Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Особенности развития социального творчества подростков

Цель теоретически обосновать особенности социального творчества подростков и составить план мероприятий по его развитию. Задачи 1Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме 2Определить исходный уровень развития социального творчества подростков. 3Составить и частично апробировать план мероприятий по развитию социального творчества обучающихся.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….4

Глава 1. Теоретические основы развития социального творчества обучающихся………………………………………………………………............……7

Глава 2. Практические основы развития социального творчества обучающихся………..........……………………………………………………………20

2.1. Диагностическая работа по изучению социального творчества подростков...........................................................................................................................20

2.2. План мероприятий по развитию социального творчества подростков...........................................................................................................................28

Заключение………………………………………………………………......….34

Список литературы…………………………………………….........................35

Введение

Актуальность исследования. На сегодняшний день проблема творчества людей приобретает особую актуальность и значимость. Это продиктовано созданием новой концепции социального прогресса, определением места и роли в обществе для каждого человека. В настоящее время уже не нужно доказывать, что существует особый тип результатов образования, он связан с социализацией обучающихся. Однако задачу социализации можно трактовать по-разному. Наиболее принципиальное различие связано с пониманием социализации либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как обеспечения возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума.

Основным содержанием второго понимания социализации является перевод ребенка, подростка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов. Речь идет о формировании юного субъекта социального творчества.

В настоящее время обществу требуются современные педагогические технологии, особые условия развития ребенка, соответствующая социальная и педагогическая среда, в которой дети могут освоить опыт организации своей жизни, учится творчески жить и ответственно работать. Одним из возможных вариантов достижения результата может быть, включение детей в различные виды социального творчества. Это связанно со способностью человека изменять ситуацию в своём сознании отношение к жизни. Одним из условий для формирования готовности к социальному творчеству является подключение детей в преобразующую деятельность, в процесс, который достигает зримый, конкретный результат, а вместе с ним и воспитательный эффект- формируются определённые качества личности, способность делать самостоятельный выбор, умение организовать других и себя.

Именно в результате преобразующей, созидательной деятельности ребёнок «реализует себя как личность, влияя на окружающих людей и их отношения» (А.В.Мудрик).

Динамичное развитие современного общества может обеспечить активная созидающая личность. Общество нуждается в людях с такими качествами как: социальная активность, активная гражданская позиция и социальное творчество. Механизмом, обеспечивающим поступательное развитие современного общества, наряду с перечисленными качествами является, социальное творчество. Под социальным творчеством мы понимаем особую характеристику человеческой деятельности, которая направлена на преобразование социальной среды, так и на самого субъекта деятельности в процессе его социализации.

Творчество по своей природе отражает способность человека изменять, преобразовывать, создавать нечто новое. Исследователи творческих способностей человека обращают наше внимание на то, что всякое творчество- по совей сути – социальное, т.к. именно в обществе развиваются и реализуются способности человека. Понятие «социальное творчество» вошло в отечественную педагогическую науку в середине 80-х гг. XX века, однако исследование этого явления имеют многолетнюю историю. На разных исторических этапах развития страны менялись подходы педагогической науки к исследованию проблем, связанных со становлением активной жизненной позиции, участием детей в преобразовании окружающей действительности. [10].

Объект исследования: развитие социального творчества подростков.

Предмет исследования: особенности развития социального творчества подростков.

Цель: теоретически обосновать особенности социального творчества подростков и составить план мероприятий по его развитию.

Задачи:

Методы исследования: Теоретические: анализ педагогической, социологической, психологической литературы; Эмпирические: анкетирование, анализ, синтез, обобщение.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы развития социального творчества обучающихся

Для определения сущности социального творчества обратимся сначала к рассмотрению необходимых для этого основных понятий.

Социальное творчество - наиболее зрелая форма социальной активности, высшая форма социальной деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование сложившихся и создание качественно новых форм социальных отношений и социальной действительности. Оно предполагает мобилизацию всех интеллектуальных, духовных и физических сил, позволяет личности предельно полно раскрыть свои способности, направить энергию на достижение интересов общества, коллектива [4].

