Развитие мелкой моторики
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В.А. Сухомлинский
Мелкая моторика – это тонкие движения кистей и пальцев рук. То, как ловко ребенок в раннем детстве строит башни из кубиков, одевает куклу и управляется ложкой за обедом - зависит именно от развития мелкой моторики. Дошкольник выдаст свой уровень владения рукой клея аппликацию или собирая конструктор из мелких деталей. Нетренированного первоклассника учитель быстро вычислит по первым прописям: если ребенок предпочитал футбол мозаике, то и почерк у него, как правило, хуже.
Поэтому лучше раньше начать готовить детскую руку к сложным и тонким операциям.
Мелкая моторика у детей – основа развития таких психических процессов, как внимание, память, восприятие, мышление и речь. Развивать ее важно для детей любого возраста. Почти все, чем занят маленький ребенок (кроме подвижных игр), - это операции с предметами, через которые он не только узнает их свойства и назначение, но и знакомится с миром в целом.
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у ребенка дошкольного возраста через продуктивную деятельность педагога и родителя
(лепка, вырезание, нетрадиционные техники изобразительной деятельности, карандаши, счетные палочки, бумага, вода, песок, пластилин, бумажные куклы, пуговицы, крупа, бусы, природный материал, развивающие игрушки, веревки, шнурки)
Задачи:
Методы и приемы работы:
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей;
- работа с родителями посредством родительских собраний, индивидуальных консультаций.
Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействуют на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.
Игра «Три колодца».
Начинается с поглаживания большого пальца:
- Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы:
Дальше слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:
- Здесь вода холодная, - нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему, профилактика простуды. Теперь провести пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавить на сгиб:
- Здесь вода теплая, - мы регулируем работу легких.
Далее движения вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажать на него – мы почти закончили «массаж легких»:
- Здесь вода горячая…
- А тут кипяток! – Пощекотать малыша под мышкой. Он засмеется – а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.
Диагностика развития мелкой моторики рук в детском саду
Для правильного планирования работы педагог должен проводить диагностику развития мелкой моторики воспитанников ДОУ. Диагностика проводится по следующим критериям:
Ребёнок в 1-2 года
строит башню из трех маленьких кубиков;
строит пирамиду из четырех колец, нанизанных на стержень;
вставляет 5 колышков в отверстия;
переворачивает по 2-3 страницы книги за раз;
рисует на бумаге хаотичные линии и фигуры;
нажимает кнопки;
рисует, используя движения всей руки, меняя руку, делая взмахи руками;
ест при минимальной помощи родителей;
использует жесты в общении;
подносит ложку ко рту;
самостоятельно берет чашку и пьет из нее.
Негативные последствия в случае, если навыки не развиты
недостаточно развита сила рук и пальцев;
недостаточно развиты игровые навыки;
недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема пищи);
недостаточно развит навык обращения с предметами.
Ребёнок в 2-3 года:
нанизывает 4 большие бусины;
переворачивает по одной странице книги;
режет ножницами;
держит карандаш большим и указательным пальцами, а не в сжатом кулаке;
большинство действий делает одной рукой;
делает круговые, вертикальные и горизонтальные движения руками;
рисует линии, точки, круги, используя движения кистей рук;
раскатывает, разделяет на куски и мнет пластилин;
самостоятельно ест.
Негативные последствия в случае, если навыки не развиты
неготовность к занятиям письмом;
избегание работы с карандашом;
недостаточно развиты навыки хватания и движения рук при работе с карандашом;
недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема пищи);
недостаточно развит навык рисования.
Ребёнок в 3-4 года:
строит башню из 9-ти маленьких кубиков;
рисует круг по заданному образцу;
рисует перекрещивающиеся линии;
лепит из пластилина (шарики, змейки, лепешки);
использует вспомогательную руку для поддержки предметов и помощи ведущей руке;
режет бумагу ножницами.
Негативные последствия в случае, если навыки не развиты
недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема пищи);
неготовность к занятиям письмом;
недостаточно развит навык обращения с мелкими предметами (игрушками, карандашами, ножницами);
расстройство из-за неумения обращаться с мелкими предметами.
Ребёнок в 4-5 лет
вырезает по контуру;
рисует пересекающиеся линии;
рисует квадрат;
пишет свое имя;
пишет числа от 1 до 5;
пишет буквы;
навыки ведущей руки явно преобладают над навыками вспомогательной;
самостоятельно одевается и снимает одежду.
Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:
трудности с удержанием и обращением с карандашом;
трудности с написанием имени и букв;
зависимость от родителей в повседневных делах (таких как, например, одевание);
расстройство из-за неумения обращаться с карандашом и избегание подобной работы.
Ребенок в 5-6 лет
вырезает простейшие фигуры;
рисует треугольник;
раскрашивает по контуру;
берет карандаш тремя пальцами;
приклеивает кусочки бумаги, делает аппликации;
рисует простейшие рисунки.
Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:
трудности с правильным написанием букв и цифр;
слабо развиты навыки письма;
трудности с выполнением письменных заданий в детском саду;
быстрая утомляемость при работе карандашом;
расстройство из-за неумения обращаться с карандашом и избегание подобной работы.
Ребёнок в 6-7 лет:
правильно пишет большинство букв и цифр;
пишет на разлинованной бумаге (в тетради и т. д.);
уверенно рисует карандашом, движения рук при этом хорошо развиты;
хорошо развита моторика для занятий письмом;
строит различные модели из конструкторов;
самостоятельно завязывает шнурки.
Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:
трудности с выражением мыслей в письменной форме;
быстрая утомляемость при занятиях письмом;
трудности в школе из-за низкой скорости письма;
неразборчивый почерк;
низкая самооценка из-за низкой успеваемости в школе;
проблемы с поведением из-за избегания работы с карандашом.
Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную моторику?
-Запускать пальцами мелкие волчки.
-Разминать пальцами пластилин, глину.
-Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики. Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался).
-Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
-Двумя пальцами руки (указательным и сред ним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.
-Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять. Показать отдельно только один палец - большой. Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
-Махать в воздухе только пальцами.
-Кистями рук делать «фонарики».
-Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
-Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались).
-Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
-Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).
-Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
-Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
-Закручивать шурупы, гайки.
-Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
-Складывание матрешек.
-Игра с вкладышами.
-Рисование в воздухе.
-Игры с песком, водой.
-Мять руками поролоновые шарики, губку.
-Рисовать, раскрашивать, штриховать.
-Резать ножницами.
-Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.).