Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Информационно - творческий проект «Эта русская сторонка»

Цель проекта  Приобщение детей к национальной культуре, духовным ценностям русского народа, ознакомлению с историей, бытом, традициями и русскими народными промыслами, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности. Задачи проекта 1. Познакомить с культурой, бытом и традициями русского народа 2. Знакомить с различными образцами устного народного творчества, прививать нравственные ценности, присущие русскому народу 3. Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России 4. Знакомить с народными традициями и праздниками, отражающими характер времен года, сезонные работы, повадки птиц и животных 5. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью 6. Развивать и обогащать словарный запас 7. Воспитывать любовь и уважение к Отчизне ее народу, культуре, истории, святыням, фольклору, традициям народа

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Теремок» г. Велижа

Информационно - творческий проект

«Эта русская сторонка»

в подготовительной группе «Радуга»

Выполнила:

Версина Вера Семеновна,

воспитатель

2021г.

«Это русская сторонка»

Пояснительная записка 

   Дошкольный возраст — наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну.

   Проект «Это русская сторонка…» по расширению представлений детей подготовительной группы о быте, культуре и традициях русского народа на основе народных календарно-обрядовых праздников направлен на создание системы работы с детьми и родителями и обогащение развивающей предметно – пространственной среды, способствующей нравственно-патриотическому и художественно–эстетическому воспитанию детей, их духовному и интеллектуальному росту, развитию творческих способностей.  

   Мероприятия, предусмотренные проектом, распределены в определенной последовательности, в основе которой заложены народные календарно – обрядовые праздники и календарно – тематический план ДОО. 

   Проект предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России, с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, произведениями устного народного творчества, народной музыкой, народными подвижными и хороводными играми. 

   Проект рассчитан на детей 6 — 7 лет.

Актуальность. 

Выбранная тема является актуальной

На современном этапе наблюдается отчуждение подрастающего поколения от социально-исторического опыта своего народа, отечественной культуры и истории. В то же время, в социуме остро ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовно-нравственной опустошенности в обществе выступает утрачивание патриотизма. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Не случайно академик Д. С. Лихачев говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать». В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные направления по образовательной области «Познавательное развитие» и одно из них – «формирование … представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…» (ФГОС ДО п. 2.6.).Основанием для разработки проекта «Это русская сторонка» послужили наблюдения за детьми, беседы с ними, которые показали, что воспитанники группы не имеют достаточных знаний по данной теме.    Не секрет, что на сегодняшний день представления большинства выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны. Вчерашние дошкольники мало знакомы с народными традициями, праздниками и обрядами. Каковы истоки этой проблемы? Насторожили и результаты анкетирования родителей. Многие семьи мало уделяют внимание данной проблеме. Кроме того, современные родители плохо знакомы с календарно-обрядовыми праздниками, обычаями и традициями, фольклором и декоративно – прикладным искусством русского народа и в большинстве своем не осознают важности приобщения ребенка к культурному наследию прошлого. 

  В тоже время, необходимо отметить, что недостаточно разработана система педагогического просвещения родителей по данной проблеме.

    Да и мы, педагоги, сами испытываем дефицит знаний о традициях и обычаях русского народа. Проект ориентирован на решение одной главной проблемы - создание условий для формирования у ребенка чувства любви к Родине и гордость за культурное наследие русского народа.

Вид проекта: информационно – творческий, долгосрочный.

Сроки реализации: сентябрь – май.

Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет), воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, сотрудники детской библиотеки , сотрудники краеведческого музея . 

Цель проекта: 

Приобщение детей к национальной культуре, духовным ценностям русского народа, ознакомлению с историей, бытом, традициями и русскими народными промыслами, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности. Задачи проекта:

постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

диагностическая беседа с детьми;

изучение методической литературы по проблеме, подбор демонстрационного и дидактического материала;

разработка дидактических игр по ознакомлению  с бытом, культурой и традициями русского народа.

обогащение развивающей среды;

выявление роли родителей в приобщении детей к истокам русской культуры (анкетирование родителей);

разработка перспективного плана работы по теме проекта;

разработка и оформление материалов педагогического просвещения по теме для родителей

Основной этап:

-проведение мероприятий по теме проекта: 

-непосредственно – образовательная деятельность; -совместная образовательная деятельность в режимных моментах; -самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями воспитанников.

Заключительный этап:

Викторина «Как мы знаем русскую народную культуру?»

Итоговая диагностика по теме

Презентация проекта для педагогов

Реализация проекта проходит через различные виды деятельности детей и формы организации:

- рассказывание;

- рассматривание;

- слушание и исполнение русских народных песен и хороводов;

- беседы;

- чтение художественной литературы;

- заучивание стихов, пословиц, поговорок;

- игры;

- экскурсии,

- наблюдения

Также проект реализовывался во всех образовательных областях

Познавательное развитие

НОД «Наша Родина - Россия»

НОД «Русский национальный костюм»

НОД «У самовара не скучаем, разговор ведем за чаем»

НОД «Символы России»

НОД «Народные праздники на Руси»

НОД «Русские богатыри. На героя и слава бежит»

НОД «Проводы зимы»

НОД «Русская изба»

НОД «Русские обычаи»

Социально-коммуникативное развитие

«Хлеб да капуста лихого не допустят»

«Русский национальный костюм»

«Обряд чаепития на Руси»

«Синичкины именины» — знакомство детей с традициями  проведения праздника на Руси

«Быт русских людей».

«Русская изба».