Социальное творчество направлено на самообразование, освоение социально-культурного опыта предшествующих поколений, на формирование культурной среды обитания, а также на совершенствование и создание новых форм общественных отношений.

Социально-культурный опыт — это общественно-исторический опыт. Он многообразен и порождается массой различных факторов, в первую очередь трансляцией социально-культурного опыта. Механизм трансляции осуществляется через следующие институты: религия, искусство, образование, воспитание, просвещение, традиции. Основой передачи социокультурного опыта являются социокультурные традиции, что позволяет рассматривать их трансляцию, как важнейшую составляющую в усвоении актуализированной части социокультурного наследия в различных обществах [8].

Социальное творчество вынужденно постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. Это важнейший механизм развития как личности, так и общества. Используя в своих целях информацию, человек строит свою творческую деятельность, создавая и развивая мир вокруг себя. В свою очередь, преобразовательная активность не только изменяет мир, но и развитие самого человека. Преображая реальность, человек постигает в себе всё самое уникальное, принадлежащее только ему как живому существу, открывая простор для самореализации своего индивидуального творческого потенциала. В творчестве как деятельности, главное - сам человек, его мотивы, потребности, интересы, стремления к самореализации, развитию, самосовершенствованию. Творчество всегда есть преодоление личностью себя, своей инертности, консерватизма, ограниченности. На личностном уровне творчество проявляется в повседневной и профессиональной деятельности. Всё творчество - социально: именно в обществе развиваются и реализуются способности человека, формируется социальный спрос на то или иное новшество, удовлетворяются социальные потребности в данном новшестве, находится потребитель данного нового.

Анализируя литературу, можно выделить два подхода к пониманию социального творчества:

- обществоведческий: высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия;

- педагогический: активная деятельность молодых людей в социуме и конструирование социальной среды с целью социализации и развития личности.

Социальное творчество выполняет функции выражения интересов молодежи [1].

В основе социального творчества лежат:

1. Социальное проектирование - способ выражения идеи по улучшению состояния окружающей среды языком конкретных целей и задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла в конкретные сроки.

2. Конструирование - процесс моделирования определенных интерпретаций различных идей в организации той или иной деятельности.

3. Программирование — это согласование целей и средств достижения эффективных условий реализации деятельности.

4. Планирование - разработка и практическое осуществление планов, определяющих будущее состояние социальной сферы, путей, способов и средств его достижения. [3].

Результатами социального творчества являются:

Способности к самосовершенствованию — не привилегия избранных, а важнейший атрибут человеческой жизнедеятельности. Источником активности множества людей и отдельной личности являются существующие потребности и интересы, глубина и сложность решаемых задач. Появление новых социальных интересов, целей и задач, требующих неординарного подхода, активизирует людей.

В основе социального творчества лежит социальная активность. Социальная активность является основой социального творчества. Существует множество определений социальной активности. Обратимся к некоторым из них.

Социальная активность — деятельное, мотивированное участие индивидов в преобразовании объективных социальных условий, в таком их изменении, которое способствует более полному достижению интересов и удовлетворению потребностей. [4]

Социальная активность — это системообразующее качество, характеризующее целостность личности. Данное качество проявляется в усвоении социальных ценностей и реализации своих целей с учетом интересов общества. [5]

Ф.А. Батурин вычленяет следующие уровни социальной активности: творческий, репродуктивно - творческий, репродуктивный, пассивный.

а) высокого уровня активность предполагает высокий уровень творчества;

б) среднего уровня активность отличается ответственным отношением к обязанностям, но с перевесом репродуктивной деятельности;

в) пассивная позиция характеризуется низким уровнем активности, конформизмом на здоровой основе, добрыми намерениями, но не подкрепленными навыками и умениями; пассивную с потенциально негативной направленностью, в основе которой лежит скептицизм, конформизм на основе социальных разочарований.

