КОНСПЕКТ УРОКА
РУССКОГО ЯЗЫКА
проведенного в 2 классе
Тема: «Различение глухих и звонких согласных [с] и [з]».
Учитель: Е.П. Верещук
2022-203 учебный год
Тема. Различение глухих и звонких согласных [с] и [з]».
Цель: различать З - С; формирование навыка произношения и различения на слух звуков [З] - [С] в речи.
Задачи:
Образовательные:
-уточнить акустические характеристики согласных звуков [З] - [С];
- формировать правильное произношение этих звуков в словах и в предложениях.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция и развитие мышления и фонематического восприятия на основе специальных упражнений на выделение заданных звуков и соотнесение их с буквами;
- коррекция и развитие внимания путём физкультминутки;
- коррекция и развитие связной устной речи через выполнение сравнительной характеристики согласных парных звуков;
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук при выполнении пальчиковой гимнастики, минутки чистописания и заданий в тетради;
- коррекция и развитие мыслительной деятельности при выполнении заданий на определение парных согласных звуков и букв;
- коррекция и развитие навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки.
Воспитательные:
- воспитывать мотивацию к учению, интерес к русскому языку;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность написания в тетрадях.
Тип: комбинированный.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: объяснение, наблюдение, практическая работа, самостоятельная работа, игра.
Оборудование: учебники, тетради, карточки парных звонких и глухих согласных.
Этапы урока | Содержание урока. Деятельность | Деятельность учеников |
I. Организационный момент. | - Прозвенел звонок К нам пришёл урок. На меня все посмотрели. Улыбнулись, тихо сели, Сели правильно, Спинки выпрямили Глаза смотрят и видят Уши слушают и слышат Сначала думаю, потом говорю. Помню, что в классе я не один, умею слушать мнения других. - Ребята, какой у нас сейчас урок? - А какой он по счету? - Кто мне скажет какое время года сейчас? - Посмотрите в окно, что мы там видим? Какое время года будет после осени? Что идет зимой? | Русский язык 2 урок ОСЕНЬ Снег |
II.Актуализация опорных знаний. | а) Повторение изученного материала. – Давайте вспомним: - Что такое звук? Прошу вас отвечать полными ответами. - Что мы знаем о букве? - Назовите парные звонкие и глухие согласные звуки, которые вы научились различать? (таблица на доске) | звук мы слышим и произносим буквы мы видим и пишем Мы научились различать звонкий согласный звук [Б] и глухой согласный звук [П] и т.д. |
б) Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики» под музыку | ||
в) Запись числа в тетради г) Минутка чистописания: - Назовите 1 букву в слове зима снег - А сейчас мы с вами пропишем красиво эти две буквы. - Послушайте, пожалуйста, два слова: ко-за, ко-са - Чем различаются слова? - Какой второй слог мы слышим в этих словах? - Давайте запишем эти слоги: - Напишите слоги за-са столько раз сколько учеников в нашем классе. зи-ма, си-ла - Напишите слоги зи-си столько раз сколько девочек в нашем классе. *самопроверка: обведи самый красивый слог. | з с за - са зи – си | |
III. Сообщение темы и цели. | Постановка проблемы: - С какими согласными мы сегодня будем работать? - Какая тема сегодняшнего урока? - При выполнении заданий будем учиться различать звуки [З], [С] и буквы Зэ и Эс, чтобы не путать их на письме. Сравнительная характеристика звуков Интерактивная доска – определение звуков - Как определить согласный звук: глухой или звонкий? - Ребята положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли голос при произнесении звука [З]: З-З-З-З Значит звук ….. - А при звуке [С]: С-С-С Значит звук… - Прошу дать характеристику звукам [З] - [С] - Какой буквой определяется звук [З] на письме и при чтении. Поднимите карточку с соответствующей буквой. - Как будете подчёркивать букву З? Аналогично [С]. Развитие фонематического слуха Я буду произносить слова. Если вы в слове услышите звук [с] ничего не делаете. Если в слове услышите звук звука [з], то хлопните в ладоши. Слова: зонт, свёкла, глаза, закат, август, зрелый, успел, весло, узнал, песок. | Различение З – С. Мы прикладываем ладонь к горлу, произносим звук и слушаем, дрожит горло или нет. Если горло дрожит, то звук звонкий, если не дрожит – звук глухой. Да Звонкий Нет Глухой Перетягивают нужные данные На письме и при чтении звук [З] определяется буквой З. Букву З будем подчёркивать двумя чертами. |