«Пришла Коляда накануне Рождества»

«Народные промыслы России»

«Это русская сторонка, это – Родина моя»

«Подбери профессию», «Мой адрес»

«Назови праздник»

«Буду служить России», «Моя семья», «Копилка добрых дел»

«Предметы быта»

«Русская ярмарка»

«В гости к бабушке в деревню»

«Семейный праздник»

«Крестины малыша»

«Русское чаепитие»

Речевое развитие

Чтение

«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу» (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве, загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта).

р.н.с. «Колосок», «Мужик и медведь», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Петушок и бобовое зернышко»

р.н.с. «Крошечка-Хаврошечка», «Лисичка со скалочкой», «Царевна-Несмеяна», «Иванушка-дурачок»

р.н.с. «Снегурочка», «Зимовье зверей», «По щучьему велению», К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»

р.н.с. «Лисичка-сестричка и серый волк», «Мороз и заяц», «Морозко», «Рукавичка»

Рассматривание

сюжетных картин: «Уборка урожая», «Рождество»,

«Воскресная служба в храме», «Русская ярмарка»

«Красная площадь»

Заучивание

заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»

заклички «Солнышко-ведрышко»

Загадывание загадок о приметах зимы

Загадывание загадок о предметах народного быта

Загадывание загадок о весне

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

«Дымковская игрушка»

«Городецкие доски»

«Городецкие солонки»

«Золотая хохлома»

«Русская красавица»

«Русская матрешка»

«Гжель»

Лепка

«Блюдо с пирожками»

«Самовар»

«Свистулька»»

«Коромысло с ведрами»

«Золотые купала»

«Кулич»

«Кувшин»

Аппликация

«Одеяло для матрешки»

«Узор на окне»

«Русская рубаха-косоворотка

«Кокошник»

«Пасхальное яйцо»

Конструирование из строительного материала «Русская изба»

Физическое развитие

Народная игра «Бирюльки», хороводная игра «Теремок», «Колпачок»

Подвижные игры: «Петушиный бой», «Ворон», «Бабка Яга».

Народные подвижные игры: «Два Мороза», «Бубенцы», «Золотые ворота»

игра-хоровод «Мороз», народные подвижные игры «Штурм крепости»

Русские народные игры и хороводы «Ручеёк», «Цепи кованные», «Жмурки»

Русские народные игры «Катание пасхальных яиц», «Птицелов», «Горелки»

Русские народные игры «Перетяжки», «Салки», «Лошадки»

Взаимодействие с родителями:

Анкетирование родителей. 

Родительское собрание: «Важно ли знакомить детей с русской народной культурой?».

Участие родителей в фольклорном празднике «Осенние посиделки». 

Мастер-класс для родителей по изготовлению народной куклы «Желанницы».

Совместное творчество детей и родителей: выставка «Волшебница Осень».

консультации «Русский народный фольклор в жизни старших дошкольников», «Эти забытые игры», «Семейные традиции и их роль в воспитании детей»)

папки-передвижки: «Народная игрушка в жизни дошкольника».

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Приобщение к истории, традициям и культуре России»,

План работы над проектом:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Подготовительный

постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

диагностическая беседа с детьми;

изучение методической литературы по проблеме, подбор демонстрационного и дидактического материала;

разработка дидактических игр по ознакомлению  с бытом, культурой и традициями русского народа.

обогащение развивающей среды;

выявление роли родителей в приобщении детей к истокам русской культуры (анкетирование родителей);

разработка перспективного плана работы по теме проекта;

разработка и оформление материалов педагогического просвещения по теме для родителей.

Деятельность педагога

Совместная деятельность с детьми

Основной

Практическая деятельность с детьми для выполнения поставленных задач

НОД по развитию речи (приобщение к художественной литературе): «Потешный игровой фольклор».

НОД по познавательному развитию: «Как хлеб на стол пришел» 

НОД по ознакомлению с окружающим миром: «Празднование Нового года на Руси».

НОД Познавательное развитие. «Как на святки в вечерок девицы гадали».

НОД по художественно — эстетическому развитию (аппликация). «Рождественские ангелы»

НОД по познавательному развитию: «Празднование Вербного воскресения на Руси

НОД по художенственно – эстетическому развитию (рисование): «Пасхальное яйцо»

НОД по художенственно – эстетическому развитию (лепка): «Пасхальный кулич». 

«Хлеб да капуста лихого не допустят»

«Русский национальный костюм»

«Обряд чаепития на Руси»

«Синичкины именины» — знакомство детей с традициями  проведения праздника на Руси

«Быт русских людей».

«Русская изба».

«Новый год за собой Рождество ведет».

«Зимние забавы русского народа». 

«Умей в гости звать, умей и угощать». 

Народная игра «Бирюльки», хороводная игра «Теремок», «Колпачок»

Подвижные игры: «Петушиный бой», «Ворон», «Бабка Яга».

Народные подвижные игры: «Два Мороза», «Бубенцы», «Золотые ворота»

игра-хоровод «Мороз», народные подвижные игры «Штурм крепости»

Русские народные игры и хороводы «Ручеёк», «Цепи кованные», «Жмурки»

Русские народные игры «Катание пасхальных яиц», «Птицелов», «Горелки»

Русские народные игры «Перетяжки», «Салки», «Лошадки»

Заключительный

Подводит итоги, анализирует проведенную работу.

Итоговая диагностика

Презентация проекта среди коллег

Викторина «Как мы знаем русскую народную культуру?»

Время Знаний

Россия, 2015-2025 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.01.2025


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области