Выделенные показатели отражают важнейшие характеристики категории «социальная активность» и позволяют представить характер ее проявления у личности на определенных уровнях.

Уровень социальной активности рассматривается в научной литературе как мера развитости способности личности воздействовать на окружающую среду, изменяя и преобразуя ее в социально значимом направлении. На основе дифференцированного подхода, опираясь на данные психологических, педагогических наук, позволяющих анализировать процесс социализации и формирования его конечного результата − социальной активности и социально-творческого развития в условиях образовательной организации, были выделены и охарактеризованы следующие уровни социального творчества обучающихся: оптимальный, достаточный, удовлетворительный, недостаточный, негативный.

Оптимальный уровень на соответствующем возрастном этапе представляется наличием полных знаний о социальной действительности, нравственных ценностях, широких социально-личностных интересов, выражающих социальные мотивы; способах оптимального поведения в различных жизненных и учебных ситуациях, активное участие в социально значимых видах деятельности. Для учащихся с оптимальным уровнем социально - творческих проявлений: высокий уровень нравственной культуры, толерантное отношение к окружающему; наличие социальной ответственности и положительного отношения к труду, сформированность базовых нравственных ценностей; наличие устойчивой системы социально ценных поступков, социального поведения; независимость и самостоятельность в собственных оценочных суждениях; активная жизненная позиция личности, которая свидетельствует о сознательном отношении личности к своей жизни; демонстрация организаторских и коммуникативных способностей, активное участие в общественных делах, различных видах учебной и внеучебной деятельности, ученическом самоуправлении.

Достаточный уровень предполагает наличие необходимого количества знаний о нравственных ценностях, социальной действительности, умение выделять оптимальные способы поведения в различных жизненных и учебных ситуациях, наличие самостоятельных оценочных суждений, возможно иногда зависящих от ситуации (особенно в подростковом возрасте), участие в делах класса, школы. Для учащихся этого уровня характерно: развитое толерантное отношение к окружающему и социальной ответственности, достаточно высокий уровень нравственной культуры; устойчивое ценностное отношение к учебной деятельности, осознанность путей и способов ее реализации; наличие самостоятельных оценочных суждений, но иногда зависящих от ситуации; проявление социальной позиции, в некоторых ситуациях – активной жизненной позиции личности; учащийся включается в различные виды общественной работы, однако это происходит не регулярно. Наблюдается выраженность интересов, проявляющаяся в принятии социальной ситуации, социально-ценностными поступками.

Удовлетворительный уровень характеризуется наличием определенного объема знаний о нравственных и учебных ценностях, социальной действительности, умением выделять оптимальные способы поведения в различных жизненных и учебных ситуациях. Учащиеся этого уровня отличаются средним уровнем нравственной культуры и толерантного отношения к окружающему; демонстрируют неустойчивое проявление социальной ответственности и положительного отношения к труду, зависимость от мнения окружающих людей, проявление независимых и самостоятельных оценочных суждений только в целях самоутверждения; характеризуются недостаточно устойчивой социальной позицией личности; при участии во внеучебной деятельности и общественных делах наблюдается преобладание роли исполнителя, действующего по заданному плану; наблюдается размытость интересов, нацеленность на адаптивность в социальной сфере.

Недостаточный уровень отличается единичным, несистемным характером знаний учащихся о нравственных ценностях, социальной действительности, затруднениями в умении выделять оптимальные способы поведения в различных жизненных и учебных ситуациях. Учащимся характерны: неоднозначный уровень нравственной культуры и толерантного отношения к окружающему; неустойчивое проявление социальной ответственности и положительного отношения к труду; недостаточно устойчивая социальная позиция личности, возможна зависимость от мнения референтной группы; игнорирование общественных поручений; неустойчивое отношение и преобладание внешней мотивации участия в деятельности, редкое участие в ней; тенденция к проявлению отрицательного поведения.

