Муниципальное образование Гулькевичский район
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 им. М. И. Короткова г.Гулькевичи
Рабочая программа внеурочной деятельности
Кружок «Уроки вежливости»
Срок реализации – 4 года
Возраст 7 – 10 лет
Учитель начальных классов МАОУ СОШ №1
Фролова Наталья Андреевна
г. Гулькевичи,
2020-2024 уч. год
Рабочая программа кружка
"Уроки вежливости" для 1-4 классов
Назначение программы. Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки. Необходимость преодолеть все недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определённой системе. А чтобы работа была систематической, её надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.
Актуальность программы.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования чрезвычайно актуальна, потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной, семейной культуры и базовых национальных ценностей.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)
Программа кружка «Уроки вежливости» рассчитана на детей 7 – 9 лет. Это позволяет строить занятия в соответствии с познавательными и практическими возможностями детей, согласно их возрасту. Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 год – 33 занятия (33 часа), 2 – 4 год - 34 занятия в год (34 часа). Одно занятие в неделю. Продолжительность одного занятия – 35 минут.
Основная цель кружка «В мире этикета»: формирование навыков общения и культуры поведения школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Цель модульного курса «Правила вежливости и этикета» 1 года обучения: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:
-Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
- Прививать стремление к постоянному познанию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Цель курса «Путешествие в мир этикета» 2-4 года обучения:
Формирование у ребенка нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи, с помощью которых реализуется цель данной программы:
-Способствовать формированию навыков поведения в обществе.
-Способствовать воспитанию чувства коллективизма.
-Способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.
-Способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Формы и методы занятий:
-Словесные (наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков; беседа ситуативная, беседа-рассуждение, беседа-игра, беседа-размышление, посещение музейных экспозиций).
-Наглядные (просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, сказок, притч;).
-Практические ( игровые практикумы).
Рабочая программа кружка
«Уроки вежливости»
1 – 4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по кружку «Уроки вежливости» составлена в соответствии с:
- Законом от 29.12.2012 №273 - ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании»;
-Типовым положением об образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. №196);
- Приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19707);
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
- Письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 №03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Законом РТ от 19.10.1993 №1982 – XII (ред. от 09.07.2012) «Об образовании»
Назначение программы.
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.
Необходимость преодолеть все недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определённой системе. А чтобы работа была систематической, её надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.
Актуальность программы.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования чрезвычайно актуальна, потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной, семейной культуры и базовых национальных ценностей.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)
Программа кружка «В мире этикета» рассчитана на детей 7 – 9 лет. Это позволяет строить занятия в соответствии с познавательными и практическими возможностями детей, согласно их возрасту. Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 год – 33 занятия (33 часа), 2 – 4 год - 34 занятия в год (34 часа). Одно занятие в неделю. Продолжительность одного занятия – 35 минут.
Цель внеурочной деятельности в начальной школе: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основная цель кружка «В мире этикета»: формирование навыков общения и культуры поведения школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Цель модульного курса «Правила вежливости и этикета» 1 года обучения:
Освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:
-Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
- Прививать стремление к постоянному познанию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Цель курса «Путешествие в мир этикета» 2-4 года обучения:
Формирование у ребенка нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи, с помощью которых реализуется цель данной программы:
-Способствовать формированию навыков поведения в обществе.
-Способствовать воспитанию чувства коллективизма.
-Способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.
-Способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Формы и методы занятий
-Словесные (наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков; беседа ситуативная, беседа-рассуждение, беседа-игра, беседа-размышление, посещение музейных экспозиций).
-Наглядные (просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, сказок, притч;).
-Практические ( игровые практикумы).
Структура модульного курса «Правила вежливости и этикета» 1 года обучения
Личностные и метапредметные результаты.
Раздел I. Я среди людей (7час.) Понятия «я», «внешний вид», «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище», «верность слову», «честь». Речь – важнейшее средство общения. Правила общения.
УУД:
-Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
-Учится организовывать свое рабочее место.
- Учится слушать и понимать речь других.
-Учится работать в паре.
Раздел II. Речевой этикет (7 час.) Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Правила знакомства, представления, обращения, приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа. Мимика и жесты.
УУД:
-Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
- Учится организовывать свое рабочее место.
- Учится соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- Учится совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, следовать им.
- Учится работать в паре.
Раздел III. Культура поведения (14 час.) Отношение к семье, родителям, старшим по возрасту людям, учителям, сверстникам, младшим. Правила поведения в общественных местах, гостях, дома.
УУД:
-Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
- Учится организовывать свое рабочее место.
- Учится соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- Учится совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, следовать им.
- Учится работать в паре.
- Учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Раздел IV. В мире сказок (3 час.) Добро и зло, правда и ложь.
УУД:
- Учится умению оценивать жизненные ситуации поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
-Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
- Учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
-Учится работать в паре.
- Учится соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- Учится слушать и понимать речь других.
Раздел IV. Итоговое занятие ( 1 час.)
- Анализировать предлагаемую информацию.
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, следовать им.
-Учится работать в паре.
Личностные УУД:
-Получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
- Уметь чувствовать уважение к своей семье, к своим родственникам.
-Уметь оценивать жизненные ситуации поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД:
- Учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Учится организовывать свое рабочее место.
Познавательные УУД:
- Умение анализировать предлагаемую информацию.
-Находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
-Учится подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные УУД:
-Слушать и понимать речь других.
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, следовать им.
-Учится работать в паре.
- Учится соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Календарно-тематическое планирование курса в 1 классе
№ пп. | Наименование темы раздела занятия | Кол-во часов | Элементы содержание | Дата по плану | Дата факту |
1. | Я среди людей | 7 | |||
1.1. | Кто я и как выгляжу? | 1 | Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. | ||
1.2. | Что в нашем имени? | 1 | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Обращение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. | ||
1.3. | Плохо одному | 1 | Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. | ||
1.4. | Товарищи и друзья | 1 | Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. | ||
1.5. | Как завоевывать друзей | 1 | Правила общения с товарищами и друзьями. | ||
1.6. | Бескорыстие в дружбе | 1 | Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. | ||
1.7. | Верность слову | Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: нужно ли всегда быть верным данному тобой слову. | |||
2. | Речевой этикет | 7 | |||
2.1. | Что такое этика и этикет | 1 | Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. | ||
2.2. | Роль мимики, жестов и позы в общении | 1 | Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». | ||
2.3. | О вежливых словах и их применении. | 1 | Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении. | ||
2.4 | Правила знакомства, представления и обращения | 1 | Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций «Давай познакомимся» | ||
2.5. | Правила приветствия и прощания | 1 | Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. | ||
2.6. | Правила извинения и просьбы | 1 | Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. | ||
2.7. | Правила благодарности и отказа | 1. | Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций. | ||
3. | Культура поведения | 14 | |||
3.1. | Отношение к старшим | 1 | Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. | ||
3.2. | Отношение к учителю | 1 | Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. | ||
3.3. | Отношение к малышам | 1 | Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Забота о маленьких. | ||
3.4. |
| 1 | Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. | ||
3.5. | Правила поведения в столовой, за столом | 1 | Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». | ||
3.6. | Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей | 1 | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». | ||
3.7. | Искусство делать подарки | 1 | Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. | ||
3.8. | Как правильно разговаривать по телефону | 1 | Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Поговорим по телефону» | ||
3.9. | Правила поведения в общественном транспорте | 1 | Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». | ||
3.10. | Как вести себя в общественных местах | 1 | Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. | ||
3.11 | Правила поведения в театре и кино | 1 | Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций. | ||
3.12 | Поведение в библиотеке и музее | 1 | Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. | ||
3.13 | Как вести себя в кафе | 1 | Знакомство с правилами поведения в кафе | ||
3.14 | Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями | 1 | Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни. | ||
4. | В мире сказок | 3 | |||
4.1. | Добро и зло в сказках | 1 | Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. | ||
4.2. | Сказки – волшебство, в них живет добро и зло | 1 | Волшебство, чудо и, правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть добро и оно побеждает. | ||
4.3. | Сказка – ложь, да в ней намек… | 1 | Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. | ||
5 | Итоговые занятия | 2 | |||
Что мы узнали и чему научились за год | Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». |
2-4 года обучения
Раздел I. Что значит быть вежливым? (1 час) Этикет и вежливость. История этикета.
Раздел II. Правила жизни в обществе (11 час.) Формы приветствия и прощания, значение слова «здравствуй». Правила знакомства и прощания. Способы выражения благодарности. Формы извинений. Формулы привлечения внимания, обращения к незнакомому человеку. Язык жестов, правила произношения «трудных» слов (словарь), слова-паразиты.
Раздел III. Ты сам (13час) История костюма. Гигиенические требования к одежде. Правила ухода за кожей, глазами, зубами. Принципы здорового питания, понятие о полезной пище. Понятие «личность». Способы самонастроя, отношение к окружающим. Вред курения, алкоголя, наркотиков. Взаимоотношения девочек и мальчиков.
Раздел IV. Ты – ученик (9 час) Отношение к учителю, учебе, отметке. Взаимоотношения между одноклассниками. Понятия «друг», «дружба». Культура спора. Правила поведения в школе и общественных местах.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД: - Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные УУД: - Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
- Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Выразительно читать и пересказывать текст. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Календарно-тематическое планирование курса во 2-4 классе
№ пп. | Наименование темы и раздела занятия | Кол-во часов | Элементы содержание | Дата по плану | Дата факт. |
1. | Что значит быть вежливым? | 1 | Введение в понятия «этикет», история этикета, виды этикета | ||
2. | Правила жизни в обществе | 11 | |||
2.1 | Приветствие. | 1 | Формы приветствия и прощания, значение слова «здравствуй» | ||
2.2. | Давайте познакомимся… | 1 | Правила знакомства. Сценка «Давайте познакомимся» | ||
2.3. | Прощание. | 1 | Слова прощания | ||
2.4. | Благодарность. | 1 | Значение слова «спасибо», способы выражения благодарности | ||
2.5. | Извинения. | 1 | Формы извинений | ||
2.6. | Разговор в обществе | 1 | Начало разговора: Формулы привлечения внимания, обращения к незнакомому. Типовые вопросы (Который час? Как пройти, проехать…? Где находится…? И др.). Сопутствующие сигналы: нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон. | ||
2.7. | Обращение к собеседнику. Наши имена | 1 | Обращение по имени и отчеству. Возможный выбор обращения по имени | ||
2.8. | Ты и Вы | 1 | |||
2.9. | Слова и жесты | 1 | Язык жестов, правила произношения «трудных» слов (словарь), слова-паразиты | ||
2.10. | Внимание к собеседнику. | 1 | Культура поведения во время беседы | ||
2.11 | Вежливые слова. Решение этикетных задач | Знакомство с вежливыми словами. Создание и решение этикетных ситуаций. | |||
3 | Ты сам | 13 | |||
3.1 | Твой внешний вид. | 1 | История костюма. Гигиенические требования к одежде. | ||
3.2.-3.3. | Уроки гигиены. | 1 | Правила ухода за кожей, глазами, зубами и т.д.; | ||
3.4. | Кое-что о правильном питании. | 1 | Принципы здорового питания, понятие о полезной пище | ||
3.5. | Твое настроение. | 1 | Как поднять себе настроение, способы самонастроя, отношение к окружающим | ||
3.6. | Тайна моего «Я». Умение владеть собой | 1 | Дать понятие «личность» со своим внутренним миром. | ||
3.7. | Как мы видим друг друга | 1 | Восприятие другого человека. | ||
3.8. | Вредные и полезные привычки. | 1 | Игра «Верю – не верю», вредное воздействие на организм курения, алкоголя, наркотиков. | ||
3.9 | Не только платье красит человека. | 1 | О хороших манерах. | ||
3.10 | Одежда, костюм, мода | 1 | Умение одеваться со вкусом, аккуратно, по фигуре, по погоде, в соответствии с ситуацией. | ||
3.11 | Мода на Руси | 1 | История костюма . | ||
3.12 | Не только платье красит человека. | 1 | Использование косметики и парфюмерии. | ||
3.13 | Только о мальчиках. Только о девочках. | 1 | О взаимоотношениях девочек и мальчиков. | ||
3.14 | Решение этикетных задач | 1 | Создание и решение этикетных ситуаций. | ||
4. | Ты – ученик | 8 | |||
4.1. | Твое отношение к учебе и учителям | 1 |
| ||
4.2. | Общение с одноклассниками. | 1 | Взаимоотношения между одноклассниками, отношение мальчиков и девочек, мини-тест «Примерный ученик» | ||
4.3 | О дружбе | 1 | Понятия «друг», «дружба». Ценность и необходимость дружбы, вежливое отношение друг к другу. | ||
4.4. | Как решать конфликты. | 1 | «Правила поссорившихся сторон» | ||
4.5. | Культура спора | 1 | Решение ситуаций, уважение к окружающим, (словарь) Основы нравственного самовоспитания. | ||
4.6. | В библиотеке, в столовой, в гардеробе. | 1 | Правила поведения в библиотеке, столовой, гардеробе | ||
4.7 | Загородная прогулка с классом | 1 | Правила поведения в общественных местах, на природе, бережное отношение к природе | ||
4.8. | Смеемся вместе | 1 | Умение посмеяться над своими недостатками. О громком смехе, смехе без причины. |
Результативность курса
К концу 1-го года обучения ребенок получит знания:
о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
К концу 1-го года обучения ребенок должен выйти на 1-й уровень воспитательных результатов, а именно: приобрести социальные знания, понимание социальной реальности и повседневной жизни (знания о правилах групповой работы, способах самостоятельного поиска дополнительной информации).
К концу 2-4-го года обучения обучающийся получит знания:
Взаимоотношения на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
Учащийся получит опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Научится:
- организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
- улучшит свои коммуникативные способности и приобретет навыки работы в коллективе;
По результатам 2-го и 3-го года обучения учащийся выйдет на 2-й уровень воспитательных результатов, а именно: приобретет опыт позитивного отношения к истине, знаниям, учению.
Воспитательные результаты реализации программы оцениваются по 2-м уровням.
Первый уровень результатов (1-й год обучения) - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов (2-й год обучения )- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в этой среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Следующие воспитательные результаты:
-начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
-нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
-неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
-способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
-уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
-знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Формы учета оценки планируемых результатов
1.Опрос
2.Наблюдение
3.Диагностика:
- нравственной самооценки;
- этики поведения;
- отношения к жизненным ценностям;
- нравственной мотивации.
4.Анкетирование учащихся и родителей.
Информационно-методическое обеспечение
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)
Интернересурсы:
http://sob.znate.ru/docs/233/index-11941.html