Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Реализация индивидуальных программ сопровождения замещающих семей, воспитывающих подростков

Построение модели психолого-педагогической поддержки семей и ее реализация

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ГКУСО РО Ерофеевский центр помощи детям

Реализация индивидуальных программ сопровождения

замещающих семей, воспитывающих подростков

Сопровождение замещающих семей специалистами ГКУСО РО Ерофеевского центра помощи детям ведется с 2016 года. За этот период заключено 116 договоров о сопровождении, из них в 2016 году на кризисном уровне находилась одна семья, в 2017 году - 4 семьи, в 2018 году – 6 семей, в 2019 – 5 семей, в 2020 – 3, в 2021 – 5.

Построение модели психолого-педагогической поддержки семей и ее реализация основываются на реальных проблемах  замещающих  семей, определяется команда специалистов для работы по сопровождению, включающая медицинского работника, социального педагога, педагога-психолога, юриста.

По наблюдениям специалистов нашего Центра замещающие родители чаще нуждаются в помощи и профессиональной поддержке специалистов на этапе подросткового кризиса подопечного.

Основной задачей сопровождения замещающих семей на кризисном уровне является удовлетворение потребности семьи в урегулировании семейной ситуации, выходе из семейного кризиса.

Маршрут сопровождения замещающей семьи на кризисном уровне включает следующие этапы:

I этап: комплексная диагностика, цель которой - изучение эмоционально-личностных особенностей подростка, определение его статуса, зоны актуального и ближайшего развития.

II этап: конструирование маршрута сопровождения, т.е. составление и утверждение плана сопровождения.

III этап: реализация маршрута сопровождения, целью которого является улучшение психического состояния подростка, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, оказание помощи в социализации и профориентации.

IV этап: мониторинговое обследование, цель которого - анализ результатов эффективности сопровождения.

Среди основных проблемных полей (по определению В.Н. Ослон)

у подростков выделяются:

1)трудность в обучении и школьная дезадаптация;

2) преодоление кризиса подросткового возраста;

3) рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости;

4) взаимоотношения с приемными родителями;

5) взаимоотношения со сверстниками;

6) развитие самосознания подростка, как оценка индивидом самого себя;

7) кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде;

8) подготовка подростка к самостоятельной жизни;

9) комплексные проблемы

Алгоритм сопровождения замещающей семьи, воспитывающей подростка

(на примере семьи)

1. Знакомство, выявление проблемы.

Первичное анкетирование, интервьюирование членов замещающих семей. Комплексная диагностика («Рисунок семьи», «Незаконченные предложения», «Семейная социограмма»); опросники: опросник депрессии, опросник семейной динамики, опросник «Семейные роли», анкета для подростка и другие).

2.Составление личного дела семьи: индивидуального плана сопровождения, социальной карты замещающей семьи.

При составлении индивидуального плана сопровождения замещающей семьи, воспитывающей подростка, используются следующие методы и приемы:

3. Дистанционный выход специалистов в замещающую семью, учебное заведение.

Изучение возможностей социума (беседа с классным руководителем, учителями школы, близкими родственниками подопечного).

Изучение созданных условий для развития подопечного. Согласование с замещающими родителями планов индивидуального сопровождения.

4. Составление отчета по результатам диагностики, в котором отражается оценка комфортности замещающей семьи: эмоциональное развитие подопечного, оценка семейных взаимоотношений. Даются рекомендации замещающим родителям (устные и письменные). Устные – в ходе индивидуального консультирования, письменные – в виде методического материала (тематические буклеты, памятки, брошюры).

5. Консультирование и работа с замещающей семьей.

6. Итоговая диагностика и мониторинг замещающей семьи, включающий оценку успешности воспитания, образования и развития подростка, уровня педагогической компетентности замещающих родителей.

Эффективность программы сопровождения выявляется проведением мониторинга с помощью выходных диагностик и карт для замещающих родителей и подростка.

Необходимо отметить, что специалистам, закрепленным за семьей нужно выстраивать взаимоотношения с подростком и семьей таким образом, чтобы семья не воспринимала их, как представителей контролирующих организаций, а как «друга» семьи, который хочет им помочь. Но в тоже время, необходимо не переступить тонкую грань к «панибратству», семья все-таки должна адекватно реагировать на советы, замечания, рекомендации специалистов. Заинтересованность самих специалистов в оказании помощи семье – это одно из важных условий сопровождения семьи.

Кроме дистанционной работы с семьей на этапе проблемы или конфликта желательно еженедельно осуществлять телефонные переговоры с семьей по вопросу разрешения конфликта.

ИПС – это гибкая система реагирования на возникающие в ходе ее реализации новые проблемные очаги. И, чтобы грамотно скорректировать ИПС, педагогу-психологу стоит придерживаться

принципов работы с подростком и замещающей семьей:

1)вовлечение в работу всей семьи;

2) принятие подростка таким, какой он есть;

3) использование на протяжении всего курса работы положительного подкрепления и выявление позитивных сторон личности подростка;

4) работа с подростком в ролевой позиции ВЗРОСЛЫЙ-ВЗРОСЛЫЙ;

5) обобщение всего происходящего на занятиях; анализ должен делать не только подросток, но и педагог-психолог (на него ложится основная нагрузка, он обобщает).

В ИПС необходимо отражать методы работы с подростками:

При сопровождении семей учитываются следующие принципы:

1.  Рекомендательный характер консультаций специалистов.

2.  Непрерывность сопровождения, согласно индивидуальному плану работы с семьей.

3.  Комплексность, которая предполагает работу различных специалистов.

4.  Конфиденциальность (ни одна из проблем не должна быть вынесена)

В практике нашего центра проводятся:

степень выраженности уровня стресса у подростка и родителей, отвержение подростком приемных родителей, эмоциональное выгорание опекунов, степень агрессии, дезинтеграция из системы образования, переживание членами семьи психологической травмы и другие параметры. Минимальная выраженность параметра – 0, максимальная – 3.

Проведя данный мониторинг с родителями, мы можем судить о том, вышла ли данная семья из кризиса, составляем заключение по результатам реализации индивидуальной программы сопровождения замещающей семьи. выводим семью на следующий уровень сопровождения.

Для успешной работы на кризисном уровне сопровождения нами реализуются программы для семей с подростками:

Указанные Программы являются частью комплексной системы психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи, активно используются в рамках сопровождения на кризисном уровне. Конечно, учитывая нынешнюю ситуацию, связанную с пандемией, нам приходится корректировать все программы, переходить на онлайн-формат, самим мобилизоваться, но хочется отметить, что многое у нас получается: для современных подростков Z такая форма работы более приемлема, им интересно, они учат этому своих родителей, происходит процесс взаимопомощи, а это – первый шаг к сближению.

Основные трудности в ходе реализации ИПС следующие:

Рекомендации для разработчиков ИПС:

Сопровождение замещающих семей позволяет укрепить уверенность родителей в своих воспитательных воздействиях, содействовать мобилизации их личностных, духовных, интеллектуальных, физических ресурсов для выхода из кризисного состояния, расширению у них диапазона приемлемых и результативных средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления трудностей.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области