Негативный уровень характеризуется неумением выделять оптимальные способы поведения в различных жизненных ситуациях, низким уровнем нравственной культуры, отсутствием социальной ответственности и положительного отношения к учебе и труду, отсутствием социальной позиции, игнорированием учащимся общественных поручений либо отрицательным отношением к ним, выраженной тенденцией к устойчивому отрицательному поведению [10].

Таким образом, высокий уровень социальной активности нередко отождествляется исследователями [3; 11] с творческой активностью. Если в результате социальной активности создается новое, она достигает уровня творческой активности, направленной на создание нового, прогрессивного и проявляющейся при столкновении с решением принципиально новых задач. Эта активность отождествляется с самодеятельностью как свободной, сознательной деятельностью в различных сферах жизни общества. Она предполагает развитие всех способностей и талантов личности. Все это дает основания считать, что высший, творческий уровень социальной активности и есть социальное творчество, проявляющееся во всех сферах жизнедеятельности людей, в том числе в сфере культурной деятельности. Именно поэтому социальное творчество, можно определить как способ повышения мастерства, при котором осуществляется создание новых знаний, ценностей, норм, образцов, регулирующих жизнедеятельность человека.

1.2.Способы развития социального творчества подростков

Социальное творчество связано со способностью человека изменять ситуацию, преобразовывать в своем сознании отношение к жизни. Необходимым условием для формирования готовности к социальному творчеству является включение детей в преобразующую деятельность, в процессе которой достигается зримый, конкретный результат, а вместе с ним и воспитательный эффект — формируются определенные качества личности: способность делать самостоятельный выбор, умение организовывать себя и других, свое дело. Именно в результате преобразующей, созидательной деятельности ребенок «реализует себя как личность, влияя на окружающих людей и их отношения» (А. В. Мудрик) [5].

Одним из способов развития социального творчества исследователи определяют включенность обучающихся в систему школьного самоуправления.

Школьное самоуправление — это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности в школьном коллективе. Оно предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимопомощи и организаторских качеств.

Перед любой деятельностью всегда стоят цели и задачи, которые всегда преследуются и решаются. Целью школьного самоуправления является, прежде всего, формирование целостной, яркой, индивидуальной и высоконравственной личности, а также содружество преподавателей и учеников, то есть разновозрастных групп. Задач же здесь несколько: создать среду для самовоспитания учеников; организовать групповую и индивидуальную деятельность для учеников тем самым вовлекая их в жизнь школы; обучение всех учащихся социальным отношениям, а именно отношениям в обществе. Как мы видим, цели и задачи перед данным вопросам стоят абсолютно простые и на первый взгляд легко достигаемые, но это лишь на первый взгляд. Современная школа должна предоставлять своим учащимся возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, творческих объединений, ассоциаций, в работе школьных средств массовой информации, и, разумеется, создать необходимые условия для реализации их гражданских прав, в том числе права "избирать и быть избранным в руководящие органы", а также получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.

Для формирования целостной картины школьного самоуправления рассмотрим его формы.

Формы школьного самоуправления можно разделить на четыре группы:

1. Ученическое самоуправление. К нему относятся органы школьного самоуправления, созданные учениками и выражающие их интересы. Формами ученического самоуправления могут быть ученическая конференция, ученический совет, ученическое собрание класса и многие другие.

2. Родительское самоуправление. К нему относятся органы школьного самоуправления, созданные родителями. Наиболее распространены такие формы родительского самоуправления, как родительские комитеты.

3. Педагогическое самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные педагогами. Как правило, наиболее распространённым органом педагогического самоуправления является педсовет.

4. Общешкольное самоуправление. К нему относятся органы школьного самоуправления, созданные совместно учениками, педагогами и родителями. Эти органы самоуправления должны согласовывать интересы всех участников школьной жизни и поэтому, как правило, имеют полномочия принимать решения, имеющие общешкольное значение. [8]

Эффективным способом развития социального творчества является включение обучающихся в волонтерскую деятельность.

