Паспорт
дидактического пособия
лэпбук «Времена года»
Разработала воспитатель:
Тесля Любовь Владимировна
Дидактическое пособие лэпбук «Времена года»
для детей дошкольного возраста
Аудитория: дети 2-7 лет.
Предмет: окружающий мир.
Аннотация
Ребёнок развивается, играя! Лэпбук — это интерактивная папка-путешествие детей в мир изучаемой темы. Папка поможет воспитателям поддержать детей в освоении различных лексических тем. Освоение пройдёт через разные чувства восприятия ребёнка: слух, зрение и самое главное - манипуляции руками. Лэпбук-папка помогает осуществить триединый подход к обучению: услышу, увижу, сделаю. Игры с лэпбуком развивают речь, память, внимание, мышление и другие психические процессы, которые необходимы для дальнейшего обучения детей в школе.
Пояснительная записка:
Лэпбук «Времена года» предназначен для детей дошкольного возраста.
Лэпбук (lapbook) - в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap–колени, book-книга). Это самодельная книга с кармашками, дверками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определённой теме.
В процессе работы с лэпбуком у детей развивается кругозор и пополняется словарный запас. Развивается речь, внимание, мышление, память, воображение, мелкая моторика рук.
Данное пособие способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования.
- Организация индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
- Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме;
- Способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;
- Повторению и закреплению материала по пройденной теме
- Помогает структурировать сложную информацию;
- Развивает познавательный интерес и творческое мышление ребёнка;
- Помогает разнообразить даже самую скучную тему;
- Объединяет всю группу детей в детском саду для увлекательного и полезного занятия.
Описание лепбука
Тема «Времена года».
Лэпбук "Времена года" предназначен для детей дошкольного возраста.
Трансформируемость: пособие может использоваться для индивидуальной, самостоятельной и совместной деятельности на этапах ознакомления с новым материалом и отработки сформированных знаний, умений.
Полифункциональность: может использоваться в образовательных областях «Коммуникация», «Познание», «Художественно-эстетическое развитие»
Вариативность: лепбук содержит разные группы заданий, направленные как на действия с картинным материалом, так и на самостоятельную творческую и познавательную деятельность.
Цель:
Создать условия для применения интерактивной технологии (лэпбук); расширять и систематизировать знание детей о временах года, признаках и явлениях в природе.
Задачи:
- сформировать у детей начальные представления о временах года;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; интерес к окружающей природе;
- пополнить знания и словарный запас детей по лексическим темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»,«Птицы», «Лесные животные»;
- развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
- развивать художественно-творческие навыки;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
«Ознакомление с природой» для детей I младшей группы с 2 до 3 лет образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: развитие познавательных интересов детей, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (причинах и следствиях и др.);
развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Задачи:
- Знакомить детей с доступными явлениями природы.
- Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
- Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).
Планируемые результаты
К концу года дети имеют представление:
- о сезонных изменениях в природе;
- о взаимодействии человека с природой.
«Ознакомление с природой» для детей II младшей группы с 3 до 4 лет образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование элементарных экологических представлений. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Задачи:
- знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времён года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей;
- формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе;
- знакомить с правилами поведения в природе.
Планируемые результаты
К концу учебного года дети знают характерные особенности следующих друг за другом времён года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
Умеют понимать простейшие взаимосвязи в природе
«Ознакомление с природой»для детей средней группы с 4 до 5 лет образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.
Задачи:
- расширять представления детей о природе;
- учить детей замечать и называть изменения в природе;
- формирование представлений о чередовании времён года;
- устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;
- учить детей выделять признаки разных времён года.
Планируемые результаты
К концу года дети умеют наблюдать сезонные изменения в природе и устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
«Ознакомление с природой» для детей старшей группы с 5 до 6 лет образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры, знаний и представлений об окружающем мире, включающим природу и общество, понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости, выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой, развитие эмоционально положительного отношения к природе.
Задачи:
- ознакомление с миром природы;
- развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- формировать элементарные экологические представления;
- расширять и уточнять представления детей о природе;
- учить наблюдать, развивать любознательность;
- расширять представления детей о диких животных;
- формировать представления о зимующих и перелетных птицах;
- учить отгадывать загадки;
- познакомить с птицами (ласточка, скворец и др.);
- расширять представления об изменениях в природе;
- закреплять знания о месяцах;
- активизировать словарный запас (снегопад, метель, изморось);
- формировать представления о чередовании времён года;
- использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы;
- учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон растительность — труд людей);
- развивать воображение и творческую активность.
Планируемые результаты
К концу года дети умеют:
- пользоваться календарём погоды;
- устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
«Ознакомление с природой» для детей подготовительной к школе группы с 6 до 7 лет образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование знаний и представлений об окружающем мире, развитие эмоционально положительного отношения к природе.