Физминутка для глаз «Белые снежинки». | ||
IV. Закрепление изученного материала. | Работа с учебником. -Прошу открыть учебники на странице 48 и выполнить упражнение 3. - Прочтите чистоговорку. - Выберите нужную букву. - При чтении чётко произносите слова Несут Лиза и Зина сосиски из магазина. - Запишем это предложение. - С какой буквы запишем начало чистоговорки? - Что ставим в конце чистоговорки? - Найдите буквы, которые мы сегодня изучаем. Выделите их. | Учащиеся открывают учебники на странице 48, смотрят упражнение 3. Учащиеся читают чистоговорку. Начало чистоговорки запишем с заглавной буквы Н. В конце чистоговорки ставим точку. |
Работа с деформированным предложением – коллективная работа, составить предложение, найти парные согласные З-С. узоры . на Мороз окне рисует Дифференциация звуков [с] и [з] в словах Я буду называть слово, а вы в нём звук [з] поменяйте на звук [с], затем объясните значения слов. Слова: роза – роса коза – коса захар – сахар зуб – суп | Составляют предложение | |
V.Итог урока. | - Вот и подошёл к концу наш урок. Вспомните тему нашего урока. - С какими звуками мы сегодня работали? (З-С) - Какие это звуки? (парные согласные) - Какие задания вызывали трудность? | Ответы детей |
VI. Домашнее задание. | ||
VII. Оценивание. | - Сегодня на уроке вы все хорошо работали. Оценку «5» - звёздочку получает … (называет учащихся). Оценку «4»- снежинку получают … (называет учащихся). -Если вам было все понятно, вы справились со всеми заданиями, то тогда приклейте на доску белую снежинку, если вам было трудно и вам не понравился урок, то синюю. |
Самоанализ урока
по русскому языку в 2 классе по теме «Различение глухих и звонких согласных [с] и [з]».».
Тип: комбинированный.
Цель: различать З - С; формирование навыка произношения и различения на слух звуков [З] - [С] в речи.
Задачи:
Образовательные:
-уточнить акустические характеристики согласных звуков [З] - [С];
- формировать правильное произношение этих звуков в словах и в предложениях.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция и развитие мышления и фонематического восприятия на основе специальных упражнений на выделение заданных звуков и соотнесение их с буквами;
- коррекция и развитие внимания путём физкультминутки;
- коррекция и развитие связной устной речи через выполнение сравнительной характеристики согласных парных звуков;
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук при выполнении пальчиковой гимнастики, минутки чистописания и заданий в тетради;
- коррекция и развитие мыслительной деятельности при выполнении заданий на определение парных согласных звуков и букв;
- коррекция и развитие навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки.
Воспитательные:
- воспитывать мотивацию к учению, интерес к русскому языку;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность написания в тетрадях.
Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал детей к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии
с возможностями ребенка и задачами занятия. Весь материал в соответствии с речевыми и возрастными особенностями обучающихся второго класса. Речевой материал соответствует целям и задачам занятия. На занятии были использованы практические, наглядные, словесные методы работы. Учитывались следующие дидактические принципы: принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Все эти принципы были реализованы на занятии.
На занятии были использованы упражнение на развитие речевого выдоха, упражнение на развитие общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики. Проводилась работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза.
На занятии обучающиеся работали активно. Результат был достигнут.