Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.

цель - изучить материал по развитию мелкой моторики дошкольников задачи - 1. составить рекомендации для воспитателей групп детского сада 2. предложить игры воспитателям для индивидуальной работы с детьми

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие мелкой моторики

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В.А. Сухомлинский

Мелкая моторика – это тонкие движения кистей и пальцев рук. То, как ловко ребенок в раннем детстве строит башни из кубиков, одевает куклу и управляется ложкой за обедом - зависит именно от развития мелкой моторики. Дошкольник выдаст свой уровень владения рукой клея аппликацию или собирая конструктор из мелких деталей. Нетренированного первоклассника учитель быстро вычислит по первым прописям: если ребенок предпочитал футбол мозаике, то и почерк у него, как правило, хуже.

Поэтому лучше раньше начать готовить детскую руку к сложным и тонким операциям.

Мелкая моторика у детей – основа развития таких психических процессов, как внимание, память, восприятие, мышление и речь. Развивать ее важно для детей любого возраста. Почти все, чем занят маленький ребенок (кроме подвижных игр), - это операции с предметами, через которые он не только узнает их свойства и назначение, но и знакомится с миром в целом.

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у ребенка дошкольного возраста через продуктивную деятельность педагога и родителя

(лепка, вырезание, нетрадиционные техники изобразительной деятельности, карандаши, счетные палочки, бумага, вода, песок, пластилин, бумажные куклы, пуговицы, крупа, бусы, природный материал, развивающие игрушки, веревки, шнурки)

Задачи:

Методы и приемы работы:

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей;

- работа с родителями посредством родительских собраний, индивидуальных консультаций.

Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействуют на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.

Игра «Три колодца».

Начинается с поглаживания большого пальца:

- Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы:

Дальше слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:

- Здесь вода холодная, - нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему, профилактика простуды. Теперь провести пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавить на сгиб:

- Здесь вода теплая, - мы регулируем работу легких.

Далее движения вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажать на него – мы почти закончили «массаж легких»:

- Здесь вода горячая…

- А тут кипяток! – Пощекотать малыша под мышкой. Он засмеется – а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.

Диагностика развития мелкой моторики рук в детском саду

Для правильного планирования работы педагог должен проводить диагностику развития мелкой моторики воспитанников ДОУ. Диагностика проводится по следующим критериям:

Ребёнок в 1-2 года

строит башню из трех маленьких кубиков;

строит пирамиду из четырех колец, нанизанных на стержень;

вставляет 5 колышков в отверстия;

переворачивает по 2-3 страницы книги за раз;

рисует на бумаге хаотичные линии и фигуры;

нажимает кнопки;

рисует, используя движения всей руки, меняя руку, делая взмахи руками;

ест при минимальной помощи родителей;

использует жесты в общении;

подносит ложку ко рту;

самостоятельно берет чашку и пьет из нее.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

недостаточно развита сила рук и пальцев;

недостаточно развиты игровые навыки;

недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема пищи);

недостаточно развит навык обращения с предметами.

Ребёнок в 2-3 года:

нанизывает 4 большие бусины;

переворачивает по одной странице книги;

режет ножницами;

держит карандаш большим и указательным пальцами, а не в сжатом кулаке;

большинство действий делает одной рукой;

делает круговые, вертикальные и горизонтальные движения руками;

рисует линии, точки, круги, используя движения кистей рук;

раскатывает, разделяет на куски и мнет пластилин;

самостоятельно ест.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

неготовность к занятиям письмом;

избегание работы с карандашом;

недостаточно развиты навыки хватания и движения рук при работе с карандашом;

недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема пищи);

недостаточно развит навык рисования.

Ребёнок в 3-4 года:

строит башню из 9-ти маленьких кубиков;

рисует круг по заданному образцу;

рисует перекрещивающиеся линии;

лепит из пластилина (шарики, змейки, лепешки);

использует вспомогательную руку для поддержки предметов и помощи ведущей руке;

режет бумагу ножницами.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема пищи);

неготовность к занятиям письмом;

недостаточно развит навык обращения с мелкими предметами (игрушками, карандашами, ножницами);

расстройство из-за неумения обращаться с мелкими предметами.

Ребёнок в 4-5 лет

вырезает по контуру;

рисует пересекающиеся линии;

рисует квадрат;

пишет свое имя;

пишет числа от 1 до 5;

пишет буквы;

навыки ведущей руки явно преобладают над навыками вспомогательной;

самостоятельно одевается и снимает одежду.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

трудности с удержанием и обращением с карандашом;

трудности с написанием имени и букв;

зависимость от родителей в повседневных делах (таких как, например, одевание);

расстройство из-за неумения обращаться с карандашом и избегание подобной работы.

Ребенок в 5-6 лет

вырезает простейшие фигуры;

рисует треугольник;

раскрашивает по контуру;

берет карандаш тремя пальцами;

приклеивает кусочки бумаги, делает аппликации;

рисует простейшие рисунки.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

трудности с правильным написанием букв и цифр;

слабо развиты навыки письма;

трудности с выполнением письменных заданий в детском саду;

быстрая утомляемость при работе карандашом;

расстройство из-за неумения обращаться с карандашом и избегание подобной работы.

Ребёнок в 6-7 лет:

правильно пишет большинство букв и цифр;

пишет на разлинованной бумаге (в тетради и т. д.);

уверенно рисует карандашом, движения рук при этом хорошо развиты;

хорошо развита моторика для занятий письмом;

строит различные модели из конструкторов;

самостоятельно завязывает шнурки.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

трудности с выражением мыслей в письменной форме;

быстрая утомляемость при занятиях письмом;

трудности в школе из-за низкой скорости письма;

неразборчивый почерк;

низкая самооценка из-за низкой успеваемости в школе;

проблемы с поведением из-за избегания работы с карандашом.

Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную моторику?

-Запускать пальцами мелкие волчки.

-Разминать пальцами пластилин, глину.

-Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики. Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался).

-Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

-Двумя пальцами руки (указательным и сред ним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.

-Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять. Показать отдельно только один палец - большой. Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

-Махать в воздухе только пальцами.

-Кистями рук делать «фонарики».

-Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

-Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались).

-Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

-Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).

-Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

-Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

-Закручивать шурупы, гайки.

-Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

-Складывание матрешек.

-Игра с вкладышами.

-Рисование в воздухе.

-Игры с песком, водой.

-Мять руками поролоновые шарики, губку.

-Рисовать, раскрашивать, штриховать.

-Резать ножницами.

-Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области