Задачи:
- ознакомление с миром природы;
- расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелётных птицах;
- учить обобщать и систематизировать представления о временах года;
- уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган;
- закреплять знания детей о том, какой месяц к какому времени года относиться
Планируемые результаты
К концу года дети умеют:
- классифицировать зимующих и перелётных птиц;
- устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- различать явления в природе, град, иней, туман, дождь;
- обобщать и систематизировать представления о временах года;
- умеют замечать и называть приметы времён года.
Материал для использования.
Возможности использования лэпбука «Времена года».
Цель: Формировать навыки связного последовательного рассказа по картинкам времена года.
Цель: Совершенствовать знания детей о погодных условиях в разное время года; закреплять умения подбирать одежду по сезону.
Цель: Совершенствовать умения детей узнавать время года по приметам, вычленять лишнее, объяснять причины.
Цель: Формировать представления о временах года, о месяцах.
Цель: Учить исключать лишний предмет из ряда.
Цель: учить собирать целую картинку из частей, используя образец. Развивать мелкую моторику рук.
Цель: Закрепление последовательности времён года»
Цель: Развитие связной речи, памяти ребёнка.
Вывод:
Играя и выполняя задания, размещённые в лэпбуке, дети в занимательной форме расширяют свои знания о временах года, развивают познавательную активность. Я рекомендую своим коллегам использовать в своей работе интерактивные папки –лэпбуки
Методическая литература
1. Программа «От рождения до школы »(под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М, А. Васильевой.), Мозайка-синтез Москва 2014
2. О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. М.: МОЗАЙКА_ СИНТЕЗ, 2016
3. «Детская энциклопедия»
4. «Энциклопедия живой природы»
5. О.В. Дыбина «Ребёнок и окружающий мир: программа и методические рекомендации». М:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018г.
6. Интернет-ресурсы
Содержание лэпбука:
На обложке лэпбука я разместила картинку «Времена года». Тут же символы, по которым можно определить время года:
На следующей странице - диаграмма «Круглый год».Этот элемент лэпбука даёт ребёнку представление о четырёх временах года, 12 месяцах, о цикличности явлений природы. Ребёнок сам может определить время года, повернув колесо.
Далее расположены четыре папки. Цвет каждой папки соответствует цвету времени года.
На первой странице каждой папки изображено время года с месяцами и приметами. Цель: формирование представлений у детей о признаках времён года.
На второй странице располагается развивающая книжка с заданиями для детей.
На третьей странице - дидактическая игра «Расскажи о времени года».
На четвёртой странице - стихотворения о времени года. Стихи расположены в кармашках, оформлены на отдельных карточках
На следующей странице лэпбука расположены иллюстрации с приметами времён года по месяцам.
Далее разрезные картинки четырёх сезонов года: весна, осень, зима и лето (раскладывая месяцы какого-то времени года по порядку, ребёнок получает картинку).
На следующей странице расположен алгоритм одевания по временам года. Цель: развить умение детей правильно и последовательно одеваться на улицу используя алгоритм-картинки с цветными изображениями.
Далее игра: «Одень Сашу и Машу на прогулку». Дети одевают мальчика и девочку по сезону, называют предметы одежды, соответствующие этому сезону.
На следующей странице расположена игра «Одень дерево по сезону». Цель: Укреплять знания связанные с изменениями в природе. Подбирать подходящие по сезону листья, плоды, явления природы. Развивать творчество и фантазию.
Далее располагается дидактическая игра «Четвёртый лишний». Цель: закреплять знания о временах года, развивать внимание, память, логическое мышление, умение анализировать. Описание игры: дети должны внимательно рассмотреть рисунок на карточке и найти на ней лишнее изображение, назвать его и объяснить свой выбор.
Далее расположена страничка с загадками о временах года. Загадки - очень полезное упражнение для детского ума. Они развивают абстрактное мышление, сообразительность.
На следующей страницерасположены иллюстрации: «Перелётные птицы» и «Зимующие птицы».
Далее располагается настольная игра «Лото – времена года» Цель: формировать память, внимание, мышление. Описание игры: играют 2-4 ребёнка. Большие карточки раздаются игрокам. Маленькие карточки складываются в мешочек. Один из игроков вытаскивает одну карточку. Например, радуга. Она достаётся тому игроку, у которого карточка Лето, и т. д. Выигрывает тот, у кого быстрее всех заполнилась вся большая карточка.
Дети играют с лэпбуком с удовольствием, узнавая новое и закрепляя полученную информацию.
В дальнейшем лэпбук будет пополняться новыми дидактическими играми, стихами, раскрасками.
Вывод:
Играя и выполняя задания, размещённые в лэпбуке, дети в занимательной форме расширяют свои знания о временах года, у них формируется осознанное, адекватное отношение к окружающему миру.