Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Приемы формирования у учащихся основ самоконтроля и самооценки на уроках русского языка

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Приёмы формирования у учащихся основ самоконтроля и самооценки на уроках русского языка

В  последние  годы  проблема  самоконтроля  все   больше   становится предметом психологических и педагогических исследований.   Это  обусловлено  тем,  что  самоконтроль - один  из   важнейших   факторов,обеспечивающих  самостоятельную  деятельность   учащихся.   Авторы, пользующиеся понятием самоконтроля,  понимают  его  далеко  не всегда одинаково.  Но  при  всем  разнообразии  определений  в  это  понятие обязательно входит такой признак, как  сопоставление  своего  действия - его хода или его результата, или того и другого вместе с  эталоном,  образцом. Необходимость  формирования  самоконтроля для успешного выполнения деятельности признается всеми  исследователями. В  ходе  самоконтроля  человек  совершает  умственные  и  практические действия по самооценке, корректированию и совершенствованию выполняемой  ими работы,  овладевает  соответствующими  умениями  и  навыками.  Кроме   того, самоконтроль способствует развитию мышления.Внедрение новых образовательных стандартов устанавливает определенные требования к учащимся. Ребенку необходимо обладать определенными личностными качествами, иметь высокую мотивацию к обучению, освоить универсальные учебные действия. Самоконтроль   является   составной   частью   всех   видов   учебной деятельности и осуществляется на всех этапах ее выполнения. Он  выключает  в себя  чувственные,  умственные  и  двигательные   компоненты   деятельности, позволяющие учащемуся на  основе  поставленной  цели,  намеченного  плана  и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих  действий и сознательно регулировать их. В соответствии с уровнем сформированности действия контроля выделяют несколько видов самоконтроля: - контроль по результату (итоговый контроль), функция которого состоит в сличении результата с заданным образцом; - пооперационный (пошаговый) контроль, функция которого состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности произведенных действий; - предваряющий (прогнозирующий) контроль, дающий учащемуся возможность предвосхищать результаты еще не осуществленного действия. По формам организации работы учащихся самоконтроль делится на: фронтальную проверку; индивидуальную проверку; взаимную проверку. При фронтальной проверке проводится  коллективный  разбор правильности написанного текста, выполненного упражнения. В  ходе  этой  проверки учащиеся  разбирают  допущенные ошибки,  их  причины  и  пути   устранения, знакомятся со  способами  реализации  самоконтроля,  обсуждают  и  оценивают предложения своих товарищей по  исправлению  ошибок.  Такая  форма  является наиболее простой и  применяется  ,  как  правило,  для  начального  обучения учащихся самоконтролю.Взаимный контроль проводится при  проверке  письменных  и  графических работ. Учащиеся обмениваются работами, и каждый из них выступает в  роли рецензента. Они должны отметить допущенные их  товарищем  ошибки,  объяснить их причины, способы исправления и предупреждения при выполнении  аналогичной работы. Взаимный контроль  позволяет  углубить  знания  и  умения  учащихся, способствует   развитию   внимания,   ответственного   отношения   к   делу, формированию  навыка  самоконтроля.  Это  более   высокая   форма   действия контроля, представляющая собой средство обучения учащихся самоконтролю. К  индивидуальному  контролю  относятся   все   виды   самоконтроля, проводимого  по  этапам  выполняемой  деятельности.  Это  основная  и  самая сложная   форма   самоконтроля.   Каждый   выполняет   все   его    элементы самостоятельно.В структуре самоконтроля можно выделить следующие звенья:- уяснение учащимися цепи  деятельности  и  первоначальное  ознакомление с конечным результатом и способами его  получения,  с  которыми  они  будут сравнивать применяемые ими приемы работы и полученный результат. По мере овладения данным  видом  работы,  знание  образцов  будет  углубляться  и совершенствоваться;-сличение хода работы и достигнутого результата с образцами;-оценивание состояния выполняемой работы, установление и анализ допущенных ошибок и выявление их причин (констатация состояния);                                                                                    -коррекция работы  на  основе  данных  самооценки  и  уточнение  плана  ее выполнения, внесение усовершенствований. Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Чтобы хорошо усваивать правила русского языка, быстро и точно их применять, писать без ошибок, школьник должен овладеть целым рядом общих умений и навыков, один и которых - самоконтроль ученика. Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления учащихся. Урок – основная форма обучения в общеобразовательной школе. Выполнение различного рода заданий на уроках русского языка мы организуем так, что ученик, сделав ошибку, мог сам обнаружить ее, сам (или с помощью дополнительной информации) исправить ее и подойти к следующему этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала, выполнив таким образом задание только правильно. Это произойдет в том случае, если у ребенка сформирован навык самоконтроля.Выполнение готовых, однородных заданий одинаковыми приемами в течение длительного времени вырабатывают у учащихся привычку механически производить заученные преобразования в прямом порядке. Погоня только за количеством выполненных заданий приводит к недооценке теоретического обоснования производимых действий. Поэтому, мы пришли к выводу, что особое место в структуре учебной деятельности должны занимать действия самоконтроля, имеющие специфические функции. Они должны быть направлены на саму деятельность, фиксировать отношение учащихся к себе как к субъекту этой деятельности, и лишь вследствие этого их направленность на решение учебной задачи будет носить опосредованный характер.Значительное место в процессе формирования навыков самоконтроля отводится дидактической игре, различным видам диктантов. В ходе игры дети незаметно для себя выполняют упражнения, где им необходимо сравнивать свою работу с образцом учителя, оценивать свои ответы и ответы одноклассников, контролировать друг друга. Игры строятся на материале различной трудности, что позволяет участвовать в игре всем без исключения учащимся. В процессе игры незаметно для себя учащиеся приобретают новые знания, повторяют пройденный материал, исправляют и оценивают друг друга. Эффективный контроль за работой учащихся со стороны учителя, с одной стороны, и целенаправленная работа по формированию у самих учащихся самоконтроля, а точнее, его формы — обратной связи, с другой стороны, являются важнейшими условиями успешного формирования знаний, умений и навыков учащихся, успешности всего учебно-воспитательного процесса.Еще одним продуктивным приемом формирования самоконтроля являются диктанты. При проведении диктантов возможно непосредственное обучение детей самоконтролю, связанное с целенаправленной организацией, как взаимопроверки, так и самопроверки.При проведении диктантов учитель должен четко представлять результативность некоторых видов работ: проверка диктантов только учителем; взаимопроверка.