Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Каллиграфия как средство развития индивидуальных творческих способностей.

Знакомство с методической разработкой направленной на развитие индивидуальных творческих способностей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Каллиграфия как средство развития индивидуальных творческих способностей.

Здравствуйте уважаемые коллеги. Я руководитель школьного кружка изобразительного искусства «Личный почерк» работающей в школе № 35 в городе Златоусте Челябинской области. Работа нашего кружка ведется по одноименной программе.

Каждый художник, рано или поздно встает перед вопросом как найти свой индивидуальный стиль и личную манеру рисунка. Рисовать «по своему» - как это? Поиск своей манеры считается процессом индивидуальным. Личная манера воспринимается вроде проекции личной насмотринности, вкуса и характерных особенностей автора. Однако развитие этих качеств не всегда обеспечивает художника для достижения остроты собственной манеры рисунка. Человек с правильным художественным вкусом, прошедший академическую школу, имея широкий кругозор в истории искусств и владеющий академическим рисунком, зачастую не обладает личной манерой, а только подражает своим учителям или художникам прошлого, которых берет за образец стиля.

Основным способом развития индивидуального почерка в рисовании считается невмешательство в работу ученика. Учитель старается как можно меньше править работу своей рукой. Обеспечивая тем самым максимальную свободу творчества начинающего художника. Так же практикуются задания направленные на развитие видения композиции в поисках мотивов для этюдов и картин. В работе над такими заданиями ученик учится фокусировать внимание на том, что привлекает лично его в окружающем мире. Ученик проникается интересом к жизни и в то же время выражает самого себя. Как бы фильтруя через личное видение тот поток информации, который окружает его. Все это безусловно влияет на развитие творческой индивидуальности. Но и этого недостаточно, что бы рисовать «По своему». Когда юный художник представил, что он хочет нарисовать и взялся за карандаш, в процессе работы он снова впадает в подражательную манеру. Навязанную ему в процессе обучения.

Как помочь овладеть рисунком не навязывая манеры ведения рисунком?

В процессе занятия творчеством и наблюдая за учениками. Мной был замечен такой момент:

Рисовальные альбомы учеников прошедших единый курс занятий имеют ряд общих черт состоящих из типичных ошибок и типичных достоинств, свидетельствующих о успешном прохождении курса. И в целом все они очень напоминают друг друга. Отличить эти альбомы можно только по индивидуальной подписи владельца, которая указывает на фамилию и имя автора. Кроме того личная подпись сделанная ребенком имеет ярко выраженный индивидуальный почерк. Пусть не всегда эстетичный, но всегда яркий по своей индивидуальности. Нет ли в этом какой-то взаимосвязи?

«Я Люблю рисовать буквы» - гласит один из девизов каллиграфического искусства. И несет в себе очень точное замечание! Что мы делаем, когда пишем? Мы вырисовываем буквы одну за другой. Так почему же, когда человек пишет, личность автора выражается ярче, чем в рисунке образа?

Дело в том, что во время письма человек максимально расслаблен. Процесс идет как бы автоматически. Изображает буквы он почти подсознательно. И буквы принимают «естественную» форму для автора. В процессе рисования, человек напряженно следит за изображаемой формой, что с одной стороны придает рисунку точность, но с другой – не дает проявиться характеру рисующего.

Еще один постулат гласит: «Каллиграфия – это путь к достижению легкости руки и твердости линий.»

И я задался вопросом: Если в личном почерке есть личный стиль письма, то можно ли использовать этот стиль в рисунке?

Стоит взглянуть на работы мастеров графики работающих с линей и сравнить их с автографами. И по возможности с письмами написанными собственной рукой.

-Пикассо –Матисс –ВанГог –Рушева.

На примере творчества этих художников хорошо видно, как повторяются изгибы линий, используемые в рисунках и письме авторов. Данный Ряд экспериментальных сравнений показывает, что да. И если эта взаимосвязь существует, то значит, ее можно установить намеренно. Используя специальные упражнения.

Однако прежде чем поставить руку, отталкиваясь от личного почерка, мы встречаемся с преградой, заключающуюся в том, что не всякий личный почерк является устоявшейся манерой автора. Особенно когда речь идет о детском или подростковом почерке. Такому почерку свойственны изменения, которые происходят под воздействием многих психологических, эмоциональных факторов.

Мы живем во время IT-технологий. Все меньше времени проводим с ручкой в руках. Недостаточное количество времени, отводимое на упражнения в письме, привели современное общество к тому, что преобладающая часть почерков, по классическим меркам, является испорченной. (Испорченный почерк)

Поэтому прежде, чем выявить стиль из личного почерка необходимо вести работу над самим почерком именно в письме. В этом как нельзя лучше помогает овладение курсом каллиграфии. Умение писать каллиграфически. Знание шрифтов и умение их воспроизводить от руки способствует постановки руки и глаза. С начала в письме, позже этот навык проецируется и на рисунок.

Однако, возникает новая преград: Каллиграфы знают. Что умение писать каллиграфически еще не обеспечивает того, что человек выработает правильный почерк. Очень часто талантливые люди обладают ужасным почерком, но при этом способны писать очень красиво. Самым ярким примером этого является творчество А.С Пушкина.

Это значит, что требуется более глубокая работа, нежели просто привитие способности писать каллиграфически. Важно писать свободно, легко. И получается, что для правильного почерка важна не столько каллиграфичность, сколько гармоничность. Когда гармония станет привычкой, письмо станет красивым. А для обеспечения развития личных черт почерка важно концентрировать внимание не столько на известных образцах письма, сколько на личных предпочтениях автора. Отправной точкой поиска личного почерка должна стать фантазия юного художника.

По мере овладения рукой в письме и рисунке, у юного художника вырабатываются легкость и точность. Благодаря чему художник может рисовать непосредственно и свободно.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области