Слово «волонтер» произошло от латинского «voluntarius» – добровольный. В России волонтер и доброволец – это равнозначные понятия, обозначающие человека, который добровольно и безвозмездно выполняет какую-либо работу или занимается общественной деятельностью. Доброволец вкладывает в дело, которым занимается, свои навыки и время.

Волонтерская деятельность – это участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповеданий в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли.

Волонтерство объединяет и организует подростков вокруг решения важной задачи, направлено на формирование духовно-нравственных позиций современной молодежи. Волонтерское движение – новая философия, в основе которой лежит аксиологическая концепция уважения и безусловного принятия личности.

Стать волонтером может любой, профессия и взгляды на мир не имеют значения. Несовершеннолетним добровольцам нужно разрешение от родителей, а детей младше 14 лет во время волонтерских работ должны сопровождать официальные представители. Волонтерство может быть как индивидуальным, так и групповым. Существует множество направлений, в которых добровольцы могут проявить себя и принести пользу обществу. В числе основных – социальное, культурное, экологическое, медицинское и спортивное волонтерство. Добровольцы ездят в дома престарелых, общаются с пожилыми людьми, восстанавливают старинные усадьбы, проводят археологические раскопки, ищут пропавших людей, ведут наблюдения за птицами и помогают работе крупных мероприятий.

Основная задача волонтерства – системное вовлечение подростков в многообразные социальные проекты и развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности через организацию добровольческой деятельности.

Популяризация социальной помощи, благотворительности как мировоззренческой ориентации личности и образа жизни, развитие у подрастающего поколения патриотического отношения к своей истории. Волонтёрство становится для молодежи возможностью получения жизненного опыта, позволяет раскрыть их лучшие человеческие и гражданские качества, демонстрирует зрелость и приносит реальную пользу обществу [14].

Основная цель волонтерской деятельности направлена на развитие лидерских качеств и повышение гражданской ответственности в молодежной среде; пропаганду здорового и спортивного образа жизни; поддержку молодежных инициатив, ее стимулирование, объединение и знакомство лидеров молодежи округа [15]. Молодым перспективным лидерам дают возможность предметно обсудить наиболее острые и актуальные вопросы, волнующие современную молодежь, поделиться начинаниями и перспективными предложениями, которые особенно необходимы для эффективной реализации молодежной политики [16].

Важно отметить, что включение самих подростков в волонтерскую деятельность позволяет одновременно решить несколько задач:

1. охватить достаточно большую молодежную аудиторию, что важно при дефиците специально подготовленных психолого-педагогических кадров;

2. сформировать устойчивые антиалкогольные и антинаркотические установки как у самих волонтеров, так и у их собеседников, развить чувство самоуважения и ответственности;

3. через общественно полезное дело сформировать навыки, важные для взрослой жизни, в том числе для будущей профессиональной деятельности. Волонтеры могут участвовать в апробации и распространении просветительских материалов, в творческих массовых и досуговых мероприятиях, проводить профилактические занятия в виде бесед, деловых игр, тренинговых занятий и т.д. В свою очередь участие в волонтерской деятельности помогает подросткам и молодежи реализовать свое потенциальное стремление к лидерству, на какое-то время получить права и функции взрослого человека: самостоятельное планирование деятельности, ее реализация, несение ответственности за результаты своей работы, профилактика девиантного поведения. Все это формирует у волонтеров чувство ответственности за все происходящее вокруг, помогает им выработать гражданскую позицию в отношении к общественно значимым проблемам [17].

Особо следует обратить внимание на подростков, подверженных негативным влияниям социальной реальности, склонных на асоциальное поведение. Организация волонтерских объединений, деятельность которых будет направлена на профилактику девиантного поведения, может иметь положительные результаты, если будут созданы благоприятные для этого условия, будут применены научно обоснованные методы и способы работы с девиантными подростками и, наконец, если будет использован передовой опыт других регионов страны, безусловно, с учетом местной, региональной особенностей.

Таким образом, мы можем сказать, что волонтерская деятельность может стать одним из способов развития социального творчества подростков. Рост интереса к этой деятельности вырос, поэтому использование волонтерской деятельности будет актуально.

Глава 2. Практические основы развития социального творчества обучающихся

2.1. Диагностическая работа по изучению социального творчества подростков

Диагностическая работа проводилась на базе Жигаловской СОШ №1 им. Г. Г. Малкова. В исследовании принимали участие обучающиеся 8 «А» класса.

С целью определения уровня социальной адаптированности, активности, автономности подростков нами была использована методика изучения социализированности (Методика М. И. Рожкова)

Обучающимся предлагалось прочитать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием.

1. Стараюсь слушаться во всем своих педагогов и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать

16. Переживаю неприятности других, как свои

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Рис. 1.

Результат опроса позволил увидеть следующее. На утверждение «Что делать добро людям- главное в жизни» 47% обучающихся считает, что делать людям добро — это главное в жизни, 43% считают, что почти всегда, 7% очень редко и лишь 3% иногда.

Рис. 2.

На утверждения «Мне нравится помогать другим» 45% обучающихся ответили, что им нравится помогать другим, 34% ответили, что почти всегда, 14% ответили иногда и лишь 7% очень редко нравится помогать другим. Исходя из результатов анкетирования, ребятам нравится помогать другим людям.

Рис. 3.

На утверждение «Если я что- то задумал, то обязательно сделаю» 55% обучающихся ответили почти всегда, 21% иногда, 14 всегда и лишь 10% ответили, что, очень редко взявшись за дело обязательно сделают. Можно сделать вывод о том, что большинство ребят, всегда заканчивают начатые ими дела.

Рис. 4.

На утверждение «Общаюсь с товарищами, отстаиваю своё мнение» 52% обучающихся ответили, что почти всегда отстаивают своё мнение, 24% иногда отстаивают своё мнение, 14% всегда, 10% очень редко отстаивают своё мнение. Исходя из результатов, можно сделать вывод о том, что, общаясь с товарищами ребята отстаивают своё мнение.

Рис. 5.

На утверждение «Переживаю неприятности других, как свои» 4 человека ответил, что всегда переживают, 35% ответили, что почти всегда, 7 человек иногда, 3 человека очень редко принимают неприятности других, как свои и 0 человек никогда. Из этого можно сделать вывод о том, что ребята не всё равно на переживание других людей.

Определив, в рамках теоретического анализа, что волонтёрская деятельность является одним из эффективнейших способов развития социального творчества подростков, нами было приято решение выяснить, какие направления волонтёрской деятельности были бы интересны обучающимся, и в каких из них ребята хотели бы принимать участие. В связи с этим нами была составлена анкета, состоящая из 12 вопросов по ключевым направлениям волонтёрской деятельности.

Анкета

Цель: Определить в каком волонтерском направлении обучающемуся было бы интересно участвовать? Какое волонтёрское направление соответствует интересу обучающегося. И выыявить волонтёрское направления соответствующее интересам обучающихся. Определить интерес к волонтёрской деятельности

Уважаемый респондент, просим Вас ответить на 12 вопросов нашей анкеты. Вам необходимо выбрать вариант из предложенных или дать ответ развернуто.

Заранее благодарим Вас за участие и искренние ответы

Ваш возраст: ______ лет

Ваш пол: М Ж

__________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

__________________________________________________________________________________________________________________________

(можно указать 2 направления)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!

Анализ результатов анкетирования представлен в круговых диаграммах.

.

Рис. 1.

На вопрос «Учувствовали ли Вы, когда ни будь в волонтёрской деятельности?» 54 % ответили нет, 33 % ответили нет, но хотели бы попробовать и 13% ответили нет, никогда не занимался.

Рис. 2.

Исходя из полученных ответов обучающихся на вопрос «В каком волонтёрском направлении тебе было бы интересно учувствовать», можно сделать вывод, о том, что наиболее привлекательными направлениями волонтёрской деятельности оказались: экологическое, формирование ЗОЖ и общественно - полезная деятельность, менее интересными направлениями оказались: гражданско- патриотическое направление и медиа- волонтёрство (рис 2.).

Рис. 3.

На вопрос «Каким образом Вы готовы оказывать помощь» 50% обучающихся ответили, что готовы отдавать своё время (совершать поездки по детским домам, больницам, домам престарелых), и 25% ответили, что готовы учувствовать в организационной работе (подготовка в проведении мероприятий) и оставшиеся ребята ответили, что готовы делится своими умениями и навыками.

2.2. План мероприятия по развитию социального творчества подростков

Благодаря проведённому анкетированию мы определили, какие направления социального творчества интересны обучающимся и каким видом волонтёрства ребята хотели бы заняться. Наиболее привлекательными оказались: экологическое направление, формирование здорового образа жизни и общественно-полезная деятельность. В процессе волонтерской работы происходит восполнение дефицита социальной востребованности и реализации лидерского потенциала. Развиваются навыки и совершенствуются знания, которые пригодятся ребятам для взрослой жизни и будущей профессиональной деятельности. Так происходит подготовка детей к благополучной социальной адаптации в современном обществе. Волонтерство включает в себя помощь детским домам, домам престарелых, помощь детям групп риска, помощь животным, сбор средств и вещей для нуждающихся людей.

Опираясь на результаты диагностического этапа исследования, мы составили план мероприятий по развитию социального творчества обучающихся.

Данный план реализуется в трех направления волонтёрской деятельности- экологическое, гражданско- патриотическое, формирование ЗОЖ. Волонтерство включает в себя помощь детским домам, домам престарелых, помощь детям групп риска, помощь животным, сбор средств и вещей для нуждающихся людей, облагораживание, уборка территории, акции по ЗОЖ.

Участие детей в волонтерской деятельности способствует:

Дети сами включаются в процесс: ухаживают за пожилыми людьми, помогают в облагораживании территории, выезжают с концертами в различные детские дома и школы, помогают в проведении акций и праздников.

Цель: создание условий для успешного развития подросткового добровольческого движения; возрождение традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания; Организация занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.

Задачи:

Основными принципами волонтерской деятельности с подростками должны стать:

- доброжелательность и готовность помочь подростку;

- научность и достоверность предоставляемой подросткам поведения информации;

- доступность информации;

- адресность;

- индивидуальный подход к подросткам;

-работа в команде;

- актуальность и приемлемость предоставляемых материалов;

- взаимодействие с другими специалистами (педагоги, психологи, классные руководители).

Далее рассмотрим основные формы и методы, которые будут использоваться при проведении работы с подростками:

- работа в рамках учебного плана (добровольческая деятельность не должна выбиваться из годового плана мероприятий);

- участие подростков в различного рода акциях, направленных на развитие ЗОЖ;

- беседы о добре.

Эти беседы должны быть не просто спонтанно проведены, а должны быть логичными и заранее подготовленными. При подготовке бесед следует привлекать и самих подростков, для того чтобы предварительно собрать и систематизировать информацию по интересующему их вопросу. Тематика бесед должна отвечать потребностям и интересам подростков;

Направления деятельности:

- пропаганда здорового образа жизни.

- экологическое направление.

- общественно- полезная деятельность.

План работы волонтеров на год

Табл. 1.

Мероприятие

Сроки проведения

Примерный

охват детей

Примерный охват родителей, общественности

1.

Набор в волонтеров

Сентябрь

30

-

2.

Заседание волонтёров, составление плана работы

Сентябрь

30

-

3,

Конкурс творческих работ «Территория ЗОЖ»

Октябрь

300

-

4,

Социологический опрос «Ваше отношение к вредным привычкам»

Октябрь

450

-

5,

Конкурс плакатов «Мы и наше здоровье»

Ноябрь

400

-

6,

Акция, посвященная дню защиты от курения «Мы за здоровый образ жизни»

Ноябрь

150

10

7.

