Доклад воспитателя группы продленного дня на тему:
«ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Воспитатель группы продленного дня
ГБОУ СО «Школа АОП №4 г. Саратова
Анастасия Юрьевна Старикова
В последнее время использование информационных технологий в процессе обучения и социальной реабилитации детей с ОВЗ становится повсеместным явлением, о чем свидетельствует анализ таких теоретических и практических источников, как: интернет-сайты, специализированная литература, участие в конференциях и педагогических чтениях.
Все эти возможности используются на всех этапах обучения:
- этап объяснения нового материала,
- контроль знаний,
- обобщение и систематизация материала.
Коррекционный и развивающий потенциал современных информационных технологий заключается в повышении производительности обучения путем:
Например, известный академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор И.В. Роберт [6, c. 58] применительно к традиционному образовательному процессу, определяет следующие методологические цели использования образовательного программного обеспечения:
Данные задачи могут решаться с использованием средств аппаратного обеспечения (компьютер, принтер, сканер, копир, проектор, фото и видео аппаратура, звукозапись, мультимедиа) и программного обеспечения (виртуальные дизайнеры, симуляторы, комплексные учебные пакеты, поисковые системы, сети Интернет).
Использование новых информационных технологий в обучении позволяет создавать специальные навыки у детей с различными когнитивными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, а также способствует формированию ключевые компетенции студентов [1].
Использование современных информационных технологий также позволяет учителю вносить эффект визуализации в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном образовании, полностью усваивать материал. Визуальное отображение информации повышает эффективность любой человеческой деятельности. Но в специальном образовании это становится особенно важным.
Компьютерные технологии предоставляют большие возможности для развития творческого потенциала ребенка с ОВЗ. Благодаря использованию информационных технологий у детей с ограниченными возможностями зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, а это приводит к положительному результату воспитания и развития этой категории детей.
Использование современных информационных технологий на различных уроках с детьми со сложными дефектами позволяет педагогам:
Кроме того, использование современных информационных технологий позволяет сделать занятие привлекательным, современным, индивидуализировать и дифференцировать обучение.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями посредством внедрения новых информационных технологий связана с внедрением следующих основных принципов обучения:
Использование новых информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья имеет несколько преимуществ. Так, одним из основных преимуществ использования компьютерных учебных пособий является их способность визуализировать предоставленный учебный материал. Использование ИКТ в педагогической деятельности помогает преподавателю:
- значительно сократить время на трансляцию учебного материала, увеличив объем производительной деятельности на уроке;
- создавать интересные учебно-дидактические материалы, раздаточные материалы, материалы для оценки и тестирования, необходимые для выполнения поставленных корректирующих и воспитательных заданий;
- находить основные и дополнительные учебные материалы по теме урока или для курсов по выбору.
Включение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) дает положительный результат, повышая КПД (коэффицент полезного действия) каждого проведенного с ними урока, и стимулирует развитие уже имеющихся навыков детей [8, c. 47].
Использование информационных технологий в коррекционных классах происходит посредством включения в образовательный процесс презентаций, выполненных в программе PowerPoint. Они должны отвечать требованиям образовательных стандартов и быть доступными для детей с особенностями развития. Последнее предполагает под собой структурированность, краткость, незамысловатость, выдержанную цветовую гамму и крупный шрифт [7, c. 156].
При разработке урока с использованием компьютерных технологий особое внимание уделяется здоровью обучающихся. План каждого урока включает в себя физические и динамические паузы, оздоровительную разминку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), оправдывает себя во всех отношениях:
С каждым днем количество цифровых продуктов для сферы образования стремительно растет. Появляются виртуальные экскурсии, разные симуляторы, обучающие программы, онлайн-репетиторы, энциклопедии и многое другое. Но их использование в учебном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья практически нереально, можно сказать даже, что оно не несет в себе смысла, так как ученики, обучающиеся по специальной программе, не могут концентрироваться на одном и том же предмете продолжительное время, капризны, абстрагированы и редко справляются с элементарным занятием без помощи учителя.
Поэтому могут быть также разработаны и развивающие игры, которые легко адаптируется к разным особенностям ребенка, отталкиваясь от уровня развития, а не возраста. Компьютерные игры посредством своей красочности и деления по этапам, а не по классам, привлекают учеников, повышая их уверенность в собственных силах и мотивируя к самостоятельной работе, без помощи преподавателя. Благодаря тому, что игры совмещают в себе учебный и игровой процессы, дети легко увлекаются и стремятся провести больше времени в игре, одержать победу [5, c. 98].
Занятиям с симуляторами не мешают нарушения речи или памяти, поскольку для повторения необходимого материала нужно просто вернуться в нужный раздел и посмотреть обучающий ролик или презентацию.
Далее хотелось бы отметить, что идея гармоничного сочетания традиционных коррекционных технологий с возможностями ИКТ в процессе обучения и социальной реабилитации детей с ОВЗ детей с ограниченными возможностями могут стать основой любой образовательной программы или нового проекта, необходимость решения которого определяется, во-первых, тем, что неуклонно растет число детей с ОВЗ. Во-вторых, своевременное улучшение процесса коррекционного обучения и воспитания таких детей позволяет устранить причины их дезадаптации в новых социальных условиях [5, c. 78].
Так, по сравнению с традиционными формами обучения детей с ограниченными возможностями компьютера обладает рядом преимуществ:
Главное при использовании компьютерных игр – это придерживаться рекомендаций, как для учителей, которые их используют в классе, так и для родителей.
Многие авторы дают различные виды рекомендаций, но большинство из них соглашаются в следующих позициях, например:
Таким образом, использование информационных и компьютерных ресурсов не заменяет обычные корректирующие методы и технологии, но является рациональным и удобным источником информации и ясности.
Итак, в данной статье можно сделать следующий вывод: реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов образовательной деятельности, совершенствуя существующие и порождая все новые организационные формы и методы обучения.
Использование информационных технологий для детей с ОВЗ помогает решать важные задачи обучения и социальной реабилитации детей с ОВЗ, развития их личности, способности ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.
Библиографический список