Частое использование на уроках русского языка различные диктанты, которые способствуют лучшему усвоению материала, заставляют внимательно слушать, развивают познавательные процессы, учат самоконтролю. По особенностям самоконтроля можно выделить диктанты:1. Предупредительный. Он предполагает устное объяснение орфограмм до записи текста. При правильной организации работы это – активное упражнение: учащиеся ещё не утомлены. Не потеряли интереса к материалу, объяснение товарища слушают внимательно, стараются не допустить неправильных написаний. На этом этапе закрепления предупредительный диктант действительно предупреждает ошибки. Прибегая к нему, следует ставить чёткие цели: не допустить неверных записей, приучиться сначала проверять орфограмму, а затем писать слово или предложение. Как только учащиеся усвоят алгоритм применения правила, образец рассуждения и записи, переходят к объяснительному диктанту.2. Объяснительный. Предполагает объяснение после записи. Дети проверяют орфограмму, затем записывают продиктованное, после чего контролируют правильность своего рассуждения, слушая объяснение товарища.3. Диктант с обоснованием. Предполагает самостоятельное объяснение орфограмм письменно. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, затем обосновать.4. Диктант «Проверяю себя». Это один из вариантов письма «с дырками». Ученики пишут предложения под диктовку, а в тех словах, в написании которых сомневаются, пропускают букву. После диктанта дети спрашивают учителя, как нужно правильно писать то или иное слово. И только после этого вставляют нужную орфограмму. Первое и главное достоинство этого диктанта в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даём возможность писать без ошибок, предупреждать их. Этот диктант позволяет писать много и часто, а ошибок делать мало или не делать вовсе.5. Диктант «Найди слова». Учитель диктует несколько предложений, даёт задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемой безударной гласной и со звонкой и глухой согласной.6. Выборочный диктант. Предполагает выписывание из диктуемого текста только слов или предложений с изучаемой орфограммой. Желательно применение сигнальных карточек, обеспечивающих обратную связь.7. Самодиктант. Это вид диктанта, при котором:- текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом;- проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3-5 слов с данной орфограммой. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий её выбора. Подбор (при необходимости) проверочных слов к данным, затем – самоподготовка и сравнение своей записи с исходной.8. Взаимодиктант. Проводится после подготовки, описанной для самодиктанта:- в парах с взаимопроверкой при использовании образца;- одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова; после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителем.9. Диктант-игра «Кто больше запомнит». Как слуховой, так и зрительный он проводится в основном по методике Л. П. Федоренко. Учитель произносит один раз цепочку, например из 3 слов, или демонстрирует ее на доске или экране в течение 9—15 с (примерно по 3—5 с на одно слово) и больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Читает новую цепочку из 3 слов и опять делает паузу, достаточную для того, чтобы школьники успели записать. Так происходит несколько раз, пока дети не запишут то количество слов, которое рекомендует программа по русскому языку для словарных диктантов.10. Зрительный диктант. Необходимое количество «трудных» слов и словосочетаний написано на доске заранее. Дети прочитывают их, затем написанное закрывается, учащиеся записывают слова под диктовку. При проверке доска с записью открывается, и ученики проверяют свои работы.11.Письмо с проговариванием. Обеспечивает большой объём работы написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик проговорил вдруг слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.Наряду с использованием определенных приемов формирования самоконтроля, развитие этого навыка требует проведения специальных упражнений, структурно отличных от обычных распространенных упражнений. Специфика этих упражнений состоит в том, что учащимся приходится не просто выполнять задание, а, так или иначе, контролировать себя. Обратимся к некоторым из таких упражнений:Какографические упражнения. Упражнение в нахождении и исправлении специально допущенных ошибок, безусловно, способствует развитию самоконтроля. Младшие школьники очень охотно выполняют задания на исправление «чужих» ошибок. Но начинать следует с коллективной работы под руководством учителя. Только после того, как дети овладели данным приёмом работы, они могут самостоятельно находить и исправлять в тексте ошибки. На уроках используем карточки с напечатанными какографическими текстами.Письмо по памяти. Это письменное упражнение применяется в двух вариантах: записываться может текст, заранее разученный с орфографической точки зрения в классе или дома, и всякий другой известный учащемся текст, который был ими когда-либо в прошлом заучен с другими целями. В первом случае учитель дает задание учащимся выучить дома определенный текст, предварительно разобрав его с орфографической точки зрения, то есть, выделив в нем слова с проходимыми или повторяемыми в данный момент орфограммами. В качестве домашнего это задание может быть осложнено, во-первых, тем, что текст переписывается школьниками в тетрадь (нужные орфограммы при этом подчеркиваются); во-вторых, повторением соответствующих правил или параграфов учебника, в-третьих, справками в орфографическом словаре и подыскиванием в последнем аналогичных случаев правописания: учитель должен указать (приблизительно), на каких страницах или в каких разделах словаря (на какую букву) ученики могут получить эти справки. Подготовительный текст записывается учащимися на уроке по памяти. В этой записи не должно быть ни одной ошибки. Оценка за такие работы, как и за хорошо выполненные домашние задания, должны быть самыми строгими, эти работы могут оцениваться как неудовлетворительно даже при одной допущенной ошибке. Данное упражнение рассчитано не только на усвоение определенного количества орфограмм, но и на тренировку воли, внимания, памяти и дисциплины учащихся.Таким образом, умения самоконтроля не появляются в структуре личности сами по себе, их необходимо целенаправленно формировать. Условиями эффективного формирования умений самоконтроля у детей являются: создание положительной мотивации, использование педагогической рефлексии с опорой на механизмы самопознания, самоанализа, самоконтроля и самооценки обучаемых, применение системы дифференцированных учебно-познавательных задач и заданий, субъектно-ориентированная диагностика уровня развития учебно-познавательной деятельности обучаемого, осуществление педагогического проектирования совместной деятельности обучаемого и преподавателя, включение обучаемых в самостоятельную практическую деятельность. Рассмотренные в статье приёмы и упражнения по формированию навыка самоконтроля усиливают ответственность у учащихся при выполнении заданий, приучают их работать без ошибок, а при выявлении - тут же их исправлять, и активизируют процесс обучения, пробуждают интерес к занятиям.

Конспект урока по русскому языку 6 класс

Тема: Фонетика. Орфоэпия.

Ц е л и у р о к а: повторить известные учащимся фонетические понятия, порядок проведения фонетического разбора слова; совершенствовать чтение поэтических текстов, произношение трудных слов; закрепить и систематизировать правила употребления ь и ъ; развивать навыки читательской грамотности.

Личностные УУД. Саморазвитие и самоопределение. Осознание значимости учебной деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самооценка. Взаимооценка. Познавательные УУД. Выбор критериев для сравнения и классификации объектов. Построение рассуждения. Создание алгоритма. Коммуникативные УУД. Умение вести диалог. Умение работать в группе. Формулирование собственного мнения..

Ход урока

I. Лингвистическая пятиминутка. По краткому толкованию (при помощи проектора характеристики последовательно выводятся на экран) учащиеся записывают слов, ставят в них ударение и готовятся их произнести:

1) часть города, ограниченная несколькими пересекающимися улицами (квартАл); 2) труба для передачи газа на расстояние (газопровОд);3) скульптурное изображение человека (стАтуя); 4) если ребёнку вовсём потворствуют, значит, его ... (балУют); 5) тысяча метров (киломЕтр); 6) деловая, официальная бумага (докумЕнт); 7) стол, стоящий на кухне (кУхонный); 8) наука о звуках речи (фо[нэ]тика).

II. Повторение основных сведений по фонетике и орфоэпии.

1. Формулирование темы урока. Б е с е д а с классом.

— Какое из записанных слов относится к научной лексике? (Фонетика.) Это понятие вместе с понятием орфоэпия и определит тему нашего урока.

— Как называется наука, разделами которой являются фонетика, орфоэпия? (Наука о языке, языкознание, лингвистика.)

— Знакомы ли вы с фонетикой и орфоэпией? Исходя из этого сформулируйте основную цель урока.

— Вспомните, как можно объяснить значение слова фонетика через значение его корня, пришедшего в русский язык из греческого (pho ̄ne — звук).

— В каких словах вы можете найти этот корень? (Магнитофон, диктофон, микрофон.)

Беседа продолжается по вопросам учебника (§ 4, с. 12). Порядок фонетического разбора слова используется для подготовки развёрнутого сообщения «Звуки нашей речи». Завершить работу можно, ответив на такие вопросы: как вы думаете, зачем нужно изучать фонетику? Может ли пригодиться знание о звуках речи, например, при создании стихотворений?

2. Р а б о т а п о г р у п п а м со стихотворными произведениями. Класс делится на четыре группы: 1-я группа работает со стихотворением из домашнего задания (упр. 13); 2-я группа выполняет задания из упр. 14; 3-я группа — задания из упр. 16; 4-я группа получает карточки со стихотворением А. Барто «Игра в слова»:

Скажи погромче слово «гром» — А скажешь слово «листопад» —

Грохочет слово, словно гром. И листья падают, летят.

Скажи потише: «Шесть мышат» — И, словно наяву,

И сразу мыши зашуршат. Ты видишь осень:

Скажи: «Кукушка на суку» — Жёлтый сад

Тебе послышится: «ку-ку». И мокрую траву.

При подготовке выразительного чтения учащимся предлагается сначала ответить на вопросы: какие согласные (они характеризуются по плану фонетического разбора) повторяются в стихотворении вашей группы? Помогает ли поэтам знание фонетики нарисовать картину так, что-бы читатель смог лучше её представить? Чтение стихотворений проводится в форме конкурса на звание лучшего чтеца. При оценке чтения следует обратить внимание на правильность произношения (это станет переходом к следующей части урока).

3. Выявление и характеристика основных орфоэпических трудностей.

1) Б е с е д а с классом:

— Какой раздел в науке о языке следит за тем, как мы произносим звуки в словах? (Орфоэпия.)

— Что означает слово орфоэпия? (В пер. с греч. orthos —правильный и epos — речь.)

— В чём состоит задача орфоэпии? (Орфоэпия устанавливает единые правила литературного произношения и следит за их выполнением.)

— Где отражены эти правила? (В орфоэпическом словаре.)

— Слова фонетика и орфоэпия — это термины (т. е. слова, обозначающие научные понятия). Обратите внимание на то, что слова фонетика и термин имеют орфоэпическую трудность — разное произношение согласного перед звуком [э]. С чем связана эта трудность? (В словах иноязычного происхождения перед буквой е, которая в исконно русских словах указывает на мягкость согласного, может произноситься и твёрдый звук.) Это первая орфоэпическая трудность. Вторая — постановка ударения: повторяем слова из лингвистической пятиминутки.

2) При выполнении упр. 18 выявляется третья трудность — произношение сочетания букв чн. Имеющиеся в упражнении примеры учащиеся дополняют собственными.

III. Повторение правила употребления ъ и ь.

1. Определение значения слова орфография. Чем это слово отличается от слова орфоэпия? Какие буквы в русском языке не обозначают звуков и зачем эти буквы нужны?

2. Выполняя упр. 20, из которого учитель предлагает выписать только слова с разделительным ъ, учащиеся работают попарно (две пары работают на противоположных «крыльях» доски), обязательно выделяя часть слова, после которой стоит ъ. Класс оценивает работу, выполненную у доски, осуществляет самокоррекцию

3.Орфографический тренинг. Представитель группы, получившей задание составить инструкцию по орфограмме ь и ъ, защищает свою работу. Класс записывает предложения, используя составленный алгоритм, и делает вывод о работе товарищей. 1) Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. 2) Хоть горшком назови, только в печь не сажай. 3) Любишь кататься — люби и саночки возить. 4) Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

Задание к тренингу. Самостоятельное выполнение морфемного разбора трёх слов, разных по составу, из записанных предложений. Взаимопроверка выполнения.

IV. Подведение итогов урока и формулировка домашнего задания. Итогом урока может стать в ы в о д - с а м о о ц е н к а: что в 5 классе каждый учащийся усвоил хорошо, что забыл, но в процессе урока вспомнил, а над чем придётся ещё поработать. Исходя из этого формулируется домашнее задание. 1) Дл я в с е г о к л а с с а: упр. 21. 2) Дифференц и р о в а н н о: работа над допущенными орфоэпическими и орфографическими ошибками (ведение «Словаря личных ошибок»; составление словосочетаний; подбор предложений, подготовка карточек и др. — по выбору учащегося).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области