Беседа с родителями на тему:
«Как закрепить представление детей о величине в играх, в практической деятельности и в повседневной жизни»
После того как ребенок впервые осознает значение величины в игре, нужно позаботиться о том, чтобы эти представления были закреплены в других играх, в практической деятельности и в повседневной жизни ребенка. Таких ситуаций бывает много. Укажу некоторые из них.
Вот, например, малыш играет с заводной машинкой. Как бы невзначай вы закатываете машинку под шкаф. Ребенок пытается достать ее рукой, но рука у него короткая, и он это понимает. В поле зрения у него находится короткая палочка, а чуть подальше – более длинная.
Если ребенок сразу берет более длинную палку, минуя короткую, значит, он уже хорошо усвоил урок предыдущих игр, и машинка сразу появится из под шкафа. Если же он возьмет сначала более короткую, не огорчайтесь и не останавливайте его – это очень полезный опыт. Не добившись цели, ребенок сменит короткую палку на длинную. Здесь вы снова можете закрепить его успех словами: «Машинка закатилась далеко, нужно взять длинную палку. Ты молодец.».
Другая ситуация. Вы сидите за столом рядом с ребенком. Нужный вам предмет, например, мяч, который вы собираетесь прокатить через воротики, лежит далеко. Вы предлагаете ребенку достать мяч не вставая со стула. Он не достает. Тогда вы протягиваете руку и достаете мяч. Спрашиваете, почему ребенок не смог достать мяч, а вы смогли, предлагая при этом малышу вытянуть руку, и рядом вытягиваете свою. Сопоставляя свою и вашу руку, ребенок говорит, что ваша рука длиннее, потому вы и достали мяч.
Еще одна ситуация. Нужно подобрать шнурки для туфель и для ботинок. На столе лежат две пары шнурков – короткие и длинные. Ребенку предлагают выбрать шнурки для туфель.
Когда малыш уже умеет учитывать длину в практических и игровых заданиях, можно использовать и закрепить имеющиеся у него представления в других играх. Например, предложить ребенку сделать длинный и короткий поезд (построить из кубиков, составить из вагонов детской железной дороги), выложить короткую и длинную дорожки из кубиков.
Играя с ребенком, можно попросить его сравнить длину ушей у разных животных, длину хвостов (лиса и заяц), длину клювов (журавль и гусь), длину шеи (жираф и медведь) и т.д.
В этих играх можно использовать сюжетные игрушки, картинки, разрезные картинки, сказки с иллюстрациями и рассказы.