Особенности работы психолога с родителями.
В настоящее время следует отметить повышение внимания к семье со стороны институтов воспитания. Интерес к семье как к педагогической системе обусловлен тем, что на протяжении последних десятилетий всё больше проявляются признаки кризиса российской семьи. Для школы кризис семейного воспитания проявляется в затруднении педагогической работы как с детьми, так и их родителями. Отсутствие знаний о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребёнка, не позволяет родителям осуществлять воспитание, которое принесло бы позитивный результат. Как правило, в таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми. В итоге авторитетом для них становиться внешнее, зачастую негативное окружение, что может привести к выходу ребёнка из-под влияния семьи. Приходя в школу, ребенок переходит к учебной деятельности, осваивает новую для себя социальную позицию, новую роль ученика, происходит расширение сферы его взаимодействия с окружающим миром. У ребенка начинает формироваться положительное отношение к образованию, школе, педагогам и сверстникам. Успешное и своевременное формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности тесно связано с активной позицией учителя и родителей, что определяет важность их взаимодействия в школе.
От семьи функция воспитания передается школе, продолжая оказывать сильное влияние на ребенка. В процессе формирования его личности он приобретает двух мощных субъектов воспитания. Первичным субъектом выступает семья, вторичным, таким же мощным — школа. Задача педагогов и родителей – поддержать его на этом пути, оказать ему помощь в этом становлении. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешна при условии, если они станут союзниками. Это даст им возможность лучше узнать ребенка, позволит увидеть его в разных ситуациях и таким образом взрослые начнут понимать индивидуальные особенности детей, осознано развивать их способности при формировании ценностных жизненных ориентиров, помогать в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Современную школу невозможно представить без психолого-педагогического сопровождения. Основным средством установления контакта с родителями для психолога является он сам, вернее его имидж, включающий в себя профессиональные знания, умение их преподносить и умение общаться.
Родители легче идут на контакт с психологом, если они его видели, знают о его работе. К сожалению, ожидание в кабинете запросов от родителей не способствует тому, чтобы родители узнали, что психолог тоже воспитывает их ребенка. Поэтому, особенно на начальном этапе работы, психолог должен сделать все для того, чтобы о его функциях и о нем самом узнали. Имеет смысл выступать на родительских собраниях с краткой презентацией своей работы, активнее общаться с педагогами, которые, по сути, являются посредниками между родителями и психологом, быть доброжелательным и открытым для общения. Взаимодействие с родителями начинается через обмен информацией:
Обмен информацией с родителями направлен на то, чтобы включить родителей в происходящие в образовательном учреждении процессы, принимать совместные решения относительно образования детей.
Наиболее трудным представляется мотивирование родителей на работу с психологом: нередко они плохо понимают, зачем прикладывать столько усилий. Поэтому один из способов мотивирования родителей на взаимодействие является открытость психолога. В беседе родителям ребенка четко озвучиваются его трудности в обучении и оговариваются два пути развития событий: первый — когда психолог совместно с родителями, а возможно и с другими специалистами работает с ребенком (или с семьей) над преодолением проблемы и второй — все остается как есть. Принимая решение, по какому пути пойти, родители должны иметь ясное представление о цели психологической работы, позитивно представлять себе изменения (чтобы к ним имело смысл стремиться) и о ждущих его ребенка неприятностях при выборе родителями пассивной позиции. Как правило, если то или иное решение принято, то родители берут на себя ответственность за свою «часть взаимодействия».
В любом случае выбор пути — это дело только родителей, и психолог может лишь сопроводить процесс принятия решения. Если психолог излишне активно склоняет родителей к принятию «нужного» решения, тем самым он снимает с родителей ответственность за ребенка, беря ее на себя. Это крайне негативно может сказаться как на работе психолога, так и на его взаимоотношениях с родителями. Нередко встречаются родители, которые, проявляя крайнюю пассивность и нерешительность, как бы провоцируют специалиста принять решение за них. Этого нельзя делать ни в коем случае. Часто в эту «ловушку» попадают именно молодые специалисты, считающие своим долгом помогать людям и склонные брать ответственность на себя. Однако нужно иметь в виду, что подобное поведение родителей всего лишь игра, провоцирующая другого решить проблему, и тут крайне важно не поддаться на уловки. К сожалению, прогноз относительно работы с такими родителями крайне неблагоприятен.
Сформулируем некоторые правила мотивирования родителей на совместную работу:
Обсудив основы взаимодействия с родителями, сформулируем общие правила коммуникации: