовлетворяющих требованиям ФГОС, можно выделить следующие:

Технология игровых методов

Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять.

Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

Типология педагогических игр по характеру игровой методики следующая:

предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматургические – по всем школьным дисциплинам.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Проектная деятельность

Метод проектов – это совокупность учебно – познавательных приемов, которые позволяют обучающимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных заданий с обязательной презентацией результатов.

Мы понимаем, что проекты в младших классах – это трудная задача. Дети еще слишком малы для проектирования, особенно в 1 классе. Скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах, выполненных детьми самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для малыша это будет ЕГО проект.

во внеурочной деятельности Кружок «Радость творчества», на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства

ИКТ

Информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков обучающихся. Технология проведения уроков с использованием современных технических средств и новых информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание детей, заставляет их по-другому оценить предлагаемую информацию. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. А это в свою очередь позволяет усиливать мотивацию обучающихся к учебе. Ученики при помощи родителей готовят сообщения и создают мини- проекты с презентациями на различные темы уроков по окружающему миру, пользуясь ресурсами Интернет и другими источниками. Детей настолько заинтересовал этот вид работы, что они заранее просматривают учебник, знакомятся с темами, которые мы будем изучать на последующих уроках и готовят к ним презентации.

музыки

Проблемное обучение представляет собой создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Коммуникативные технологии

Технология развития критического мышления.

Больше всего меня заинтересовала технология РКМ, так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Основные мотивы внедрения технологии развития критического мышления:

Цель технологии:

Технология развития критического мышления дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология развития критического мышления дает учителю:

Существует множество приёмов ТРКМ:

И это далеко не все приёмы. Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня особо заинтересовали и которые использую на уроках в 1 классе.

Дерево предсказаний. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения обучающихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Таблица «Знаю - Хочу узнать- Узнал»

Эта таблица заполняется на протяжении всего урока. Заполняя её, обучающиеся делают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания (что уже знал) к "новому» (что узнал сейчас) и, что очень важно, определить ту информацию, которую ещё хотелось бы узнать.

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.


  Один из простых приемов – таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если пользуюсь этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Толстые вопросы, это те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ.

Тонкие вопросы, это те вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический», обстоятельный ответ.

Используя на уроке окружающего мира по теме «Зима» этот приём РКМ, мы составили такие тонкие вопросы и толстые вопросы:

Сколько месяцев длится календарная зима?

Какой по счёту месяц январь?

Что делает зимой ёж?

Как вы понимаете выражение «покой природы»?

Нравится ли вам это время года и почему?

Предположите, что было бы, если б не было зимы?

Приём «Кластер»

Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях.

Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Ученики легко используют этот прием. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

На уроке окружающего мира по теме «Здоровый образ жизни» я использовала приём «Кластер».

Что значит вести здоровый образ жизни?

Приём «РАФТ»

Идея этого приёма состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет не от своего лица.

Окружающий мир,1 класс, тема: «Что выросло в поле».

Р - хлеб

А – любой человек нашей планеты

Ф – рассказ

Т – «Береги хлеб»

     Я предложила ученикам:

-Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени хлеба, и предназначен он будет для жителей нашей планеты.

     Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.

     Итак, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

Технология «Шесть шляп мышления».

Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает цветную шляпу. Цвет шляпы определяет ракурс, в котором каждая группа будет рассматривать заданную тему.

Белая шляпа: Подробная и необходимая информация (это материал из энциклопедий). Только факты.

-          Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.

-          Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.

-          Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.

-          Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях.

         Синяя шляпа: позиция «размышления». Обобщает высказывания каждой группы.

Окружающий мир, тема «Листвы прощальная краса».

Белая шляпа получает задание: «Представьте, что вы учёные. Что бы вы рассказали об осени?»

Желтая шляпа: «Расскажите, чем вам нравится осень?»

Черная шляпа: «Расскажите, что вам не нравится в осени».

Красная шляпа: «Представьте, что вы поэты и художники. Какие слова и краски вы подобрали бы, чтобы рассказать об осени?»

Зеленая шляпа: «Если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в осени?»

Синяя шляпа: «Вы обобщаете высказывания всех остальных групп об осени».

Группам «белая шляпа и красная шляпа» можно давать предварительное задание. В данном случае «Белой шляпе»: прочитать в энциклопедии, что такое осень, почему наступает осень, какие изменения происходят в природе осенью и т. д. «Красной шляпе»: подготовить и выучить красивые стихи об осени. Найти репродукции картин на которых изображена осень».

Главным является создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке, от которой зависит благоприятное общение УЧИТЕЛЬ -УЧЕНИК

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 14.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области