Выпуск буклетов «Мы говорим: «Нет» вредным привычкам»

Ноябрь

30

30

8.

Акция, посвященная всемирному Дню борьбы со СПИДом «Белая ленточка»

Декабрь

250

20

9.

Акция «Подари ребенку праздник» (проведение новогоднего праздника для детей-инвалидов)

Декабрь

60

20

10.

Акция «Ваш выбор» по

профилактике пагубных привычек и пропаганде ЗОЖ

Февраль

200

30

11.

Неделя здоровых привычек

Февраль

800

-

12.

Видео-презентации по профилактике вредных привычек

Март

400

10

13.

Тематическая дискотека «Умей сказать НЕТ»

Март

160

14.

Тренинг «Скажи: «Нет» вредным привычкам. Выход есть всегда»

Апрель

20

-

15.

Весенняя неделя добра

Апрель

300

30

16.

Акции «Мы – чистый школьный двор», «Мы – за чистый поселок»

Апрель

500

20

17.

Акция, посвященная Всемирному дню без табака «Дети за здоровое будущее»

Май

400

20

18.

Тренинги с волонтерами

В течение года

30

Таким образом, в этой части работы удалось разработать план работы по трём направлениям волонтёрской деятельности, который должен содействовать успешной работе с подростками. Анализируя представленную информацию, можно констатировать тот факт, что для становления ребенка как личности, развития его умений и навыков, волонтерская деятельность является неотъемлемым атрибутом воспитания.

Критерии эффективности реализации проекта.

Табл. 2.

Показатели

2020

1

Увеличение количества волонтеров

5

2

Количество проведенных волонтерских акций

7

3

Активно работающие волонтеры

10

Таким образом, в этой части работы удалось разработать проект, который должен содействовать успешной работе с подростками. Анализируя представленную информацию, можно констатировать тот факт, что для становления ребенка как личности, развития его умений и навыков, волонтерская деятельность является одним из главных способов развития социального творчества подростков.

Вывод по второй главе: во второй главе было проведено исследование по определению направлений волонтёрской деятельности, которой хотят или хотели бы заниматься подростки. Для определения отношения подростков к волонтерской деятельности было проведено тестирование, которое показало высокий интерес старших подростков к волонтерской деятельности. Был составлен план работы волонтёрской деятельности на год.

Заключение

В курсовой работе мы ставили себе целью изучить особенности социального творчества подростков и составить программу мероприятий по его развитию.

На основе анализа теоретических и практических аспектов данной проблемы мы разработали план мероприятий в рамках волонтёрской деятельности. В первом параграфе были выделены понятия и сущность социального творчества в педагогических источниках и способы развития социального творчества подростков. Также в первом параграфе дано определение понятию «социального творчества»- наиболее зрелая форма социальной активности, высшая форма социальной деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование сложившихся и создание качественно новых форм социальных отношений и социальной действительности. Оно предполагает мобилизацию всех интеллектуальных, духовных и физических сил, позволяет личности предельно полно раскрыть свои способности, направить энергию на достижение интересов общества, коллектива. Из этого следует, что одной из форм развития социального творчества является волонтёрская деятельность.

Во втором параграфе мы определили, какие направления волонтёрской деятельности наиболее интересны подросткам и в каких они бы хотели принять участие. Также нами был составлен план работы по этим направлениям.

Во втором параграфе была рассмотрена волонтерская деятельность как способ развития социального творчества подростков. В ходе изучения данного способа, дано определение понятию «волонтерская деятельность» – это участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповеданий в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли. Можно сделать вывод, что волонтерская деятельность является одним из самых эффективных способов развития социального творчества подростков.

Следующим этапом нашего исследования станет апробация разработанного плана.

Литература

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области