Вдовина Ольга Владимировна,
воспитатель,
МБДОУ Детский сад № 57, г. Бийск, Алтайский край
Развитие коммуникативных способностей дошкольников в условиях информационно-образовательного пространства.
Развитие личности, становление ее жизнедеятельности находится в прямой зависимости от социального окружения, в котором она живет и развивается. Взаимодействуя с другими людьми, ребенок удовлетворяет одну из самых важных социальных потребностей – потребность в общении, которая, по мнению отечественного психолога Л.И. Божович, несет в себе изначальную силу, побуждает психическое развитие ребенка, развивается вместе с ним, является базой для развития других его социальных потребностей.Коммуникация – это «процесс взаимодействия между различными субъектами коммуникации, при котором осуществляется обмен информацией. Коммуникативный процесс носит двусторонний характер и предполагает последовательность этапа формирования, передачи, приёма, декодирования и использования информации при её обмене коммуникантами».
Таким образом, уже в дошкольном возрасте коммуникативные потребности выходят за рамки родной семьи и в жизни ребенка появляются друзья и товарищи. В этот период основное взаимодействие детей между собой происходит в игре. Именно в игре они постигают и учатся применять вербальные и невербальные средства и способы коммуникации, образцы поведения в различных ситуациях, способы эмоционального реагирования.
В качестве основных педагогических условий, которые реализовывались нами в процессе работы по развитию коммуникативных навыков, выступали:
- создание доброжелательной, эмоционально благополучной атмосферы для общения детей;
- организация и обеспечение речевой среды;
- систематическое проведение работы по пополнению и активизации словаря, развитие всех сторон речи;
- использование комплекса методов и средств для развития диалогических умений.
Дети лучше воспринимают новый материал за счет того, что ИКТ- игра несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать. ИКТ обладает яркостью, наглядностью, понятны детям. У дошкольников повышается мотивация к работе на занятии за счет мультимедийных эффектов – движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, вызывают у него интерес к деятельности и отражают один из главных принципов создания совместного занятия – привлекательности.
Информационные технологии дают возможность качественно обновить образовательный процесс в ДОУ и открывают новые возможности для педагогов в образовании и воспитании детей.
В современном образовательном процессе актуален подход, основанный на взаимодополнении двух технологий – игровой и компьютерной. Так например в процессе совместной деятельности по развитию речи разные виды деятельности объедены в одно целое и дополняют друг друга. В организованной образовательной деятельности по развитию речи дети знакомятся с различными видами ИКТ игр учатся общаться, пополняют словарный запас. Игры – презентации с использованием различного сортирования, пазл, ребусов, кроссворды интересны для детей. Информация на экране ноутбука в игровой форме вызывает огромный интерес: детей вступают в диалог и высказывают свои мысли.В нашем детском саду проходил конкурс методических разработок по игровой деятельности «Волшебный мир игры, с использованием ИКТ» Созданные игры стали накоплением игровой базы ДОУ. Так же игры были опробованы в организованной образовательной деятельности с детьми.
Практика показала, что при систематическом использовании ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность восприятия нового материала значительно повышается.
Во время выполнения игровых упражнений у детей активируется зрительная, моторная и слуховая память, что ведет к формированию необходимых речевых навыков. За счет одновременного выполнения ребенком нескольких видов деятельности, повышается концентрация непроизвольно внимания. Интерактивная игра дает возможность ребенку исправить допущенные ошибки и почувствовать себя успешным за счет системы различных поощрений. Воспитанники становятся не только активными, но и заинтересованными участниками образовательного процесса, что способствует отличной результативности обучения.
Литература
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2002.
2. Скитская Л.В. Научно-педагогические основы коммуникативного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста // Педагогика и психология образования. 2013. № 2. С. 50-57.
3. Комарова Т. С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании [Текст]: учебное пособие / Т. С. Комарова, А. В. Туликов, И. М. Комарова – М.: Мозаика-синтез, 2011